Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Ерохина Ольга Викторовна

воспитатель детский сад №182 «Золотой ключик» АНО ДО «Планета Детства «Лада»

НОД для дошкольников среднего возраста «Мы все такие разные»

Ерохина Ольга Викторовна, воспитатель,

Детский сада№182 «Золотой ключик»

АНО ДО  «Планета детства «Лада»  г о Тольятти

 

Технологическая карта образовательной деятельности (ОД)

по теме: «Мы все такие разные»

для детей  средней группы дошкольного возраста.  Самарская область

 

Программное содержание:

1.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста уважения к собственной и другим национальным культурам разных народов России.

  1. Познакомить детей с различными национальностями детей-сверстников, посещающих группу: русские, татары, чуваши, мордвины.  
  2.  Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях, кухне разных народов, посещающих группу.

 

Предварительная работа с детьми и родителями

 

Рассматривание глобуса, карты среднего Поволжья.

Карточки с изображением людей чувашской,  татарской, мордовской, русской национальностей.

Чтение пословиц, поговорок, стихов народов Поволжья.

Изобразительная деятельность «Солнышко дружбы»

Рассматривание иллюстраций  

 

Логика образовательной деятельности Технологии, методы, приемы

деятельности

Информационные

ресурсы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Правильно. Глобус-это макет Земли. Как вы знаете, на Земле очень много стран, где живут люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них свои обычаи и традиции.

Самая большая страна на Земле наша Россия. В России тоже много людей разных национальностей, также, как и в нашем городе Тольятти.

В.: Что общего у всех человечков? (Ответы детей: Голова, руки, ноги)

Чем они отличаются? (Ответы детей: Цветом волос, прической, цветом глаз)

В.: Сейчас мы с вами проверим, одинаковые мы все или нет. Слушайте внимательно:

-Выйдите в круг те, у кого тёмные волосы;

-Встаньте те, у кого есть веснушки;

-Покивайте головой те, кто мальчики;

-Похлопайте те, у кого голубые глаза.

Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, богатых и бедных. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы стать полезным и нужным нашей стране.

А что может объединить нас? (ответы детей: дружба). Правильно, дружба. Давайте мы с вами поиграем в очень интересную игру, она называется «Ручеёк дружбы».

           Физкультминутка «Ручеёк дружбы».

В.: Ребята, город, в котором мы с вами живем, построен на берегу большой и красивой реки. Как она называется? (ответы детей). Наш город строить приехали люди с разных уголков нашей большой Страны. Все они отличаются своими обычаями, национальной одеждой, цветом глаз и цветом волос. Все они говорят не только на русском языке, но и на своём родном языке, у них есть своя национальная музыка, свои национальные блюда.

А вы хотите узнать побольше о тех национальностях, которые ходят в наш детский сад? (ответы детей: Да)

В.: Давайте послушаем русскую народную песню и вспомним, как выглядит русский народный костюм.

(звучит аудиозапись р. н. п. «Калинка». Девочка и мальчик в русских костюмах выходят к детям. Дети рассматривают костюмы.)

В.: Посмотрите, русский народный костюм состоял из вышитых рубашки и сарафана. Простые люди надевали на голову девочкам и женщинам расшитые узорами повязки. А богатые носили кокошники.

В нашем крае самая многочисленная национальность – русские.

В.: Теперь Камилла и Карина хотят познакомить нас с татарской национальной песней и поздороваться с нами на татарском языке. (звучит татарская музыка, Карина здоровается на родном языке, дети рассматривают татарский национальный костюм).

Татары очень вкусно готовят национальное блюдо – чак-чак. Бабушка Камиллы приготовила нам это блюдо и хочет нас угостить.

В.: Саша предлагает нам узнать, как выглядит чувашский костюм, хочет поприветствовать нас на чувашском языке и послушать чувашскую музыку. (дети слушают музыку, разглядывают национальный костюм, Саша приветствует всех на чувашском языке).

Беседа «Что мы узнали нового?»

-Костюм какого народа вам больше всего понравился?

-Музыка какого народа заинтересовала вас?

В.: Я предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Солныщко». Каждый его лучик согреет теплом и еще крепче подружит детей всей нашей большой планеты Земля.

(Дети располагаются за столом и апплицируют из готовых форм «солнышко»)

В заключении хочу вам сказать, что все мы разные, но в разности наша сила. Не стесняйтесь спрашивать у родителей об обычаях и традициях вашего народа. Мы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе.

Много народов проживает в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет свою историю и свои традиции. Сегодня вы узнали, что у нас в группе тоже есть представители разных народов, но мы живем с вами дружно и не ругаемся друг с другом. Я надеюсь, что мы и дальше будем с вами дружной и веселой группой.

Метод визуалиации

предоставление информации в виде макета Земли.

 «Послушай и скажи» дети должны найти ответ

«Найди отличие» дети сравнивают, находят отличия.

«Ручеёк дружбы»

физминутка

Прием «Машина времени»

Воспитатель погружает детей в историю возникновения нашего города

Рассуждалки»

воспитатель путём рассуждения с детьми находят отличия русской и татарской одежды.

Технология «Расскажи другу»

Дети на этапе подведения итогов отвечают на вопросы, предложенные воспитателем.

«Декоратор»

Воспитатель мотивирует детей воссоздать в своей творческой работе образ солнышка.

