Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Дубов Виталий Иванович

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ «Подросток», МБОУ Школа №27 г.о. Самара

Методическая разработка урока в формате дидактической игры «Профессии в региональной промышленности»

Методическая разработка урока в формате дидактической игры «Профессии в региональной промышленности»

 

Дубов Виталий Иванович

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ «Подросток»

 городского округа Самара

vit-dubov@yandex.ru

 

 

Цель: формирование представления о профессиях и производствах в Самарском регионе.

 

Шаг 1. Для создания коллективного взаимодействия обучающиеся разделяются на команды.

  Шаг 2. «Угадай, кем я работаю»

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Они вытягивают карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить  профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Время выполнения – 3 минуты.

 

И К
Инженер-технолог Крановщик Портной
Инженер-акустик Кочегар Фрезеровщик
Инженер-проектировщик Кровельщик Рихтовщик
Инженер по 3d печати Космонавт Расточник
Инженер по эксплуатации и техническому обслуживанию Киномеханик Горняк
Инженер контрольно-измерительных приборов автоматических установок Каменщик Фармацевт
Оператор ЭВМ Конструктор-модельер Технолог

Ваше время вышло!

Капитаны команд приглашаются для озвучивания своих ответов.

 

Шаг 3. «Докажи, что твой выбор правилен».  

 

Обучающиеся из предложенного выше списка выбирают профессию, составляют перечень предприятий, где востребованы данные профессии, составляют аргументы в защиту своего выбора и ранжируют их по значимости. Обучающиеся другой команды могут задавать вопросы и разрушать аргументы за выбор профессии. Тогда проигрывающей команде необходимо обратиться к реальным цифрам по промышленности и выстроить новую систему аргументации. За каждый приведенный аргумент команда получает 1 балл. За доказательность аргумента команде присуждается 3 балла. В случае разрушения аргумента очки по аргументам проигрывающая команда теряет. Если команда затрудняется ответить ход переходит к другой команде.

 

Шаг 4. Ассоциативный ряд. Обучающимся предлагается закончить предложение о профессии:

Самая экологичная

Самая тяжелая физически

Самая денежная 

Самая здоровье опасная

Самая легкая

Самая непопулярная

Самая серьезная  

 

За аргументировано выстроенный ряд команда получает 5 баллов.

 Первая часть игры завершена.

Жюри подводит промежуточный итог.

 

Играя, мы сформировали представления о востребованных профессиях в промышленности нашего региона и создали их рейтинг на основе приведенных аргументов. 

 

Вторая часть. Шаг 1. 

 

Упражнение «Основной мотив твоего выбора» У каждого из Вас распечатка 16 основных мотивов, которые движут человеком при выборе профессии:

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Легкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает  знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная профессия.
  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

 

Задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание –  зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.

В итоге этого упражнения каждый из обучающихся  зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый.

Этот шаг не идет в оценочный зачет.

Вывод: в нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».

Шаг 2. Конкурс «Бюро находок».

На столе находится набор различных инструментов, задача обучающихся определить человека,  какой профессии принадлежат та или иная вещь. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

Вывод: каждая профессия требует высокого уровня подготовки при работе с инструментами.

Шаг 3. Игра «Пантомима».

Обучающиеся вытягивают карточки, на которых написаны профессии. В течение 3-х минут команды готовятся и представляют сценку с изображением действий по профессии, указанной в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

 

Игра завершена. Жюри подводит итоги

 

Вывод: существует более 40 000 профессий. Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться, участвовать в профориентационных мероприятиях, быть активным участником в поисках современной информации.

 

Рефлексия

Обучающимся предлагается взять лист большого размера, изобразить на нем шар и  написать, чем они могут быть нужны на том или ином предприятии. По итогам каждый обучающийся направит свой лист по почтовому адресу организации Промышленного производства.