автор: Доперт Наталья Михайловна
учитель
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФАООП
«Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФАООП»
– Добрый день, уважаемые коллеги!
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность в условиях ФАООП»
Актуальность темы — это социальная адаптация и социализация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В нашей школе – обучаются обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся коррекционных школ требуют особого педагогического внимания. Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка с ОВЗ.
Свою воспитательную работу строю с учётом физических и психологических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе рекомендаций известных педагогов. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через игру. Все это делает художественная деятельность. И именно театрализованная ближе всего к ребенку, поскольку в ее основе лежит игра. Так появилась идея создания мини театра в классе. Для успешной реализации за основу взята модель взаимодействия: педагог – дети – родители.
Целью данного направления является развитие творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ, овладение обучающимися коллективного взаимодействия и общения.
Для реализации данной цели, я ставлю следующие воспитательно -образовательные задачи:
-развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и реализовывать желаемое в действительности;
-способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей;
-учить детей умело использовать речевые приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса;
-воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнерами;
-воспитывать культуру поведения в театре.
Коррекционные задачи:
-развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (ширма, сцена);
-развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа);
-развивать восприятие цвета;
-развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности.
Свою работу по театрализации начинаю со знакомства с различными видами театров, причем происходит это в определенной последовательности.
Начинаем мы с чтения художественной литературы. Используем специальные дидактические пособия — это тактильные книги и игры с объемными и рельефными изображениями. «Книжка-панорама».
На данном этапе объясняю детям, что каждое из изучаемых произведений можно «раскрасить» интонациями, обыграть словом, рассказать голосом героя сказки и т.д.
Для этого использую «Магнитный кукольный театр». Дети в свободное время на выбор выкладывают сюжеты знакомых им сказок на магнитной доске. Выкладывание различных сюжетов вызвало у ребят неподдельный эмоциональный интерес. И я поняла, что данный вид театра подходит для ежедневного использования в коррекционных целях – для эмоционального развития детей.
Далее переходим к сюжетно-ролевым играм. Они являются важнейшим этапом, поскольку, исходя из особенностей детей (они характеризуются нарушением целостности, неточностью, фрагментарностью, трудностями в оценке пространственных взаимоотношений между предметами и объектами и др.) в игре мы можем формировать точные действия, например, те, которые пригодятся в спектакле: выход на поклоны, определенные танцевальные элементы и т.д.
Знакомлю детей с пальчиковым театром. Он эффективно используется в качестве «тренажера», вырабатывающего умение связывать речь с движением, помогает в развитии мелкой моторики. Наблюдая за тем, как увлеченно и легко дети перевоплотились в своих героев на «пальчиках», я решила предложить ребятам надеть костюмы и стать «настоящими» героями сказок.
Во внеурочной деятельности так же использую театр: из фоамирана, настольный, деревянный и кукольный. Где дети самостоятельно обыгрывали сюжеты не только уже знакомых сказок, но и тех, которые придумывали сами. Также важным моментом на данном этапе является развитие выразительности речи детей и навыков взаимодействия друг с другом.
Ребята работают в парах, обсуждают и находят характерные черты образов персонажей и подбирают роли друг другу с учетом (манеры говорить, ходить, одеваться и т.д.).
Хочется отметить, что улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.
Ещё один важный этап — это обучение ориентированию на большой сцене. У большинства обучающихся наблюдается неловкость движений, фиксируется трудность в овладении навыками, требующими тонких, точных дифференцированных движений. Поэтому обучение сопровождается словами и комментариями для того, чтобы ребёнок понимал – что именно он делает и зачем.
В качестве зрителей – родители. Но многие родители тоже участвуют в постановке спектаклей. Они оказывают помощь в изготовление атрибутов и костюмов. Сама атмосфера праздника, а тем более участие в нем доставляет детям и родителям огромное удовольствие и радость.
С обучающимися нашей школы принимаем участие во внеклассных школьных и региональных мероприятиях:
– Областной конкурс сценического мастерства «Где это видано, где это слыхано…», посвященному юбилею В. Ю. Драгунского, возрастная категория 3-4 класс.-2 место.
X областной дистанционный конкурс «Юные звездочки». Номинация «Театр»
– 1 место.
Ребята с легкостью перевоплощаются в героев сказок и проявляют свои творческие таланты, взаимодействуя в группах. Совместное участие дарит детям и взрослым теплоту дружественного общения, уважение друг к другу, сплочение в успешном достижении цели.
И, конечно же, совершаем совместно с детьми и их родителями выезды в театры нашего города. Где дети осваивают «азбуку» культуры поведения в театре как зрителей и как артистов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что работа с умственно-отсталыми актерами в значительной степени позволяет маленьким исполнителям проявлять врожденные актерские способности при перевоплощениях. Для меня было очень важно задействовать детей и сформировать у них уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Научить преодолевать тревожность, робость и страх.
Можно с уверенностью сказать, что, развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации их в социум.
Литература:
- Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.
- Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». – М.: Просвещение, 1991 г.
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.