автор: Дельцова Елена Алексеевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №1 “Светлячок”
«Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Светлячок»
План работы по самообразованию
на тему:
«Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».
Воспитатель: Дельцова Е.А.1 квалификационной категории.
Тема: «Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
«Л. С. Выготский»
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №155.
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитию познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность,
- продолжать изучать методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- -способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №155.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
- Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Кудрякова И.Г.,Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. «развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром».г. Саров,1992 с.150
5.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
6.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
7.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
9.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
10.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» М.-МОЗАЙКА _ СИНТЕЗ, 2015. -80 с.
- Н.Е. Веракса. А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» М.-МОЗАЙКА _ СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
Этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь
2017 г. |
Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» | |
Октябрь
2017 г. |
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Доклад на педагогическом совете «Значение опытно- экспериментальной деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь-декабрь
2017 г. |
Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини – лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
Январь
2018 г. |
«Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп, зеркало…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Февраль
2018 г. |
Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Март
2018 г. |
Мнемотехника, мнемотаблица (алгоритм),
коллаж |
Описание приемов и методов, их использование на занятиях | Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности |
Апрель
2018 г. |
«Что? Зачем? Почему?» | Изучение метода игрового проблемного обучения | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Май
2018 г. |
«Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Март- май 2018г. | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь- октябрь 2018г. | Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности | Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач | Разработка рекомендаций для воспитателей. |
ноябрь
2018 г. |
Обогащение «Центра экспериментирования» | Дополнение и обновление имеющего материала | Расширение «Центра экспериментирования» |
декабрь
2018 г. |
«Мир вокруг ребенка» | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | буклеты для любознательных родителей. |
Январь
2019 г. |
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей. |
февраль
2019 г |
«Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка – передвижка для родителей и детей. |
Март
2019 г. |
Интернет-обмен опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в опытно- экспериментальной деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом. |
Апрель 2019 г. | Формирование медиатеки по опытно –экспериментальной деятельности в образовательном пространстве с детьми 5-6 лет. | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их. |
Май
2019 г. |
Посещение курсов повышения квалификации. |