Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Дубовик Ирина Борисовна

Преподаватель ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж — Межрегиональный центр компетенций

Морозова Ирина Петровна

Преподаватель ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж — Межрегиональный центр компетенций

Внедрение базовых компетенций цифровой грамотности в учебный процесс

Внедрение базовых компетенций цифровой грамотности в учебный процесс

 

Авторы статьи: Дубовик Ирина Борисовна,

Морозова Ирина Петровна.

ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций, город Ульяновск.

Электронный адрес: ir.dubovick@yandex.ru

   moroz-ip72@yandex.ru

 

Повседневная жизнь предъявляет свои требования для успешного освоения учебного материала и социализации в обществе. Ежемесячно появляются около 100 новых приложений для гаджетов, компьютеров и не подготовленному обучающемуся  в сфере IT разобраться в этом многообразии достаточно трудно.

Поэтому предлагаем за счет часов вариативной части ввести в учебный план новую учебную дисциплину «Цифровые технологии» для поднятия уровня обучающихся в области цифровых технологий.

Немного из истории – с  чего все начиналось. Мэтт Петронцио, редактор журнала Social Good at Mashable, на страницах сайта Mashable еще в 2013 году опубликовал статью  «Не покидайте колледж без этих 10 цифровых навыков» в которой представил краткий список цифровых навыков, которыми должен владеть любой студент в эпоху всеобщей информатизации [1].

1.Установка Wi—Fi сети. В пределах доступа беспроводные локальные сети позволяют соединить в одну сеть компьютеры, планшетные ПК, смартфоны и другие гаджеты.

2.Создание бэкапов в облаке. Владение облачными технологиями поможет оптимизировать работу компьютера. Хранение фотоальбомов, фонотеки, видеотеки, библиотеки и других необходимых файлов осуществляется без выделения дискового пространства на компьютере, телефоне или планшете.

3.Базовая обработка фотографий. Редактирование фото одно из самых востребованных направлений в изучении компьютерных технологий. В личной жизни и профессиональной деятельности всегда найдется необходимость применения этой технологии.

4.Базовая обработка видео (Final Cut Pro). Обработка и исправление видеоматериала сегодня довольно востребованный опыт.

5.Google Drive и Microsoft Office. Знание этих цифровых технологии дают возможность почувствовать себя более защищенным. Google Drive как раз дает такую возможность, так как содержит документы, таблицы, различные формы, а так же  позволяет одновременно работать над одним документом совместно с другими пользователями. Знание Microsoft Office – это базовые цифровых навыков нашего времени.

6.Знание HTML и основ программирования. Основы языка html должен знать каждый начинающий блогер. Уметь создавать элементарные сайты, понимать программный код, знать его структуру — это один из самых востребованных цифровых навыков.

7.Создание вебсайта и регистрация домена.Требования к современному студенту стремительно повышаются и сегодня не достаточно иметь свою страничку в социальных сетях. Возникает необходимость иметь собственный Web сайт. Современное компьютерное обеспечение в своей копилке имею конструктора Web сайтов, которые помогут в создании полноценного сайта, а также его регистрации. Владение этими навыками являются высшим «пилотажем» в освоении цифровых технологий.

8.Конвертирование различных форматов файлов. Все чаще и чаще возникает необходимость представлять исходные файлы в другом формате, например: PDF в DOCХ,  WMA в MP3, для этого необходимо владеть технологией конвертирования. Знание программного обеспечения и интерфейса этих программ всегда поможет переформатировать файл.

9.Онлайн-банкинг. Знание современных он — лайн сервисов сегодня это жизненная необходимость.

10.Брендинг самого себя. Созданием личного бренда  (брендинг самого себя) нужно заниматься вместе со своим личностным и профессиональным развитием. Работодатели изучают потенциальных работников при помощи поисковиков и социальных сетей. Необходимо уметь отслеживать всю информацию о себе.

Все выше перечисленные технологии актуальны и сегодня.

Разрабатывая программу, нами был учтен базовый стандартный пакет компетенций DigitalSkills, который необходим студентам нецифровых специальностей / профессий СПО.

В основе цифровой грамотности лежат такие  компетенции как:

  • использование и создание контента при помощи цифровых технологий;
  • взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование;
  • осуществлять поиск и обмен информацией, ответы на вопросы.

