автор: Гурник Тамара Сергеевна
Воспитатель г. Тамбов МБДОУ дет. сад №60 Заинька
Помощь воспитателя по социализации детям раннего возраста при формирующемся аутизме
Помощь воспитателя по социализации детям раннего возраста при формирующемся аутизме
МБДОУ «Детский сад №-60 «Заинька», г. Тамбов.
Гурник Т.С, Плужникова И.В, ПчелинцеваО.В
Дошкольное детство – большой и очень ответственный период психического развития ребенка. На протяжении всего этого периода у него интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, а также закладывается фундамент познавательных способностей, активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Так почувствовав что-то неладное родители, педагоги должны бить тревогу, обратившись за помощью в нужные органы.
Детский аутизм – это нарушение психического развития и распространенное явление, особенно встречающееся в последнее время. К сожалению, оно недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи , имеющие таких детей не могут получить квалифицированную помощь. Встретить ребенка с аутизмом может каждый человек, который имеет дело с детьми, например в специальном или обычном детском саду, школе, в престижном лицее. Всюду такие дети испытывают огромные трудности при общении с другими людьми. Они требуют особенной поддержки. Но вместо этого часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получая душевные травмы. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. Мы уверенны, что при грамотно построенной, совместной работе воспитателя и специалистов и помощи родителей можно получить положительный результат. В разном темпе, с разной результативностью, каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьезный шаг на этом пути доставляет огромную радость и удовлетворение ему и его близким.
Как помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду?
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий родных и персонала ДОУ. Такой ребенок требует особого внимания и помощи. Во первых, необходимо помочь ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия. («Сейчас все собираются на физкультурное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во–вторых, надо помочь аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя». Надо попросить: «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.
Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо ново. Часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Для успешной работы с особенными детьми необходимо выполнять такие правила:
- 1. Наладить первичный контакт с ребенком.
Общаясь с девочкой или мальчиком, педагог должен понять, что она/он умеют, какой у них характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.
- 2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.
Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.
- 3. Использовать принцип «от простого к сложному». Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.
- 4. Давать много подсказок. В первое время мы не должны требовать от ребенка сразу сделать все быстро и правильно. Мы должны давать ему подсказки и не забывать хвалить даже за самый маленький успех. На первых этапах педагоги часто делают все руками ребенка. Но также важно помнить о том, что необходимо постепенно уменьшать подсказки, а со временем и совсем уходить от них. Это необходимо для того, чтобы дети научились быть самостоятельными.
- 5. Использовать принцип дозированной речи. Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.
- 6. Сформировать учебное поведение. Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить, как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.
- Комплексный подход – основа социализации. Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в детском саду. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что есть правила, которые надо выполнять всегда и везде, с любым педагогом, на индивидуальном занятии и в группе.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА.
Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъяснимым, с точки зрения взрослого, образом.
Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно этому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка. Очень часто аутичный ребенок ведет так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его в воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.
Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.
Как и в случае с гиперактивными детьми педагог, и родители кроме всего вышесказанного, должны поддерживать контакт с психологом и врачом. Только в результате сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.
Детский сад – это пространство искусственной социализации, где ребенок тренируется жить в обществе. Он необходим как обычным детям, так и детям с синдромом аутизма. Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с аутизмом, должен работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь таким образом целостного положительного результата.
Ребенок должен доверять тем людям, которые находятся рядом с ним, а значит, это доверие нужно заслужить. Только так он сможет делать дальнейшие шаги по своему становлению полноценного члена общества.
Литература:
- 1. Победить аутизм. Метод семьи Кауфман. Сост. Холмогорова Н.Л. – М.:ЦЛП.-2005
- 2. Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О.С., Баенская Е.ОР., Либлинг М.М. – М.: Теревиноф.- 1997
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах – М.: ВЛАДОС, 2007
- Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 3-10.