автор: Жадан Ирина Георгиевна
учитель экономики МБОУ СОШ № 4 г.Тимашевск урок в 5 класс
«Конкуренция, конкуренты, цены».
Предмет: Экономика
Класс: 5 «А»
Тема урока: «Конкуренция, конкуренты, цены».
УМК: «Удивительные приключения в стране Экономика», 5-7 классы, Липсиц И.В. М. «Вита – Пресс» 2019 г.
Тема | «Конкуренция, конкуренты, цены». | ||
Цель и задачи | – познакомить учащихся с типами конкуренции;
– отметить их роль в экономике и через серию ролевых игр обнаружить эффект конкуренции на цену, качество и другие разнообразные потребительские свойства продукции. 1. Образовательные: – углубить, и расширить знания учащихся о покупателях и продавцах; – сформировать представление учащихся «о конкуренции», умения выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, отличать ценовую конкуренцию от неценовой; – развивать экономическое мышление учащихся. 2 Развивающие: – развивать логическое мышление, навыки анализа, сравнения, обобщения, рассуждения; – развивать навыки устанавливать, и выделять главное; – прививать умения руководствоваться полученными знаниями в конкретных ситуациях повседневной жизни; – развивать навыки работать с кроссвордами, таблицами, в группах. 3. Воспитательные: – воспитывать у учащихся активность, самостоятельность, любознательность на уроке; – формировать эстетические качества личности; – воспитывать у учащихся бережное отношение к использованию ресурсов. |
||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |
|
Личностные: Уметь выбирать оптимальные
формы во взаимоотношениях с одноклассниками. Коммуникативные: Умение работать в группе. Познавательные: умения выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, отличать ценовую конкуренцию от неценовой. Регулятивные: . научится основам саморегуляции эмоциональных состояний. |
||
Основные понятия | Конкуренции, конкуренция продавцов и покупателей, ценовая и неценовая конкуренция | ||
Организация пространства | |||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Математика, обществознание, русский язык, литература. | Игра
Фронтальный опрос. Групповая работа Индивидуальная работа |
-Учебник
-Рабочие тетради -кроссворд (один на группу), -маршрутный лист (каждому ученику), -мультимедийная презентация. -интернет-ресурсы. Динамическая пауза. |
№ | Этапы работы. | Содержание этапа. | |||
1. | Организационный этап учебного занятия. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
Организационный момент (настрой на урок, мотивация к новым знаниям) | 1 минута | Мультимедийная презентация | |||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель – организация внимания учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм. | Цель – вступительное слово учителя способствует включению в процесс обучения. | Коммуникативные: слушать, отвечать, и реагировать на новые экономические понятия.
Регулятивные: использовать мотивацию учебной деятельности для регуляции своих действий. |
|||
2. | Этап целеполагания. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
Целеполагание и мотивация. | 5 минут | Работа с кроссвордом | |||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель – поставить познавательную задачу.
Используя вопросы, подвожу учащихся к цели урока. Тему сегодняшнего урока, над которой нам предстоит работать, вы узнаете, разгадав ключевое слово кроссворда. Работаем в группе по четыре человека. Кроссворды всех групп одинаковые. Вам необходимо как можно быстрее разгадать кроссворд и назвать ключевое слово. (Приложение № 1) |
Цель – сформулировать задачу урока.
Отвечая на наводящие вопросы, сами делают выводы о цели урока. Учащиеся работают в группах. Использование кроссворда позволяет вызвать интерес учащихся к теме урока, стимулирует их познавательную активность. |
Познавательные: Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.
Регулятивные: поиск конкретной информации, оценивание своей работы и работы одноклассников. Личностные: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная) Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем и учащимися во время групповой работы. |
|||
3. | Этап повторения изученного материала. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
Опрос по ранее изученному материалу. | 4 минуты | Рабочие тетради, | |||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель– развивать экономическое мышление, проверить уровень усвоения ранее изученного материала.
Самостоятельная работа: тестирование по пройденной теме «Реклама». . |
Цель – повторить пройденный материал
Меняются рабочими тетрадями и производят взаимопроверку. |
Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний
Коммуникативные: Формировать умение слушать. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
|||
4. | Этап изучения нового учебного | Время. | Используемые ресурсы. | ||
13 минут | Учебник, маршрутный лист, слайды презентации. | ||||
Деятельность учителя. | УУД | ||||
Цель – сформировать представление о конкуренции, уметь выделять конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей, выяснить, в чём отличие ценовой конкуренции от неценовой.
