автор: Дроздова Лариса Анатольевна
учитель биологии Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Воркуты
Технологическая карта урока биологии «Птицы. Внешнее строение»
Технологическая карта с дидактической структурой урока
«Класс птицы. Внешнее строение» (7 класс)
- Ф.И.О. учителя: Дроздова Л.А.
- Класс:7 Дата: 21.04.2018 № урока по п/п: 55 № урока в теме: 1 № урока по расписанию: 2
- Тема урока: Класс птицы. Внешнее строение
- Место (текущий) и значение (для формирования знаний отличительных особенностях птиц) урока в изучаемой теме: Класс птицы
- Цель урока:
5.1. Создание условий для ознакомления с классом птиц, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями
5.2. Предметные результаты обучения
| Основные теоретические знания | Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников) |
| Знает принципы классификации, общие признаки класса птиц, особенности их внешнего строения, влияние окружающей среды на строение и образ жизни птиц | Различает по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов;
Выделяет существенные признаки, характеризующие птиц как высокоорганизованных теплокровных позвоночных животных; Находит в тексте основные признаки птиц; Преобразует информацию в схему; Использует понятия для доказательства принадлежности животных к классу птиц; Сравнивает различные живые объекты и находит сходства и различия; Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности организмов к среде обитания; Предлагает план работы на уроке по выявлению признаков птиц; Учится основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; Создает собственные устные сообщения о птицах на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией. |
5.3.Метапредметные результаты обучения:
| Личност-
ные |
Регуляти-
вные |
Познавательные УУД | Коммуника-
тивные |
||
| общеу-
чебные |
логиче-
ские |
постановка
и решение проблемы |
|||
| развиваются познавательные потребности на основе интереса к изучению строения птиц, формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны, развивают умения слушать и слышать другое мнение | планирование, прогно-зирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию | самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство; обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование. |
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией |
- Дидактические задачи урока:
| Образовательные | Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях класса птиц |
| Развивающие | Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи |
| Воспитательные | Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к животным |
- Тип урока: комбинированный
- Дидактическая структура урока:
- организационный момент,
- проверка домашнего задания,
- изложение нового материала,
- его закрепление,
- задание на дом.
- План изучения нового материала:
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы.
- Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
- Первичная проверка понимания
-
- Выявление нового затруднения
- Поиск выхода из затруднения
- Первичная проверка понимания
- Обобщение и закрепление
- Учебно – методический комплекс:
- Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
- Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): — лупа, лоток
- Оборудование, требующее специальной подготовки: — набор перьев
- Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
- Вспомогательное оборудование: магнитная доска
- Дидактическое сопровождение: тексты, карточки, оценочные листы
- Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/ — Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/ — Сайт – энциклопедия, www.college.ru — Учебник по биологии он-лайн
- Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. УМК «Сфера».
- Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):—
- Образовательные педагогические технологии: ТДМ
- Межпредметные связи: предмет (понятия, умения), география (места обитания), экология (взаимосвязь животных с окружающей средой)
- Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – признаки типа и классов, влияние среды на строение организма
ХОД УРОКА
|
Этап урока
(мин) |
Планируемые результаты обучения |
Компоненты УМК |
Деятельность | |||
| предметные | метапред-
метные (Р,К,П) |
лично-
стные |
учителя | обучающихся | ||
| Организованное начало урока (1 мин) | ||||||
| Оргмомент | Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете | Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата | Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя. | ||
| Проверка домашнего задания (2 минуты) | ||||||
| 1.Понятия и умения, выносимые на контроль | Знают особенности хордовых животных | П: Выделяют основные признаки биологических объектов | Слайд с изображением хордовых животных | Рассказывает: В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Задает вопрос: Какой тип животных мы сейчас изучаем? Каковы особенности данного типа? | Ребята слушают и отвечают: Тип хордовые. Наличие хорды (или позвоночника). Над хордой расположена нервная система, под хордой – пищеварительная система и сердце. | |
| Изучение нового материала (30 минут) | ||||||
| 1.Актуализа-ция знаний | Знают основные признаки классов типа хордовые | П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства
К: умеют оформлять свои мысли в устной форме |
Слайды презентации, на которых изображены представители разных классов типа хордовых, c отдельными частями тела птиц . среди которых
страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка |
Предлагает задание « Узнай компонент» (представлены представители хордовых) | Ребята на каждом слайде находят часть тела, которая не характерна для данного животного и объясняют свой выбор. | |
| 2.Постановка проблемы. | Узнают класс птиц.
Все ли птицы умеют летать? |
П: постановка и формулирование проблемы
К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
На одном слайде страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка | Показывает на слайде «лишних» животных и задает вопрос: К какому классу можно их отнести и почему?
