автор: Егорова Надежда Михайловна

Учитель-логопед

ГБДОУ д/с №91 Московского района г.Санкт-Петербурга

Формирование грамматических структур речи в процессе совместной деятельности родителей с детьми

    Первым и лучшим педагогом для ребенка является родитель. И совершенно не важно какое образование или какая должность у мамы и папы, ведь есть обычная игровая деятельность, в ходе которой малыш может получить массу речевых образцов в купе с положительными эмоциями.

   Занимаясь с ребенком разными видами деятельности, в том числе лепкой, рисованием, конструированием, необходимо задавать вопросы уточняющего характера. Например, игра с конструктором. Посчитать детали (1 кирпичик, 2 кирпичика…5 кирпичиков), акцентируя внимание на окончаниях слов. Спросить, какие кирпичики на ощупь (гладкие, шершавые, шероховатые и т.д.), из какого материала изготовлены (пластмассовые, железные и т.д.). Таким образом наполняем словарь ребенка прилагательными: качественными, относительными, притяжательными (детский конструктор). Кроме того, в игре ребенок приобретает умение оречевлять свои мысли.

   Например: ребенок предлагает построить город. Чтобы второму игроку (родителю) было понятнее, рассказывает сколько каких деталей нужно взять для возведения домов (высоких и низких). Описывает расположение построек, способы поставки строительного материала (конструирование можно расширить сюжетно-ролевой игрой — грузовые машины осуществляют доставку, подъемный кран разгружает).

   В игре ребенок чувствует себя непринужденно, свободно, испытывает массу положительных эмоций, поэтому ему легче подбирать нужные слова и модели предложений для передачи своих мыслей.

   Порой родителям сложно выделить время для занятий с ребенком дома в отведенном для этого месте по ряду причин. Но с ребенком все равно нужно заниматься. Предложенные задания можно выполнять и на улице, и дома в обиходно-бытовой ситуации.   

   Детям очень нравится совместная деятельность с родителями. Поэтому можно устроить какое-нибудь интересное занятие и для взрослых, и для детей.

   Например: изготавливаем интересные кормушки для зимующих птиц.

Для этого замачивается пшеница, овес, греча, горох, ячмень и т.д. Параллельно с ребенком нужно повторить название используемого материала, обратить внимание на словарь глаголов. Выбирается форма, куда помещаются замоченные горох, пшеница, овес и т.д., заливаются водой и в морозилку до состояния льда. До того, как все застынет, в зерновые кормушки нужно поместить нитяные петельки, чтобы повесить полученное на ветки деревьев.

   Таким образом, в процессе выполнения кормушек ребенок припоминает не только название зерен, но и птиц, деревьев, на которых будут красоваться кормушки. Кроме того, в результате подобного экспериментирования ребенок узнает или уже закрепляет знания о свойствах воды. После завершения работы по изготовлению ребенку легче вспомнить последовательность действий с предметами, что благоприятно отразится на качестве изложения мысли. 

  Деятельностный подход, эксперементирование, раскрепощенная речевая активность  – все это способствует наиболее гармоничному развитию ребенка в целом.