Автор: Дудко Наталия Викторовна
педагог дополнительного образования ГБОУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи “Преображенский”, г. Москва
Проектная деятельность в программировании.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОГРАММИРОВАНИИ
Педагог дополнительного образования Дудко Н.В.
В настоящее время в информатике программирование постепенно отступает на второй план. Обычный Паскаль и Бейсик мало привлекают детей. Поэтому, будущее – за визуальным объектно-ориентированным программированием.
Основная цель курса – повысить интерес школьников к программированию. Познавательные цели обучения определяются тем фактом, что при изучении этого курса воспитанники знакомятся со многими интересными алгоритмами, используемыми для решения практически важных задач.
Воспитательные цели состоят в формировании умения учащихся ставить задачу и доводить ее до степени завершения и умения работать в группе.
Проектная деятельность ориентирована на воспитанников, владеющих основами работы на компьютере, знакомых с основами алгоритмизации. Знание конструкций языка программирования Паскаль желательно, но не обязательно.
Первые уроки по Delphi можно проводить без изучения Паскаля, используя изменение свойств объектов и события от мыши. Легкость создания проекта повышает интерес школьников к программированию.
А тем, кто уже занимался программированием на Pascal, будет не сложно освоить систему объектно – ориентированного программирования Delphi. Затруднения могут возникнуть при изучении среды программирования и при переходе от процедурного стиля программирования к объектно – ориентированному, основанному на использовании свойств и методов компонентов.
Создавая собственные проекты на Delphi воспитанники работают в различных, практически важных программных средах и получают прочные навыки работы в них. Одновременно они гораздо лучше осваивают идеи “оконного” интерфейса и операционных систем, построенных на его основе.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Выполнение проектов производится в разновозрастных группах (возраст находится в пределах от 13 до 16 лет).
Используя полученные знания и умения, учащиеся, могут создавать собственные программные продукты: игры, тесты, обучающие программы и др.
Тематика проектных и исследовательских проектов для выполнения их воспитанниками в рамках изучения раздела «Программирование»:
– создание приложений, похожих на реально существующие прикладные программы;
– создание исполнителя (среда);
– игры: лексические, логические, «бродилки», квест.
Тематика проектов при изучении Delphi: простые проекты в Delphi; вычисления в проектах; графика в Delphi; мультимедиа в проектах; события мыши; создание приложений.
Содержание проектов
- Простые проекты в Delphi
- иметь представление о понятия: объект, свойство, значение, имя
- знать структуру окна Delphi
- знать типы и назначение файлов, создаваемых Delphi
- Знать основные свойства объектов панели Standard
- уметь сохранять проект, переключаться между окнами
- уметь изменять свойства объектов в Инспекторе объектов и программе
- Вычисления в проектах
- иметь представление о понятия: переменная, тип, значение
- знать объекты для ввода и вывода информации
- знать функции преобразования типов
- уметь использовать основные алгоритмические конструкции в проекте
- Графика в Delphi
- иметь представление о понятиях: пиксель, цвет, стиль;
- знать объекты для вывода графики;
- знать основные операторы графики;
- уметь использовать методы для создания графических изображений.
- Мультимедиа в проектах
- знать объекты и свойства объектов для создания мультимедийного изображения;
- уметь использовать свойства объектов и алгоритмические конструкции для создания мультимедиа.
- События мыши
- иметь представление о понятиях: событие, метод;
- знать события мыши и клавиатуры;
- уметь использовать методы и события в проектах.
- Создание приложений
- знать методы работы с диалогами, меню, таймером;
- уметь создавать законченное приложение, состоящее из нескольких форм, меню, панели инструментов.
Добро пожаловать в замечательное путешествие в страну визуального программирования.