автор: Дельцова Елена Алексеевна

Воспитатель МБДОУ детский сад №1 “Светлячок”

«Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Светлячок»

План работы  по самообразованию

на тему:

«Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Дельцова Е.А.1 квалификационной категории.

Тема:  «Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность».

 

Актуальность темы:  

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

                                                                                                                                                                             «Л. С. Выготский»

 

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №155.

«Об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  Содержание образовательной деятельности «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

   Развитию познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

  Развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

  Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

   Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

    Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность,
  • продолжать изучать методическую литературу по данной теме;
  • помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • -способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

    Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №155.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог»
  3. Кудрякова И.Г.,Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. «развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром».г. Саров,1992 с.150

5.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

    6.Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

    7.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного     возраста. М.: Сфера 2005 г.

    9.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

   10.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2

  1. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» М.-МОЗАЙКА _ СИНТЕЗ, 2015. -80 с.
  2. Н.Е. Веракса. А.Н.Веракса  «Проектная деятельность дошкольников» М.-МОЗАЙКА _ СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

 

Этапы самообразования:

 

Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь

2017 г.

Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»
Октябрь

2017 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Доклад на педагогическом совете «Значение опытно- экспериментальной деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь

2017 г.

Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини – лабораторий с объектами неживой природы; Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

2018 г.

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп, зеркало…) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
Февраль

2018 г.

Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)
Март

2018 г.

Мнемотехника, мнемотаблица (алгоритм),

коллаж

Описание приемов и методов, их использование на занятиях Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности
Апрель

2018 г.

«Что? Зачем? Почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.
Май

2018 г.

«Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Март- май 2018г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Прогноз на будущее

 

Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь- октябрь 2018г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей.
ноябрь

2018 г.

Обогащение  «Центра экспериментирования» Дополнение и обновление имеющего  материала Расширение  «Центра экспериментирования»
декабрь

2018 г.

«Мир вокруг ребенка» Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». буклеты для любознательных родителей.
Январь

2019 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей в области развития детского экспериментирования.   Анкетирование родителей.
февраль

2019 г

«Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы Папка – передвижка для родителей и детей.
Март

2019 г.

Интернет-обмен опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в опытно- экспериментальной деятельности» Консультация для воспитателей по обмену опытом.
Апрель 2019 г. Формирование медиатеки по опытно –экспериментальной деятельности в образовательном пространстве с детьми 5-6 лет. Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их.
Май

2019 г.

Посещение курсов повышения квалификации.