Вопрос: Что означает, на ваш взгляд слово конкуренция? Включаем мультимедийное устройство. Учитель: Прочитайте определение. Вопрос: А кто является участниками рынка? Учитель: Различают конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей (запись в тетради). |
Цель – Включение учащихся в активную работу.
Активизация внимания. Ответ: – соревнование, – борьба, – соперничество, – состязание. Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за получение преимуществ (запись в тетради). Ответ: Продавцы и покупатели |
Познавательные: Осуществлять интерес к предмету.
Регулятивные: Принимать, и сохранять учебную цель и задачи. Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений. Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
|||
Время. | Используемые ресурсы. | ||||
5 минут | Презентация, рабочие тетради, сказка
«Незнайка на луне» |
||||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель – продолжить работу по ознакомлению учащихся с экономическим термином «Конкуренция». Прочитайте отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне» и устно ответьте на вопросы (см. Маршрутный лист: Приложение №2, Приложение №3).
Вопрос: О какой экономической проблеме идёт речь в этом отрывке? Вопрос: Почему Пончик разорился? Вопрос: Может, вы, посоветуете Пончику, что же ему надо сделать, чтобы не разориться? Выделяют два метода конкурентной борьбы продавцов. Первый метод – ценовая конкуренция – соперничество продавцов за счёт снижения цены. Второй метод – неценовая конкуренция – соперничество продавцов путём: – улучшения качества товара; – использования красивой упаковки; – рекламы; – лотереи, конкурсов; – дополнительного обслуживания (бесплатной доставки, бесплатной установки, бесплатного ремонта). (запись в тетради) |
Цель – обращение к сказке способствует формированию логического мышления, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Ответ: О конкуренции. Ответ: Потому что у других продавцов цена была меньше, а товар качественнее. Ответы: – Надо продавать дешевле. – Сделать качественный товар. – Сделать красивую этикетку. (Оценка товарища). |
Познавательные: Анализ и выделение существенных признаков.
Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач Регулятивные: Развитие самостоятельности в учебной деятельности |
|||
5. | Этап закрепления учебного материала и применение новых знаний | Время. | Используемые ресурсы. | ||
5 минут | Учебник, презентация | ||||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель – закрепление новых знаний через устную работу.
Вопрос: О каком методе конкуренции, ценовом или неценовом, идёт речь в приведённом отрывке? 1. На рынке всегда идёт жёсткая конкурентная борьба. И в ней побеждает тот из производителей, кто сможет снизить цену товара и разорить своих конкурентов. 2. Иногда победу в этой бесконечной схватке приносит более высокое качество продукции, нередко – хорошо налаженное послепродажное обслуживание, часто – изобретательная и дорогая реклама. Побеждает тот, кто нашёл такую приманку для покупателей, до которой не додумались его соперники. |
Цель – используя полученные знания, учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: ознакомление с новым экономическим термином: «конкуренция»,
Коммуникативные: Использовать для выполнения задания. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
|||
6. | Динамическая пауза. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
2 минуты | |||||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель– смена учебной деятельности на уроке. Динамическая пауза с использованием физкультминутки. Сейчас прочту вам отрывок из произведения Э. Успенского, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены», а вы посчитайте сколько товаров лежит на полке, загибайте пальцы, делая одновременно гимнастику для рук. (приложение № 4) | Цель – сделать динамический перерыв и одновременно гимнастику для рук. | Познавательные: Закрепит полученные знания в ходе динамической паузы.
Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений. Регулятивные: Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
|||
7. | Рефлексия. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
2 минуты | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель-подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.
Давайте вместе вспомним, какова была цель урока сегодня? Как мы достигли этой цели? Для чего нам пригодятся знания, которые вы сегодня приобрели? Групповая форма работы. Составьте синквейн со словом «конкуренция» (Приложение № 2). |
Цель- Ребята от каждой группы зачитывают синквейны, сравнивают свои ответы с ответами товарищей и выбирают лучший. | Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Самостоятельно анализировать достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия. Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека. |
|||
8. | Итоговый этап учебного занятия. | Время. | Используемые ресурсы. | ||
Домашнее задание. | 3 минуты | Учебник, рабочая тетрадь | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | УУД | |||
Цель – Объяснить, что они должны сделать в процессе домашнего задания. Составить кроссворд со словом «конкуренты» (10 слов по горизонтали из темы «Рынок и конкуренция»). | Цель – осмыслить и записать домашнее задание.
Записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают. |
Познавательные: Осуществлять анализ информации.
Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: Использовать полученные знания на уроке для регуляции своих действий. |
|||
Подведение итога урока | Благодарю детей за хорошую работу, ставлю оценки наиболее активным учащимся. | Цель – учащиеся осмысливают с каким новым экономическим понятием познакомились. |