Для организации исследований в области знаний цифровых технологий среди студентов нецифровых специальностей / профессий СПО были разработаны 3 анкеты.

Мы поставили следующие цели:

  • выявление узких мест в умениях использования цифровых технологий в повседневной жизни;
  • разработка проекта учебного плана дисциплины «Цифровые технологии» в рамках проекта DigitalSkills для обучающихся нецифровых специальностей /профессий СПО.

Были разработаны следующие анкеты:

  1. Сенсей цифровых технологий;
  2. Навыки владения базовыми цифровыми технологиями;
  3. 10 новых цифровых навыков.

Исследования проводились в 13 учебных группах первого курса, это 228 студентов.

Первая анкета «Сенсей цифровых технологий» содержала 11 вопросов.  Анализ результатов показал, что о новых технологиях студенты узнают из интернета — 78%, на вопрос от кого узнают о последних новостях в области новых технологий – самостоятельно из разных источников 55%.  Приобретением новых цифровых устройств занимаются подростки в возрасте до 18 лет — 32%. Драйвером в освоении новых технологий являются подростки в возрасте до 18 лет — 50%. Вопросами безопасности в интернет  никто не занимается, а это 39%.

Вторая анкета «Навыки владения базовыми цифровыми технологиями» содержала 2 вопроса:

  1. Какими навыками вы владеете?
  2. Какими хотели бы владеть?

Проанализировав, результаты анкеты 2, выяснилось, что студенты новыми цифровыми технологиями владеют меньше, чем базовыми и хотят владеть цифровыми технологиями, предложенными для изучения.

Говоря об анкете 3 «10 новых цифровых навыков», заметим, что 14 вопросов анкеты были объеденены  в 4 блока:

  1. Технологии web;
  2. Изображения, видео, звук;
  3. Умный город;
  4. Wi — fI , облачные технологии.

Анкета показала, что навыками работы со звуком, изображением, видео и Wi — Fi студенты владеют хорошо, но есть желание получить навыки  создания веб страниц. Как видно из анализа, к сожалению, большинство наших студентов не умеют работать с технологиями «умный город» (социальные сайты).

Изучив и проанализировав показатели опроса, нами были разработаны 6 разделов проекта учебной дисциплины «Цифровые технологии». В программе были учтены требования к компетенциям WorldSkiils «Цифровая грамотность». Сформированы умения и знания, а также профессиональные компетенции.

Содержание  и объем УД определяется  ПОО самостоятельно, в зависимости от специальности/профессии и может содержать от 32 до 72 часов. Каждый преподаватель может в рабочую программу включать необходимое количество разделов.

Каждый раздел рассчитан на 16 часов и состоит из следующих тем:

РАЗДЕЛ 1  Обслуживание компьютера

  • Установка и удаление ПО
  • Повышение производительности
  • Резервные копирование
  • Виртуальные диски
  • Поиск и удаление spyware
  • Ремонт ПК

РАЗДЕЛ 2  Прикладное ПО

  • Программа для решения математических задач
  • Программы построения схем
  • Углубленное изучение Microsoft Office
  • Конструкторы создания сайтов

РАЗДЕЛ 3  Сервисные ПО

  • Универсальный электронный блокнот
  • Флэш карточки
  • Проверка текста на универсальность
  • Распознование речи
  • Удаленный доступ к рабочему столу
  • Устройства ввода и вывода графической и текстовой информации

РАЗДЕЛ 4  Работа с видео, графикой и аудио

  • Создание аудио книг
  • Создание графических объектов
  • Монтаж и обработка видеороликов
  • Создание мультимедийных объектов

РАЗДЕЛ 5  Информационные ресурсы сети интернет

  • Использование госпорталов, магазинов …
  • Создание личного блога и сайта
  • Методы и средства защиты информации

РАЗДЕЛ 6  Технология беспроводных сетей

  • Устройство и принцип действия сетей  Wi — Fi
  • Построение и настройки Wi – Fi между компьютерами и мобильными устройствами
  • Принцип работы облачных технологий
  • Использование облачных сервисов

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Статья  «Не покидайте колледж без этих 10 цифровых навыков» ,European Union — “Digital Education Action Plan”, 2018. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework/education-technology_en.
  2. Статья из 10 цифровых навыков, которые стоит освоить ещё в студенчестве: [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://gearmix.ru/archives/2220.
  3. РОЦИТ — «Индекс цифровой грамотности», 2017. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/