автор: Дахкильгова Марем Асламбековна
Учитель-дефектолог ГБОУ Школа №1368
Проведенная работа учителя -дефектолога по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ в ГБОУ Школе.
Проведенная работа дефектологом по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ в общеобразовательной школе.
В связи с переходом на новые Стандарты, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Я сопровождаю детей со 2-7 класс с ЗПР, УО, СИПР имеющих особые образовательные потребности, обусловленные выраженностью основного нарушения и препятствующие благоприятному течению процессов адаптации и обучения.
Цель моей деятельности заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях общеобразовательной школы. Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционнопедагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком.
Так, мы посредством рекомендаций, консультаций включаем в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционнопедагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания учащихся, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Содержанием моей коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются: развитие зрительного восприятия, пространственная ориентировка.
В течение первых двух недель была проведена диагностика 16 детей. По результатам обследования зрительного восприятия: на низком уровне – 9 учащихся, на среднем – 3 учащихся, на достаточном – 2 учащихся. По результатам обследования пространственной ориентировки: на низком уровне – 9 учащихся, на среднем уровне –6 учащихся.
Результаты дефектологического обследования были сопоставлены с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждены на заседаниях консилиума, определены причины и механизмы возникших учебных проблем.
По итогам работы консилиума составлены комплексные рекомендации родителям и педагогам.
Также мною были составлены индивидуальные планы коррекционной работы с учащимися и разработаны рабочие программы.
В своей работе с учащимися учитель-дефектолог осуществляет системно-деятельностный подход — главное условие реализации ФГОС, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
— ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий);
— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В рамках деятельностного подхода я обращаю внимание на овладение детьми универсальными учебными действиями, чтобы решать разнообразные задачи, осуществляя широкий перенос усвоенных знаний на жизненную компетентность.
Исходя из вышесказанного, я буду стремиться к воспитанию личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активного по отношению к собственной самостоятельной деятельности.



