Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Ельцова Надежда Анатольевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 20.

Руководитель: Брындина Н.Е.,

г. Глазов

Консультация для педагогов дошкольных учреждений: «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

  Фольклор. Всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание в народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей.     Народные праздники – это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность от старших к младшим основывается именно на традициях. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней.      Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. 

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходился, конечно же, без игры на музыкальных инструментах.

  Народный праздник — это совокупность практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи, поэтому приобщение детей к народным традициям и обычаям целесообразно проводить в форме детского праздника.      

  Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своем народе, природе, обычаях и традициях. 

Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

  Целью проведения народных праздников является приобщение дошкольников к культуре своего народа, поэтому в сценарий праздника следует включать потешки, пестушки, заклички, так как они являются жанром народного творчества. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные танцы. Их направленность зависит также от содержания праздника. Цель — раскрыть содержание праздника.

  Существует множество методов, при помощи которых воспитатель пробуждает интерес детей к народным обычаям и традициям. При помощи словесного метода воспитатель рассказывает об играх и праздниках. Наглядный метод предусматривает рассматривание иллюстраций к играм и праздникам, показ костюмов. Практический метод – это проведение игр и праздников, изготовление атрибутов. Таким образом, приобщение дошкольников к народным праздникам и играм разносторонне развивает личность каждого ребенка. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

  Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей…

   Народные праздники вызывают у детей чувство радости, обогащают новыми впечатлениями и знаниями, побуждают к активной творческой, деятельности.

  Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

 

Хочется рассказать о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.

Например: 

«Осенины».

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с бабьего лета (с 14 по 27 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень праздником урожая. С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры.                 14 сентября по церковному календарю значится как Семин день (первые осенины). Этот день связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. Говорили так: «В Семин день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме». Делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы, из кочерыжки капусты, затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю. Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, стараясь показать себя всем. Вторые Осенины совпадают с днем Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Этот день отмечался праздником урожая, играми и песнями. На Воздвижение (27 сентября) начиналась капусткина неделя – рубка и засолка капусты, устраивались вечерки с пирогами. С Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) заканчивались осенние хороводы, начинались посиделки. «Посиделками» называли сбор парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период, которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову.

«Пришли Святки – запевай Колядки!»

При проведении праздника «Пришли Святки – запевай Колядки!» дети не только вволю повеселятся, но и познакомятся с древним обрядом колядования. Время от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. В старину по вечерам дети ходили по домам и пели особые песни-колядки. Ходили группами, наизнанку надевая зимнюю одежду, разукрашивая лицо, изменяя при пении и обрашении к хозяевам голоса – чтобы не узнали. Заходили в дом только к знакомым, выпрашивая угощение:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, лепешками, со свиными ножками!

Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!

Подавай да не ломай, а по целому давай:

С луком, с перцем, с комариным сердцем!»

Хозяева никогда не выгоняли детей и угощали всех, кто приходил – пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся». Такое весёлое передвижение детворы от дома к дому, с пением и просьбами об угощении называют обрядом колядования. В старину он был самым любимым развлечением детворы среди других зимних забав.

Проводя предварительную работу, разучивают святочные песни, колядки, частушки, игры и хороводы. Объясняют значение слов коляда (от лат. «выкликать», колядка (короткая песня величально-поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слова овес, сеять; песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье). Дети совместно с воспитателем могут изготовить рождественский подарок для гостей – коляду.

«Как на масляной неделе в потолок блины летели!».

Масленица – наиболее любимый праздник детворы: шумный, весёлый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т. е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? По древнему календарю Масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. Отсюда и вывод – блины должны быть обязательно, и чем больше, тем лучше. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.

«Встреча весны»

На празднике «Встреча весны» водят хороводы и поют песни о весне, повторяют заклички, прибаутки: «Зима на исходе, весна на пороге». Детям рассказывают, что 13 марта день Василия – капельника, так как уже со всех крыш сосульки плачут; а 22 марта – главный день встречи весны, день весеннего солнцестояния, день равен ночи. (12 часов день, 12 часов ночь). Дети обращались к солнышку: «Гори, солнце ярче. Лето будет жарче. А зима теплее. А весна милее».

«Вербное воскресение»

Этот праздник входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Народ, встречая его с пальмовыми ветками, устилал ими землю на продолжении всего его пути. В память того, что народ использовал пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой и приговаривать: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью,а верба бьёт. Будь здоров, как верба».

«Пасха»

Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. 

Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Воспоминания о таком празднике, проведенном в детском саду, да ещё совместно с родителями, останутся в памяти ребёнка на долгие годы.

«Семик»

Семик – один из самых главных праздников земледельческого календаря. Его ещё называют Праздник русской берёзки Он приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, праздник прославляющий красоту зеленеющей природы.

Неделя перед днем святой Троицы называется троицко-семицкой – от слова Семик. Ещё её называют зелёными святками или русальной. Так её называли потому, что в народе считалось, что в это время из воды выходят русалки и бродят по берегам рек и озер, заманивая в воду людей, а водяной мутит воду, поднимает её. Для усмирения этой нечистой силы по берегам жглись костры, молодежь пела песни и всячески старалась прогнать русалок. К утру полагали, что нечистая сила ушла, и тогда все начинали купаться, чего нельзя было делать всю русалочную неделю. На Руси этот праздник отмечали весело.

Главный атрибут этого праздника – берёза. На Семик украшают березу, завивают из веток венок, вешают ленты и приговаривают: «Вьют венки на все праздники на духовные, на венковые!» Поют песни о берёзке, водят хороводы, играют в народные игры. А в Троиин день девушки шли развивать березу, целовались сквозь веночки, гляделись в них, обменивались платочками, колечками, то есть – кумились (становились кумушками).