Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Дымант Маргарита Юрьевна

методист Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня», Кемеровская область, город Берёзовский

«ЧУДЕСА ИЗ БУМАГИ» ПРОГРАММА РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 3-18 ЛЕТ

ТИТУЛЬНЫЙ СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

 

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая программа творческого объединения является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа «Чудеса из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами, дополнительная образовательная программа «Бумажный мир» (Сидельникова Елена Викторовна).

Программа «Чудеса из бумаги» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

Задачи:

Обучающие:

— формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

— отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

— осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

— развивать образное,  пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

— развивать художественный и эстетический вкус;

— развивать аналитическое мышление и самоанализ;

— развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;

Воспитательные:

— формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

— воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

— создавать комфортную среду общения между специалистами и воспитанниками;

— прививать культуру труда.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие специалиста и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

 

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность воспитанников на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

 

В процессе реализации развиваются:

— мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

— сенсорное восприятие, глазомер;

— логическое воображение;

— волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

— художественные способности и эстетический вкус;

— добрые чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

— самостоятельность, уверенность в себе, повышение самооценки;

— навыки культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

 

Программа содержит 8 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой воспитанники знакомятся со следующими техниками:

Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово «оригами» в переводе с японского – «сложенная бумага». Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.

Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий.

Поделки из салфеток. Салфетки — это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Бумагопластика — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

 

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей несовершеннолетних, способностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

Программа «Чудеса из бумаги» рассчитана на период реабилитации несовершеннолетних в МКУ Центр «Берегиня», в возрасте 3 до 18 лет. Программа предусматривает режим занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста и индивидуальных возможностей воспитанников – от 30 минут до 1,5 часов. Организации практических занятий может быть как индивидуальной, так и коллективной.

После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.

Творческие работы, выполненные несовершеннолетними в рамках программы, могут принимать участие в конкурсах, фестивалях, выставках детского творчества на различных уровнях.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы «Чудеса из бумаги» используются следующие методы:

Методы организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) специалистом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы организации деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями специалист постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания:

  • Различные приемы работы с бумагой;
  • Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;
  • Историю возникновения каждого вида искусства.
  • Линии сгиба в оригами;
  • Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
  • Основные базовые формы.

 

Умения и навыки:

  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами;
  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой;
  • Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
  • Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Работать с технологическими и инструкционными картами.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Разделы и темы программы Количество занятий
теория практика всего
1. Водное занятие

  • Знакомство с планом работы творческого объединения.
  • Правила поведения на занятиях.
  • Инструктаж по технике безопасной работы с инструментами и материалами
1 0 1
2. Аппликация

  • Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.
  • Изготовление индивидуальных поделок в технике.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.
  • «Модульная аппликация» (мозаика). Отработка сворачивания модулей.
  • Изготовление индивидуальных поделок в технике.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Проведение выставки готовых работ
2 7 9
3. Поделки из салфеток

  • Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике. Знакомство со свойствами материала.
  • Выполнение работы из салфетных «комочков».
  • Изготовление индивидуальных работ.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Выполнение работы из салфетных «жгутиков».
  • Изготовление индивидуальных работ.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Проведение выставки готовых работ
2 7 9
4. Оригами

  • Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в технике.
  • Условные обозначения и базовые формы.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Технология выполнения оригами.
  • Оформление и декорирование изделий.
  • Изготовление индивидуальных работ.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Проведение выставки готовых работ
2 6 8
5. Торцевание

  • Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания.
  • Просмотр работ.
  • Изготовление открыток.
  • Изготовление панно.
  • Проведение выставки готовых работ
2 8 10
6. Квиллинг

  • Знакомство с бумажной филигранью. Просмотр работ.
  • Виды завитков.
  • Освоение техники скручивания.
  • Изготовление цветов в разных техниках: из полоски бумаги, из спиральной полоски, нарезанной по кругу.
  • Изготовление и оформление аппликации.
  • Изготовление и оформление панно.
  • Изготовление открытки.
  • Проведение выставки готовых работ
4 10 14
Плетение из газетных трубочек

  • Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий.
  • Техника кручения газетных трубочек.
  • Подготовка к работе. Окраска.
  • Плетение цилиндра простой формы. Декорирование.
  • Плетение шкатулки.
  • Плетение венка из газетных трубочек.
  • Декорирование изделий.
  • Проведение выставки готовых работ
2 8 10
Бумагопластика

  • Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в  технике.
  • Изготовление открытки.
  • Изготовление индивидуальной работы.
  • Техника изготовления гофротрубочек.
  • Изготовление панно.
  • Изготовление индивидуально работы.
  • Проведение выставки готовых работ
2 6 8
Папье-маше

  • Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике папье-маше.
  • Знакомство с техникой папье-маше. Способы лепки. Маширование.
  • Сушка.
  • Окраска.
  • Декорирование и оформление работы.
  • Изготовление изделий в технике «папье-маше».
  • Изготовление индивидуальной работы.
  • Изготовление коллективной работы.
  • Проведение выставки готовых работ
2 4 6
Заключительное занятие

  • Проведение выставки готовых творческих работ
0 1 1
ИТОГО: 19 57 76

 


 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Раздел программы Содержание Формы занятия Приемы и методы Дидактический материал/

техническое оснащение

Формы оценки знаний. подведения итогов
1. Вводное занятие — Знакомство с планом работы объединения на год.