Что их объединяет? Рассказывает: Птиц распространены по всему миру и встречаются на всех континентах и на большинстве существующих островов. Задает вопрос: Какие особенности класса вам известны? По каким признакам различаются изображенные виды птиц? |
Ребята называют класс птиц.
Отвечают, что все они имеют перьевой покров, крылья, клюв… Ребята затрудняются ответить о причинах распространения по всему миру. Размеры крыльев, места обитания, образ жизни, питание… |
|
| 3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения. | П: самостоятельно
выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирование Р: планирование, прогнозирование |
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает определить тему и цель урока.
Задает вопросы: — Где мы с вами можем получить более подробную информацию о данных птицах? — Каким образом можно выявить общие черты? — Как лучше организовать работу, если на руках по одному описанию птицы? — Как будем оценивать эффективность работы групп? |
Ребята обозначают тему «Внешнее строение класса птиц» и цель – выявить общие черты птиц.
Ребята предлагают рассмотреть описания птиц из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой. Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают рассмотреть одного представителя класса птиц, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой. Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику) |
|
| 4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Выделяют отличительные признаки птиц | П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
Тексты с описанием страуса, пингвина, полярной совы, стрижа, утки набор карточек с характеристика-ми | Предлагает поработать в группах по следующему плану:
Прочитайте данный вам текст. Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему животному. |
Ребята работают в группе, выбирая характеристики данного животного. | |
| 5.Первичная проверка понимания | Знают основные признаки класса птиц | П: анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение
Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить К: владение монологической и диалогической формами речи |
Слайды с изображением необходимого животного, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов | Предлагает продемонстрировать результаты работы группы.
Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника. Предлагает сравнить характеристики животных и найти совпадения. Задает вопрос о том, что значат эти совпадения. |
Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного животного на доске.
Выставляют баллы в оценочном листе. Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями класса птиц, по которым можно узнать их представителей. |
|
| 6.Выявление нового затруднения | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить
П: постановка и формулирование проблемы К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Магнитная доска, карточки характеристики | Рассказывает: Одной из общих черт птиц является перьевой покров
Задает вопрос: -Все ли перья одинаковые? Какова их роль (функция)? -За счет чего различные перья выполняют свою функцию? |
Ребята отвечают, что перья у птиц разные – различаются по расположению, длине, внешнему виду, выполняют разную функцию – обогревают, обеспечивают полет.
Это связано со строение перьев. |
||
| 7. Поиск выхода из затруднения | П: самостоятельно
выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирование Р: планирование, прогнозирование |
Наборы перьев. | Предлагает выполнить практическую работу по инструкции «Особенности строения перьев птиц». | Ребята работают по инструкции, выполняя рисунки, выделяя отличительные особенности различных видов перьев, соотносят их с выполняемой функцией. | ||
| 8.Проверка понимания | Знают особенности строения перьев, исходя из их функций | П: сравнение, анализ
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить |
Слайд с ответом | Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы. | Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки
Баллы выставляют в ЛО. |
|
| Обобщение и закрепление нового материала (7 минут) | ||||||
| 1.Обобщение | Знают общие признаки класса птиц | П: обобщение, синтез как составление целого из частей, моделирование
Р: коррекция |
Предлагает вспомнить и записать характерные особенности в тетрадь в виде схемы-кластера и ответить на вопрос: С чем связаны различия в строении птиц?
Предлагает сверить результаты |
Зарисовывают схему в тетрадь,
Отвечают: Различия связаны с образом жизни и местом обитания птиц. Сверяют схемы-кластеры |
||
| 2.Закрепле-ние | Выявите признаки класса птиц у археоптерикса | П: построение логической цепи рассуждений,
доказательство |
Самоопределение | Задает вопрос: К какому классу вы отнесете это животное? Докажите свое мнение. | Отвечают, приводят признаки птиц | |
| Диагностика результатов обучения (3 минут) | ||||||
| 1. Контроль усвоения (3 минуты) | Знают признаки классов типа хордовых | Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить | Самоопределение | Слайды с изображением разных частей тела представителей разных классов животных | Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей классов, решив небольшой тест. | Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления. |
| 2.Рефлексия
(2 минуты) |
П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли
Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий |
Смыслообразование | Слайд презентации, оценочные листы | Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв
П- Т- И- Ц- Ы- Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок |
Ребята пишут отзыв и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы)
Выставляют отметку |
|
| Организация домашнего задания (2 мин) | ||||||
| 1.Домашнее задание (1,5 минуты) | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Слайд с домашним заданием | Прочитайте п. ___
Докажите, что данное животное является птицей (1в — киви; 2в – цапля) Для желающих предлагаются сообщение «Самые необычные птицы» или нарисовать несуществующее, но принадлежащее классу птиц животных (привести доказательства принадлежности к классу). |
Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы | ||
| 2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут) | Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня | Благодарят учителя за урок вставанием. | ||||