Технология «Поддержи идею»

При обсуждении воспитатель обращает внимание на удачные, интересные, оригинальные идеи, высказанные товарищами, тем самым побуждая остальных детей поддерживать  развитие данного направления мысли, продолжить обсуждение.

демонстрация иллюстраций

 

Ерохина Ольга Викторовна, воспитатель,

Детский сада№182 «Золотой ключик»

АНО ДО  «Планета детства «Лада»  г о Тольятти

 

Технологическая карта образовательной деятельности (ОД)

по теме: «Единство народов»

для детей  средней группы дошкольного возраста.  Самарская область

 

Программное содержание:

  1. Формировать представления о том, что в детском саду живут в мире и согласии представители разных национальностей.
  2. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с тобой.
  3.  Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

 

Предварительная работа с детьми и родителями

Знакомство с русским, татарским и чувашским костюмами.

Чтение пословиц, поговорок, стихов народов Поволжья.

Изобразительная деятельность

Рассматривание иллюстраций  

 

Логика образовательной деятельности Технологии, методы, приемы

деятельности

Информационные

ресурсы

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Мост дружбы».

Воспитатель: Встаньте в две шеренги, лицом друг к другу, вытяните руки ладошками вверх, а я прокачу мячик по вашим рукам. (Дети становятся в две шеренги, как для игры в «Ручеек»)

Воспитатель: Посмотрите, как здорово получилось. Благодаря взаимопониманию и согласованным действиям между вами мяч прокатился до конца и не упал. Дети садятся полукругом.

Посмотрите, как нас много в группе и какие все мы разные. Дети, каких национальностей есть в нашей группе?

Дети: Татары, русские, чувашин, мордвин.

Воспитатель: Правильно ребята, Карина и Камилла – татарки, Ростислав, Савелий и Стёпа  – русские, Саша — чувашин, Хадижа – табасаранка.

Воспитатель: А каких национальностей дети ходят в наш детский сад?

Дети: Разных национальностей.

Воспитатель: Можно ли сказать, наша огромная страна, в чем-то похожа на наш детский сад, где все дружат друг с другом, вместе играют, поют и танцуют?

Дети рассуждают и приходят к общему выводу, что среди друзей, родственников и близких, среди соседей проживает много людей разных национальностей, независимо от своей национальности, уважают друг друга, не обижают и не ссорятся, а живут в мире и согласии

Воспитатель: А как вы думаете, на нашей планете люди разных национальностей живут также мирно и дружно, как в нашей стране?

Дети: Да.

Дети читают стихи.

1 ребенок:

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

2 ребенок: Вся наша Земля –

Как большой детский сад,

Где каждый друг другу

Сестра или брат.

3 ребенок: Пусть общими будут –

Навеки, навеки! –

И небо, и море,

И горы, и реки,

И снег, и тюльпаны

И солнце, и пламя.

Пусть будут все дети

Навеки друзьями.

Предлагает физкультминутку «Нам хорошо»

В Тольятти мы живем, (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом, (руки домиком)

Есть детский сад, (кулачек об кулачек)

Есть друзья, (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сделать коллективную работу «Хоровод дружбы». У вас на столах сложенные гармошкой листы с изображением человека. Вырежете фигурки по контуру и раскрасьте их. Можете изобразить себя и своего друга. Затем на общий плакат в общий хоровод, дети вклеивают себя и друзей. В конце все вместе придумывают название своей работе.

Воспитатель: У каждого народа из поколения в поколение передается его национальное богатство – язык, традиции, обычаи, народные сказки и пословицы, национальные блюда, национальная одежда. Многие игры разных народов похожи друг на друга. Как, например, игра «Сирелер» есть у чувашского  народа, а у русского народа игра называется «Колечко», подобные игры есть и у других народов. Это еще раз говорит о том, что все народы дружили и общались между собой с древних пор и перенимали друг у друга игры, сказки, легенды, некоторые блюда, одежду. Давайте поиграем в игру.

Ирга  — «Колечко»

Дети садятся в круг, сложив ладошки «лодочкой». Ведущий прячет кому-нибудь колечко в ладошки, проходя всех подряд, этот ребенок не показывает вида, что у него колечко, и только после слов «Колечко, колечко выйди на крылечко» он выбегает, а если не смог выбежать из круга, он платит «штраф» (поет песню, танцует или рассказывает стихотворение).

Воспитатель: Молодцы ребята. Что нового мы с вами узнали на занятии?

Что сегодня интересного было? Что было трудно? Какие задания выполняла? Кому помогли?

Воспитатель: Дружба и братство независимо от национальности ценится всеми народами. Мы живем в многонациональной стране, где с уважением относятся к истории, традициям и культуре каждого народа.

«Игра-приветствие»

Выполняются движения по тексту и передают по кругу цветочек

Работа в парах

«Найди отличие» дети сравнивают, находят отличия

Рассуждалки»

воспитатель путём рассуждения с детьми находят отличия

Технология «Большой круг»

Дети встают в круг, и каждый ребёнок высказывает своё мнение, передавая право ответа, взяв ребёнка за руку.

Физкультминутка

«Нам хорошо»

«Декоратор»

Воспитатель мотивирует детей воссоздать в своей творческой работе образ хоровода из человечков.

Технология «Поддержи идею»

При обсуждении воспитатель обращает внимание на удачные, интересные, оригинальные идеи, высказанные товарищами, тем самым побуждая остальных детей поддерживать  развитие данного направления мысли, продолжить обсуждение.