— Правила поведения на занятиях.

— Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.

— Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.

беседа, рассказ, инструктаж,

игра

словесные, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия собеседование, опрос, игра
2. Аппликация — Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.

— Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.

— Модульная аппликация (мозаика). Отработка сворачивания модулей.

— Проведение выставки готовых работ.

— Изготовление поделок

беседа, наблюдение, рассказ, практическое занятие, выставка творческих работ наглядные, словесные, практические иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
3. Поделки из салфеток — Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике. Знакомство со свойствами материала.

— Выполнение работы из салфетных «комочков».

— Выполнение работы из салфетных «жгутиков».

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, практическое занятие, наблюдение, выставка творческих работ наглядные, словесные, практические иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
4. Оригами — Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в технике.

— Условные обозначения и базовые формы.

— Технология выполнения оригами.

— Изготовление изделий.

— Оформление и декорирование изделий.

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
5. Торцевание — Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. Просмотр работ.

— Изготовление открыток.

— Изготовление панно.

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, игра, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
6. Квиллинг — Знакомство с бумажной филигранью. Просмотр работ.

— Виды завитков.

— Освоение техники скручивания.

— Изготовление изделий в разных техниках: из полоски бумаги, из спиральной полоски, нарезанной по кругу.

— Изготовление и оформление аппликации.

— Изготовление и оформление панно.

— Изготовление открытки.

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
7. Плетение из газетных трубочек — Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий.

— Техника кручения газетных трубочек.

— Подготовка к работе. Окраска.

— Плетение цилиндра простой формы. Декорирование.

— Декорирование изделий.

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
8. Бумагоплстика — Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в  технике.

— Изготовление открытки.

— Техника изготовления гофротрубочек.

— Изготовление панно.

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео материал собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
9. Папье-маше — Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в технике папье-маше.

— Знакомство с техникой папье-маше.

— Способы лепки.

— Маширование.

— Сушка.

— Окраска.

— Декорирование и оформление работы.

— Изготовление изделий в технике «папье-маше».

— Проведение выставки готовых работ

беседа, рассказ, наблюдение, практическое занятие, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий
10. Итоговое занятие Заключительное занятие

— Проведение выставки готовых творческих работ

беседа, игра, обсуждение, выставка творческих работ словесные, практические, наглядные, игровые иллюстрации, слайды, готовые изделия, видео и презентационный материалы собеседование, опрос, игра, просмотр изделий

 


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы воспитанники будут владеть следующими основными знаниями и умениями:

— познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

— познакомятся с основами знаний в области составления композиции;

— овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

— научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

— научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;

— познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

— научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

— расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;

— продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;

— научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

— научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;

— научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материалы и инструменты для занятия:

Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».

Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Литературные:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  10. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
  12. Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)

Электронные источники:

  1. http://stranamasterov.ru/
  2. http://oriart.ru/
  3. www.origami-school.narod.ru
  4. http://www.liveinternet.ru
  5. http://www.livemaster.ru
  6. http://www.rukodel.tv/
  7. http://www.maam.ru
  8. http://prostodelkino.com

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

  1. Работу начинай только с разрешения взрослого. Когда кто-то обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
  2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
  3. Употребляй инструменты только по назначению.
  4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
  5. При работе держи инструмент так, как показал взрослый.
  6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
  7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
  8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке.
  9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С НОЖНИЦАМИ

  1. Перед работой проверь исправность инструментов.
  2. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  3. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
  4. При работе внимательно следи за направлением реза.
  5. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  6. Не держи ножницы лезвиями вверх.
  7. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  8. Не режь ножницами на ходу.
  9. Не подходи к товарищу во время резания.
  10. Не размахивать ножницами.
  11. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
  12. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
  13. При резании следить за положением левой руки.
  14. Класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе.
  15. Убирай их в коробки или подставки кольцами вверх.
  16. Следи за движением лезвий во время работы.
  17. Ножницы клади кольцами к себе.
  18. Подавай ножницы кольцами вперед.
  19. Не оставляй ножницы открытыми.
  20. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  21. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  22. Используй ножницы по назначению.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КЛЕЕМ

  1. Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.
  2. Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.
  3. Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.
  4. При работе с жидким клеем пользуйся кисточкой, или трубочку из плотной сложенной бумаги. если это требуется.
  5. Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой — после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
  6. Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку — тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
  7. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  8. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  9. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом
  10. Наносить клей на изделия аккуратно.
  11. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
  12. Не пачкать клеем столы, стулья, одежду.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КАНЦЕЛЯРСКИМ НОЖОМ

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
  3. При работе с канцелярским ножом руки должны быть сухими.
  4. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
  5. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С БУМАГОЙ

  1. Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
  2. Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
  3. Более плотную, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
  4. Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
  5. Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
  6. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
  7. Осторожно!!! О края бумаги можно пораниться.
  8. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
  9. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
  10. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон — разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
  11. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
  12. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ И КАРАНДАШОМ

  1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
  2. Работай только хорошо отточенным карандашом.
  3. Линию проводи слева направо.
  4. При черчении карандашом, держи его наклонно.
  5. Не нажимай сильно на карандаш, линейку не двигай.