Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Гумерова Рита Идуаровна

учитель — логопед МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли Республики Башкортостан

Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация»

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

 

Согласовано                                                                                                                                               Утверждаю Заместитель директора по УР                                                                                                               Директор школы

   __________                                                                                                                         

                                                                                                                                                                     

Приказ №__ от________

Адаптированная рабочая программа

по курсу: «Альтернативная коммуникация»

для индивидуального обучения ученицы 1в класса

 

Уровень образования: начальное общее

Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 уч.год)

Количество часов: 32 (1 час в неделю)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант8. 2), по курсу: «Альтернативная коммуникация» 

 

Учитель-логопед: Гумерова Рита Идуаровна

 

Дюртюли  2018

 

Пояснительная записка

1.Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 17.12.2010г. №1897 с изменениями от 31.12.2015г. №15); 

3.Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2018г. №128  «Об утверждении положения о рабочих программах»;

  1. Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2018г. № 133 «Об индивидуальном обучении на дому».

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.

Принципы коррекционной работы:

 Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации в процессе оказания помощи в развитии каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

 Принцип системности — обеспечивает единство всех элементов коррекционно- воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личностном развитии.

 Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.  

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы. 

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

— формирование умения слушать и понимать собеседника;

— формирование умения выполнять несложные инструкции;

— формирование умения отвечать на вопросы;

— формирование правильной артикуляции и дикции;

— формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

— формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

— обучение умению делить слова на слоги

— обучение правильной посадке при письме;

— обучение правильному захвату карандаша;

— обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

— обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

— развитие речи;

— развитие слухового и зрительного восприятия;

— развитие памяти;

— развитие внимания;

— развитие зрительно-двигательной координации;

— развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к процессу обучения;

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

— воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

— воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

 У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с  особыми образовательными потребностями определяются как системное недоразвитие речи (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

   Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1.Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2.Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3.Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4.Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.Работа над слоговой структурой слова.

7.Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8.Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…)

9.Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10.Развитие грамматического строя речи

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

 С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

   Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки. 

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.  Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

   Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи. 

  Цели обучения

 — коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными   нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.  

   Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи; 

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

 развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового 

 состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса; 

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

      При составлении рабочей программы соблюдались следующие  принципы:

  -онтогенетический;

  -этиопатогенетический;

  -принцип учёта «зоны ближайшего развития»;

  -принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования); 

  -принцип комплексности; 

   -принцип поэтапного формирования умственных действий.

Согласно учебному плану школы данная рабочая программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю).

Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1) овладение начальными навыками адаптации в классе; 

2) развитие мотивов учебной деятельности; 

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

знать и называть слова, символы и жесты:«здравствуйте», «до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»,знать символы или жесты:«здравствуйте»,«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»,«бабушка»,«я», «ты»;

— уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях:«здравствуйте»«до свидания»,«спасибо»,«пожалуйста»,«да», «нет»,«туалет», «мыть руки»,«хорошо», «плохо»,«мама», «папа»«бабушка»,«я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

-уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

-уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

-уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар);

-уметь различать неречевые и речевые звуки

Слово:

-уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

-уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью.

Предложение:

-уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

-уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

— уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

-уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

-уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью.

Слог:

-уметь делить слова (2 слога) на слоги самостоятельно;

-уметь делить слова (2 слога) на слоги с помощью.

Письмо:

— знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

-знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).

 

Выполнение упражнений для кистей и пальцев рук:

— уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

— уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.

Ориентировка на листе бумаги:

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги;

-уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.

Обводка фигур по шаблону, трафарету:

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием, дорисовыванием до какого-либо предмета;

-уметь обводить фигуры по шаблонам, трафаретам с последующим закрашиванием.

Обводка фигур по контуру:

-уметь обводить фигуры по контуру (пунктирным линиям( — — -);

-уметь обводить фигуры по контуру (сплошная линия).

Ориентировка в рабочей строке:

-уметь ориентироваться в

рабочей строке (верхняя линия, нижняя линия), (начало, середина, конец).

— уметь ориентироваться в рабочей строке.

Рисование вертикальных линий:

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать произвольные вертикальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать вертикальные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать вертикальные линии в альбоме, в строке по обводке с помощью («рука в руке»).

Рисование горизонтальных линий:

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать произвольные горизонтальные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке;

-узнавать горизонтальные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать горизонтальные линии по обводке в альбоме, в строке с помощью( «рука в руке»).

