автор:
Дубовик Ирина Борисовна
Преподаватель ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж — Межрегиональный центр компетенций
Морозова Ирина Петровна
Преподаватель ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж — Межрегиональный центр компетенций
Внедрение базовых компетенций цифровой грамотности в учебный процесс
Внедрение базовых компетенций цифровой грамотности в учебный процесс
Авторы статьи: Дубовик Ирина Борисовна,
Морозова Ирина Петровна.
ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций, город Ульяновск.
Электронный адрес: ir.dubovick@yandex.ru
moroz-ip72@yandex.ru
Повседневная жизнь предъявляет свои требования для успешного освоения учебного материала и социализации в обществе. Ежемесячно появляются около 100 новых приложений для гаджетов, компьютеров и не подготовленному обучающемуся в сфере IT разобраться в этом многообразии достаточно трудно.
Поэтому предлагаем за счет часов вариативной части ввести в учебный план новую учебную дисциплину «Цифровые технологии» для поднятия уровня обучающихся в области цифровых технологий.
Немного из истории – с чего все начиналось. Мэтт Петронцио, редактор журнала Social Good at Mashable, на страницах сайта Mashable еще в 2013 году опубликовал статью «Не покидайте колледж без этих 10 цифровых навыков» в которой представил краткий список цифровых навыков, которыми должен владеть любой студент в эпоху всеобщей информатизации [1].
1.Установка Wi—Fi сети. В пределах доступа беспроводные локальные сети позволяют соединить в одну сеть компьютеры, планшетные ПК, смартфоны и другие гаджеты.
2.Создание бэкапов в облаке. Владение облачными технологиями поможет оптимизировать работу компьютера. Хранение фотоальбомов, фонотеки, видеотеки, библиотеки и других необходимых файлов осуществляется без выделения дискового пространства на компьютере, телефоне или планшете.
3.Базовая обработка фотографий. Редактирование фото одно из самых востребованных направлений в изучении компьютерных технологий. В личной жизни и профессиональной деятельности всегда найдется необходимость применения этой технологии.
4.Базовая обработка видео (Final Cut Pro). Обработка и исправление видеоматериала сегодня довольно востребованный опыт.
5.Google Drive и Microsoft Office. Знание этих цифровых технологии дают возможность почувствовать себя более защищенным. Google Drive как раз дает такую возможность, так как содержит документы, таблицы, различные формы, а так же позволяет одновременно работать над одним документом совместно с другими пользователями. Знание Microsoft Office – это базовые цифровых навыков нашего времени.
6.Знание HTML и основ программирования. Основы языка html должен знать каждый начинающий блогер. Уметь создавать элементарные сайты, понимать программный код, знать его структуру — это один из самых востребованных цифровых навыков.
7.Создание вебсайта и регистрация домена.Требования к современному студенту стремительно повышаются и сегодня не достаточно иметь свою страничку в социальных сетях. Возникает необходимость иметь собственный Web сайт. Современное компьютерное обеспечение в своей копилке имею конструктора Web сайтов, которые помогут в создании полноценного сайта, а также его регистрации. Владение этими навыками являются высшим «пилотажем» в освоении цифровых технологий.
8.Конвертирование различных форматов файлов. Все чаще и чаще возникает необходимость представлять исходные файлы в другом формате, например: PDF в DOCХ, WMA в MP3, для этого необходимо владеть технологией конвертирования. Знание программного обеспечения и интерфейса этих программ всегда поможет переформатировать файл.
9.Онлайн-банкинг. Знание современных он — лайн сервисов сегодня это жизненная необходимость.
10.Брендинг самого себя. Созданием личного бренда (брендинг самого себя) нужно заниматься вместе со своим личностным и профессиональным развитием. Работодатели изучают потенциальных работников при помощи поисковиков и социальных сетей. Необходимо уметь отслеживать всю информацию о себе.
Все выше перечисленные технологии актуальны и сегодня.
Разрабатывая программу, нами был учтен базовый стандартный пакет компетенций DigitalSkills, который необходим студентам нецифровых специальностей / профессий СПО.
В основе цифровой грамотности лежат такие компетенции как:
- использование и создание контента при помощи цифровых технологий;
- взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование;
- осуществлять поиск и обмен информацией, ответы на вопросы.
