автор: Гущина Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ №172

Роль театрализованной деятельности при формировании развитии речи

 

Роль театрализованной деятельности  при формировании развитии речи

Удивительный дар природы возможность говорить, общаться. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано. Известно, что речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. Развитие речи предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами развитие речи представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

  • Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей;
  • Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Прослушивания сказок, потешек, стихотворений. Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Пантомимические этюды и упражнения. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковые игры со словами. Разучивание чистоговорок. В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Опыт работы показывает, что выступления ребенка на праздниках и развлечениях помогают ему  не только самоутвердиться в группе сверстников, реализовать свой внутренний потенциал, преодолеть  робость, неуверенность в себе, застенчивость.  Они также способствуют самореализации  каждого ребенка,  взаимообогащению «ребенка артиста»  и «артиста взрослого», так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

В среднем дошкольном возрасте основные направления развития речи в  театрально-игровой деятельности состоят в постепенном переходе  от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя, от игры в малой группе сверстников,  к игре в группе из трех-пяти  человек; от создания в игре-драматизации  простого  образа к воплощению художественного, от простых диалогов – к монологической  речи, от «оречевления»  простых театрализованных действий – к сложным, от непроизвольной эмоциональной речи –  к интонационной речевой выразительности.  Тексты, используемые в работе с детьми,  отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев.

Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, расширяет словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.