Рисование наклонных линий:

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать произвольные наклонные линии, линии по начальной и конечной точкам в альбоме, в строке

-узнавать наклонные линии в предметах, на картинках;

— уметь рисовать наклонные линии в альбоме, строке по обводке с помощью «рука в руку»

Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных, наклонных линий:

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по опорным точкам;

— уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по образцу.

-уметь рисовать бордюр из наклонных линий разной длины по обводке с помощью «рука в руку»;

— уметь рисовать композиции из вертикальных горизонтальных, наклонных линий вне строки и в строке по обводке с помощью «рука в руку»

Содержание учебного предмета

Обследование речи (1 ч ). Звук и буква А(2ч). Предметы. Соотнесение предметов и их названий.(2ч)

Звук и буква О(2ч). Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты».(2ч).

Звук и буква У(2ч). Деление предложений на слова.(2ч).Звук и буква ы(2ч). Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам (2ч). Звук и буква М(2ч). Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова.(2ч). Звук и буква Х(2ч). Слушание сказки «Репка». Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка».(1ч) Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность.(1ч). ). Звук и буква Н(2ч). Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря.(2ч). Звук и буква Л(2ч). Повторение пройденного материала(1ч).

 

Тематическое планирование

  №

урока

Тема Кол-во

  часов

Дата проведения

урока

ТСО, ИКТ, наглядность Виды деятельности  обучающейся
план   факт
1 Обследование речи. 1 05.09 Презентация Фотековой
2 Звук и буква А 1 12.09 Презентации Знает звук и букву А.
3 Звук и буква А 1 19.09. Презентации Знает звук и букву А.
4 Предметы. Соотнесение предметов и их названий. 1 26.09 Презентации Соотносит предметы с названиями.
5 Предметы. Соотнесение предметов и их названий. 1 03.10 Презентации Соотносит предметы с названиями
6 Звук и буква О. 1 10.10 Презентации Знает звук и букву О.
7 Звук и буква О. 1 17.10 Презентации Знает звук и букву О.
8 Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». 1 24.10 Презентации Знает названия фруктов.
9 Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты». 1 07.11 Презентации Различает фрукты.
10 Звук и буква У. 1 14.11 Презентации Знает звук и букву У.
11 Звук и буква У. 1 21.11 Презентации Знает звук и букву У.
12 Деление предложений на слова. 1 28.11 Презентации Умеет делить предложения на слова хлопками.
13 Деление предложений на слова. 1 05.12 Презентации Знает изученные звуки и буквы
14 Звук и буква ы. 1 12.12 Презентации Знает звук и букву ы.
15 Звук и буква ы. 1 19.12 Презентации Знает звук и букву ы.
16 Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам 1 26.12 Презентации Умеет составлять предложения по схеме.
17 Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам 1 16.01 Презентации Умеет составлять предложения по схеме.
18 Звук и буква М. 1 23.01 Презентации Знает звук и букву М.
19 Звук и буква М. 1 30.01 Презентации Знает звук и букву М.
20 Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова. 1 06.02 Презентации Умеет делить предложения на слова.
21 Деление предложения, состоящего из трёх слов, на слова. 1 13.02 Презентации Умеет делить предложения на слова.
22 Звук и буква Х. 1 20.02 Презентации  Знает звук и букву Х.
23 Звук и буква Х. 1 06.03 Презентации  Знает звук и букву Х.
24 Слушание сказки «Репка». Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка». 1 13.03 Презентации  Умеет подбирать слова к картинке.
25 Воспроизведение сказки «Репка» в изложении учителя с опорой на наглядность. 1 20.03 Презентации  Умеет воспроизводить сказку.
26 Звук и буква Н. 1 03.04 Презентации Знает звук и букву Н.
27 Звук и буква Н. 1 10.04 Презентации Знает звук и букву Н.
28 Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря. 1 17.04 Презентации  Знает названия фруктов.
29 Тема «Овощи». Активизация и обогащение словаря. 1 24.04 Презентации  Знает названия фруктов.
30 Звук и букв Л. 1 08.05 Презентации Знает звук и букву Л.
31 Звук и буква Л. 1 15.05 Презентации Знает звук и букву Л.
32 Повторение пройденного материала 1 29.05 Презентации  Знает изученные звуки и буквы.

Учебно-методическое обеспечение

1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.. 1999 г.

2.Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г. 

4.Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии:  учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. «Социальная работа» / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков.  М., 2004 г..

5.Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г.

  1. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора — Бгажнокова И. М. Москва, 2012г.
  2. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-Москва. Теревинф, 2004.
  3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 — М.: ВЛАДОС, 2005.