Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Гуреева Марина Александровна

Педагог дополнительного образования ГБОУ СО “Школа-интернат АОП г. Маркса”

Неофициальные символы России

Неофициальные символы России.

Занятие для детей старшей и подготовительной группы

Цель: формирование представлений о культурных ценностях нашей страны, посредством рассказа, пения, слушания музыки о неофициальных символах России.

Задачи образовательных областей:

Образовательные:

-Познакомить с неофициальными символами России: матрешкой, балалайкой, березой, расписной ложкой и русским платком.

-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).

-Обогатить словарный запас детей новыми словами.

-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей

Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение к символам понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны

-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа : чтение произведений русских писателей о Родине, природе; рассматривание  картин  русских художников, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, коммуникативные игры.

Оборудование: домик, стол, матрешка, балалайка, самовар, ложки расписные, платок расписной, тантамареска матрешки, фуражки для мальчиков, слайд-шоу о символах.

 

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети входят в музыкальный зал.

Муз рук: Поприветствуем друг друга.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.

–ДОБРОЕ УТРО!

Муз.рук: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей родине

Как называется страна, в которой мы с вами живем? Слайд 1

Дети: Россия.

Муз рук: Правильно. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Муз рук: Каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы. А что это за символы? Кто знает как они называются?

Дети: Герб, флаг и гимн. Слайд 2

II Основная часть

Муз рук: А теперь давайте поговорим о других символах, по которым люди узнают нашу страну, даже если они никогда в ней небыли. Эти символы когда-то давно придумал русский народ и называются они-неофициальными символами. Ребята, а вы знаете какие-нибудь национальные символы нашей страны?

Дети: балалайка, самовар, шапка-ушанка  и т.д – Слайд 3

Муз рук: Какие есть еще, вы сейчас узнаете.

Послушайте загадку:

На ней висят, не свесив ножек

Четыре тысячи сережек,

А белый ствол не от мороза,

Зовут красавицу–  Береза. Слайд 4

Муз.рук: Правильно ребята. Белоствольную берёзу с давних пор чтут и любят в народе. В старину новый год начинался весной. Это первое дерево на котором распускаются листочки. 

А сейчас мы с вами отправимся в березовую рощу. 

(Дети берутся за руки и выходят на середину зала)

Березка в белом сарафане (Дети ритмично ходят дробным шагом).

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно (Покачивают головой).

И птичек в гости всех зовет. (Взмахивают руками).

Раскроет свои руки-ветки, (Разводят руки в стороны).

Опустит ветки-пальцы вниз, (Сводят руки к центру вниз).

Подставит солнышку листочки, (Покачивают руками вверху).

Чтоб лучик на ветвях повис.

Песня «Березки России» Слайд 4 

(в конце песни идут змейкой по залу) Слайд 5

Муз рук: Посмотрите ребята, мы с вами пришли к деревенскому домику. Давайте заглянем в него. (в домике стоит столик с ложками и самоваром на столе, на стульчике лежит балалайка и платок)

Это настоящая русская изба. Посмотрите,  что стоит на столе? 

Дети: самовар, ложки, матрешки и т.д.

Муз рук: Посмотрите, а что это за инструмент? (показывает балалайку)

Дети: Балалайка

Муз рук: Правильно, балалайка. Людям от нее радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский инструмент.

Звенит ее голос по белу свету и Россию славит.

Муз рук: Давайте мы с вами сейчас послушаем, как звучит балалайка.

Слушание отрывка из пьесы «Камаринская»

Муз рук: Какой характер имеет эта пьеса?

Дети: (ответ)

«Камаринская имеет веселый характер, в ней звучит быстрая музыка»

Муз рук: Правильно, веселый, задорный, танцевальный. Это – русская пляска. 

Музыкальный руководитель рассматривает в руках Матрешку

Муз рук: Как вы думаете, Матрешка является неофициальный символ России?

Дети: (ответы)

Муз рук: По вашему, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? 

Дети: (ответы)

Муз рук: Поэтому матрешку любят и взрослые и дети. Я предлагаю вам поиграть. Стать настоящими матрешками и  потанцевать.

Музыкальная игра- танец «Матрешки»

Муз рук: Повеселили нас матрешки. 

Ребята, давайте возьмем наши расписные ложки со стола и рассмотрим на них рисунок.  Какой на них рисунок?

Дети: (ответ)

Муз рук: Ложки на Руси были не только бытовым предметом. Со временем деревянная ложка стала музыкальным инструментом и русским сувениром. 

А теперь вспомним нашу песенку и поиграем на ложках.

Песня «Расписная ложка»

(возвращаемся к столу и кладем ложки)

 

Муз рук: Посмотрите, какой красивый платок.  Это платок называется Павловопосадская шаль – это русский, по-настоящему народный платок, родом из подмосковного города Павловского Посада. У каждой модницы было по нескольку платков для разных праздников. Даже на свадьбу невеста покрывала голову свадебным платком.

Как вы думаете, это платок праздничный?

Дети: (ответ)

Муз рук: Это платок праздничный, потому, что он расписан яркими красками. 

Наш платок, хочет с вами поиграть.

Игра с платком

Описание игры – Дети расходятся на два одинаковых круга. В каждом кругу водящий (держит платок за концы подняв руку вверх). С началом музыки начинается движение по кругу. С окончанием музыки платок опускается. На кого платок опустился, тот становится водящий. Игра продолжается несколько раз.

Муз рук: Ну вот дети, нам пора возвращаться с нашей прогулки обратно в детский сад.

Все три раза покрутились, в детский садик воротились.

Возвращаемся на наши стульчики. Слайд 6

 

III. Заключительная часть

Муз рук: Ну что ж, молодцы ребята, мы с вами побывали в русской избе.  А теперь вспомните, о чём мы сегодня с вами говорили? Назовите мне государственную символику России?

Дети: флаг, герб, гимн.

Муз рук: Назовите мне некоторые неофициальные, народные символы России?

Дети: Матрешка, медведь, береза.

Муз рук: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые.

Муз рук: Что вам запомнилось на нашем мероприятии?

Чем понравилось заниматься? Что нового вы сегодня узнали?

Дети: (Ответ)

Я приготовила вам маленькие раскраски с изображением наших народных символов. 

Наше занятие завершилось. 

До свидания дети!