Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Дашкеева Галина Степановна

педагог ДО МБУ ДО «Дом творчества и туризма юных «Дружба»

Современное занятие педагога по направлению «Журналистика»

Современное занятие педагога по направлению «Журналистика»

Педагог ДО: Дашкеева Г.С.

Обучение журналистике – это, в первую очередь, социализация детей посредством вовлечения в профессионально-ориентированную деятельность. Занятия вДО «Ньюсмейкер» расширяют кругозор, учат ответственности за свою работу, развивают коммуникабельность, формируют «креативное мышление». Обучающиеся выступают на публике, демонстрируют полученные знания, сформировавшиеся умения и навыки, учатся друг у друга в процессе взаимодействия в парных, групповых формах работы. Педагог – не просто наставник, он – тьютер, который ведет обучающегося, но, в тоже время, представляет ему поле для самостоятельной деятельности. Поэтому я уделяю внимание именно практическим заданиям, ориентированным на творческую составляющую. В рамках одного занятия, которое длится три академических часа, необходимо сочетать как лекционный материал, так и задания разнопланового характера. 
Занятия по журналистике – занятия, использующие в большей степени межпредметные связи с литературой, русским языком, психологией, историей, обществознанием, мировой художественной культурой. Дополнительное образование сегодня – это не только развитие творческих способностей, расширение кругозора, но и формирование целостной личности ученика. За учебный 2018-2019 учебный год обучающиеся познакомились с основами журналистики: писали заметки и статьи, вели репортажи, работали в программе на телевидении и издавали газету. 

Современное занятие должно:

-вызывать интерес к учению;

-воспитывать потребность в знаниях;

-необходимо обеспечить изучение основ науки, систематичность, прочность знаний, учёт индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;  создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;

-менять виды деятельности обучающихся, сочетать разнообразные методы обучения;

-большую часть времени активно работают обучающиеся.

Япровожузанятия:

1.В форме соревнований и игр (конкурс, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т.д.).

2.Основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, анализ первоисточников, интервью и т.д.).

3.Основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости и т.д.).

4.Напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, брифинг, дискуссия, репортаж, диалог и т.д.).

5.Основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий (заочная экскурсия, путешествие, прогулки и т.д.).

7.Опирающиеся на фантазию (занятие-сказка, занятие-сюрприз и т.д.).

8.Интегрированные занятия.

9.Трансформация традиционных способов организации занятий: парный опрос, экспресс-опрос, занятие-консультация, занятие-практикум и т.д.).

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. 

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный. 

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. 

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Занятие вДО «Ньюсмейкер» – это все то время, которое я провожу с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную и досуговую.

В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды:

  1. Учебные занятия по передаче знаний.
  2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
  3. Учебные занятия закрепления знаний.
  4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
  5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
  6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, провожу специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. 

 

Использованная литература

  • http://dopedu.ru/ Информационный портал системы дополнительного образования детей 
  • Культура современного урока /Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.