автор: Денибекова Юлия Николаевна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Лучик»
Краткосрочный проект для детей разновозрастной группы «Берегись, огонь!»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад «Лучик»
Краткосрочный проект
для детей разновозрастной группа
«Берегись, огонь!»
Воспитатель:
МБДОУ детский сад «Лучик»
Д. Дубровка Бологовский рн
Денибекова
Юлия Николаевна
Паспорт проекта «Берегись, огонь! «
Пояснительная записка
В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Виной всему – халатное отношение взрослых. Но нельзя не упомянуть, что виновниками пожаров бывают и дети. Зачастую они не имеют элементарных знаний и правил пожарной безопасности, не умеют вести себя в экстремальных ситуациях.
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Время реализации проекта: 02.04.2018 -06.04.2018 г.
Место проведения: МБДОУ детский сад «Лучик» д. Дубровка
Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели
Проблема:
1.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем.
2.У детей пассивно – оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромном месте, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
3.Желание постоянно открывать что- то новое, детская непосредственность, любопытство ставит ребенка перед реальной опасностью пожара.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
— уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
— учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
— познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
— расширить знания детей о профессии пожарного;
— воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
— -привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
— формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
— развивать творческие способности дошкольников;
— вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый результат
1.Овладение детьми знаниями, умениями, навыками по пожарной безопасности.
2.Сформированность у детей заботливого отношения к себе.
- Повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям
- Изготовление дидактических игр
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- Чтение художественной литературы детям: чтение произведений С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Дым», «Пожар»; Чуковский «Путаница»
- Рассматривание картин, рисование рисунков;
- Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности;
- Проведение опытов, экспериментов
3 этап. Результаты
- Викторина «Пожарная безопасность»
- Презентация проекта «Правила пожарной безопасности»
Схема реализации проекта
| ДНИ
НЕДЕЛИ |
ТЕМА | ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ
РАБОТЫ |
| Понедельник | «Осторожно, огонь! » | Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.
Беседа «Почему огонь полезен и опасен? » |
— чтение С. Маршак «Пожар»
— загадывание загадок по теме — совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь» — рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!» — д/и «Да или нет» — проведение опытов, экспериментов «Знакомьтесь, огонь» (знакомство со свойствами огня) |
| Вторник | «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой» | Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных.
Беседа о труде пожарных. |
— рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь»
— с. р. и. «Мы — пожарные» — — заучивание стихотворения «Мы — пожарные» — д/и «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы» — чтение «Как Тимоша царевну спас» — чтение отрывка С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
| Среда | «Детские шалости с огнём и их последствия» | Сформировать представление детей о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т. д. Познакомить с правилами пожарной безопасности. Беседа «Эти предметы таят опасность», «спички детям не игрушка» | — загадывание загадок
— Чтение «Сказка о спичке и добром огне», К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа» — ситуация «Что делать если… » — анкетирование родителей -папка – передвижка «Пожарная безопасность» — Игра-загадка «Если возник пожар» — д/и «Пожароопасные предметы» — рисование «Спички детям не игрушка» |
| Четверг | «Знает каждый гражданин, этот номер — 01» | Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить сообщать о пожаре по телефону. Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности) | — Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону»
— беседа «Знает каждый гражданин, этот номер 01» — разгадывание кроссворда «Что может вызвать пожар» — инсценировка сказки С. Маршак «Кошкин дом» — Чтение Г. Остер «Вредные советы» |
| Пятница | Досуг «Мы – пожарные! » | Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности. | -литературная викторина «Пожарная безопасность»
— загадывание загадок — игра «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны» — разминка «Чем тушат пожар» — вручение памяток «Правила поведения при пожаре» |
Взаимодействие с родителями
Консультации: «Пожарная безопасность»; «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре».
Итог реализации проекта:
В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Пожарная безопасность», которая показала, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста. В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности.
Приложение 1
«Дым» и «Пожар»
(Беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)
Цели:
Познакомить детей с рассказами Б. Жидкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного.
Ход беседы:
1.Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Жидкова «Помощь идет» и в частности на «Дым» и «Пожар». Интересуется мнениями ребят о разворачивающихся событиях.
2.Беседа по содержанию рассказов.
Вопросы к беседе:
-Что случилось с мальчишками из обоих рассказов?
-Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение?
-Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях?
-Как пожарные боролись с огнем?
-В обоих рассказах мальчишки испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные?
-Объясните, почему вы так считаете?
-Как можно называть пожарных, которые рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне
Людей?
Итог беседы:
-С огнем играть строго запрещается.
-В случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным легче было их найти.
-Пожарные – смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.
Ситуации на тему пожарной безопасности: «Что делать если…?
Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности. Учить рассуждать и делать выводы.
Воспитатель. Ребята представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях.
И так, что делать если…
-бабушка забыла выключить утюг;
-сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;
-папа оставил кастрюлю на включенной плите;
-в квартире зажгли бенгальские огни;
-украсили елку и зажгли на ней свечи;
-если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?
Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду.
Цель: Дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду. В повествовательной форме рассказать, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.
План рассказа.
1.Что за приборы приклеены к потолку во всех помещениях д/с (о пожарной сигнализации и как она работает).
2.Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации (небольшой инструктаж)
3.Что за предметы красного цвета находятся в коридорах (огнетушители).
4.Что такое марлевая повязка? Зачем нужна? Как пользоваться?
Загадки из спичечного коробка.
Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.
Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.
Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.
Открыв его, дети видят стопку карточек с загадками.
Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.
После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.
- Беда! Беда! Беда! Беда!’
Бегите все скорей сюда!
Кругом и огонь, и дым, и угар.
В соседней квартире случился … (пожар).
- У машины синий глаз
Вдруг включился ярко.
Как завоет, завизжит,
Пропустить вперед велит.
Кто б из вас сейчас сказал,
Как зовется тот сигнал?
( Сирена.)
- Загудела, прилетела
И взялась скорей за дело.
Поливала, поливала.
Все! Опасность миновала.
(Пожарная машина.)
- С огнем бороться
мы должны.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?
(Пожарники.)
- Она о тесный домик свой
Лишь почесалась головой.
И сразу — словно не жила —
Сгорела, бедная, дотла.
( Спичка.)
- С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Все ест — не наедается.
А как попьет —
сразу умрет.
( Огонь.)
- Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
( Огонь.)
- Вьется, извивается,
В небо устремляется.
К тучам тянется чудак,
Не дотянется никак.
(Дым.)
- В избе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь.)
- Черный конь
Прыгает в огонь.
По огню гуляет,
Искры выбивает.
(Кочерга.)
11.Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
(Свеча)
- На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А с собою не возьмешь. (Костер)
Дидактическая игра «По телефону»
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе и с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01,02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3—4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба.
Подвижная игра «Вода и огонь»
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы между мальчиками и девочками.
На расстоянии 10 м друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой — мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода!» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду соперника.
Экспериментирование «Опасная свеча»
Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.
Развивать умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.
Воспитатель:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает словно флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Воспитатель проводит беседу с детьми.
Примерные вопросы к беседе:
— Кто развел костер?
— Что вы делали у горящего костра?
— Вы любите смотреть на пламя костра?
— Вы были у костра одни или с взрослыми?
— Что вы сделали с костром перед уходом?
Ребята, представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?-
Ребята отвечают утвердительно.
Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу.)
Дети называют предмет.
Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (по цвету, высоте)
Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.
А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?
Ребята делятся своими результатами наблюдения:
— внутренняя часть пламени самая светлая;
— средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;
— внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.
Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводя опыты с огнем.
Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!