Для организации исследований в области знаний цифровых технологий среди студентов нецифровых специальностей / профессий СПО были разработаны 3 анкеты.
Мы поставили следующие цели:
- выявление узких мест в умениях использования цифровых технологий в повседневной жизни;
- разработка проекта учебного плана дисциплины «Цифровые технологии» в рамках проекта DigitalSkills для обучающихся нецифровых специальностей /профессий СПО.
Были разработаны следующие анкеты:
- Сенсей цифровых технологий;
- Навыки владения базовыми цифровыми технологиями;
- 10 новых цифровых навыков.
Исследования проводились в 13 учебных группах первого курса, это 228 студентов.
Первая анкета «Сенсей цифровых технологий» содержала 11 вопросов. Анализ результатов показал, что о новых технологиях студенты узнают из интернета — 78%, на вопрос от кого узнают о последних новостях в области новых технологий – самостоятельно из разных источников 55%. Приобретением новых цифровых устройств занимаются подростки в возрасте до 18 лет — 32%. Драйвером в освоении новых технологий являются подростки в возрасте до 18 лет — 50%. Вопросами безопасности в интернет никто не занимается, а это 39%.
Вторая анкета «Навыки владения базовыми цифровыми технологиями» содержала 2 вопроса:
- Какими навыками вы владеете?
- Какими хотели бы владеть?
Проанализировав, результаты анкеты 2, выяснилось, что студенты новыми цифровыми технологиями владеют меньше, чем базовыми и хотят владеть цифровыми технологиями, предложенными для изучения.
Говоря об анкете 3 «10 новых цифровых навыков», заметим, что 14 вопросов анкеты были объеденены в 4 блока:
- Технологии web;
- Изображения, видео, звук;
- Умный город;
- Wi — fI , облачные технологии.
Анкета показала, что навыками работы со звуком, изображением, видео и Wi — Fi студенты владеют хорошо, но есть желание получить навыки создания веб страниц. Как видно из анализа, к сожалению, большинство наших студентов не умеют работать с технологиями «умный город» (социальные сайты).
Изучив и проанализировав показатели опроса, нами были разработаны 6 разделов проекта учебной дисциплины «Цифровые технологии». В программе были учтены требования к компетенциям WorldSkiils «Цифровая грамотность». Сформированы умения и знания, а также профессиональные компетенции.
Содержание и объем УД определяется ПОО самостоятельно, в зависимости от специальности/профессии и может содержать от 32 до 72 часов. Каждый преподаватель может в рабочую программу включать необходимое количество разделов.
Каждый раздел рассчитан на 16 часов и состоит из следующих тем:
РАЗДЕЛ 1 Обслуживание компьютера
- Установка и удаление ПО
- Повышение производительности
- Резервные копирование
- Виртуальные диски
- Поиск и удаление spyware
- Ремонт ПК
РАЗДЕЛ 2 Прикладное ПО
- Программа для решения математических задач
- Программы построения схем
- Углубленное изучение Microsoft Office
- Конструкторы создания сайтов
РАЗДЕЛ 3 Сервисные ПО
- Универсальный электронный блокнот
- Флэш карточки
- Проверка текста на универсальность
- Распознование речи
- Удаленный доступ к рабочему столу
- Устройства ввода и вывода графической и текстовой информации
РАЗДЕЛ 4 Работа с видео, графикой и аудио
- Создание аудио книг
- Создание графических объектов
- Монтаж и обработка видеороликов
- Создание мультимедийных объектов
РАЗДЕЛ 5 Информационные ресурсы сети интернет
- Использование госпорталов, магазинов …
- Создание личного блога и сайта
- Методы и средства защиты информации
РАЗДЕЛ 6 Технология беспроводных сетей
- Устройство и принцип действия сетей Wi — Fi
- Построение и настройки Wi – Fi между компьютерами и мобильными устройствами
- Принцип работы облачных технологий
- Использование облачных сервисов
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Статья «Не покидайте колледж без этих 10 цифровых навыков» ,European Union — “Digital Education Action Plan”, 2018. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/education-technology_en.
- Статья из 10 цифровых навыков, которые стоит освоить ещё в студенчестве: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://gearmix.ru/archives/2220.
- РОЦИТ — «Индекс цифровой грамотности», 2017. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/



