Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Губина Елена Витальевна

Учитель начальных классов МОУ гимназия №15 Советского района Волгограда

Урок литературного чтения “К Г Паустовский “Стальное колечко”

МОУ «Гимназия №15 Советского района Волгограда»

Губина Елена Витальевна, учитель начальных классов

 

К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

(Урок литературного чтения в 3 классе)

Тип урока: открытие новых знаний

УМК «Начальная школа XXI века»

 

Цель урока:

Образовательные:

Познакомить с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Развивающие:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в  жизненных ситуациях;

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Научатся определять жанр произведения ;

Получат возможность работать с разными по жанру текстами.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают  учебно—познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий, контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, повторяют и расширяют свои знания о творчестве К. Г. Паустовского, жанрах литературных произведений, проводят наблюдения, делают выводы на основе полученных знаний.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для других высказывания, планируют учебное сотрудничество

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы и формы обучения: работа в группах, в парах,  индивидуальная, частично-поисковый  (исследовательский), здоровьесберегающие технологии (физминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах).

Педтехнологии: информационно-коммуникативные.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
• компьютер, мультимедийный проектор,
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;
• «Литературное чтение» Ефросинина: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века) – с.54-56.
раздаточный материал.

 

Ход урока

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Оргмомент –Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

–А чему мы учимся на уроке?

–Да, на уроке мы учимся выразительно и бегло читать, думать, анализировать, высказывать своё мнение, вести диалог.

–А чтобы этому научиться, что мы делаем на уроке?

–Верно, ребята, на уроке мы узнаём что-то новое, учимся применять полученные знания на практике.

–Учимся выразительно и бегло читать, думать, анализировать, высказывать своё мнение.

–Выполняем различные задания, узнаём  новое, работаем со словарными словами.

Актуализация знаний Слайд

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги!» К. Г. Паустовский.

Эти слова принадлежат замечательному писателю К. Г. Паустовскому. Сам же он говорил «Писать для детей—это особый дар. Если дети с интересом читают произведение, то можно считать себя детским писателем.

–А какие произведения Паустовского вы читали?

Слайд

–Вы прочитали многие его произведения, а что вы знаете о нём?

До конца своих дней Паустовский много путешествовал, продолжал писать. Все его произведения посвящены трём темам—людям, искусству и природе.

Чтение произведений Паустовского доставит вам не просто удовольствие, а настоящее наслаждение, потому что все они пронизаны теплом и любовью.

Сегодня на уроке нам предстоит окунуться в мир творчества Паустовского и познакомиться с его произведением «Стальное колечко»

Слайд.

–Обратите внимание на слайд и сформулируйте тему урока.

–Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова поставьте перед собой цели на урок.

–Чтобы добиться поставленных целей, что нужно для этого делать?

Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.

–К. Г. Паустовский «Стальное колечко».

Слайд

Познакомиться c творчеством Паустовского, проанализировать его произведение «Стальное колечко».

Учиться осмысленному чтению

–Работать с текстом, анализировать, делать выводы.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания) –Я предлагаю вам литературную разминку.

Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для него характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

«Друзья познаются в беде» что это?

– Былина, считалка, пословица –

что объединяет эти названия?

– А какие вам еще известны жанры?

–А можем сразу определить к какому литературному  жанру можно отнести это произведение?

Еще раз посмотрим на тему нашего урока и дополним её.

Былина

Считалка

Пословица

–Это жанр произведения

— Рассказ, сказка

–Нет, надо проанализировать текст.

К. Г. Паустовский «Стальное колечко». Жанр произведения.

Формулирование проблемы Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров.

Для того, чтобы ответить на наш вопрос—рассказ это или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.

–Как называется начало сказки?

–А рассказа?

Работа с текстом.

Чтение и работа с текстом.

–К какому жанру можно отнести начало произведения?

На доску—(по ходу работы)

Рассказ                Сказка

Вступление

 +                        —

Жанровые признаки:

Указано в каком   селе живут герои похожа на сказку

В какое село Варюша   идет за махоркой

Беседа Варюшки с бойцами.

Описание поезда

Все конкретные детали:

Снегопад, станция, поезд.              

Герои

Нет сказочных персонажей

Художественные приёмы

       +            +

Предмет

       +            +

Заключение

       +            —

Просмотр отрывка из мультфильма

(эпизод встречи  Варюши с бойцами)

Работа по методике «шести  шляп»

–Можно ли героев данного произведения назвать сказочными7

(отметить в таблице)

–А теперь перенесёмся во времени и расскажем о нём в двух предложениях

Прошла……….(зима).

Наступила …………..(весна).

–Найдите и прочитайте строки, в которых описывается, какой Варюшка увидела весну

–Что за приём использует автор?

Заполнить таблицу

Художественные  приёмы

+         +

Прочитайте слова, восстановите события и зачитайте отрывок.

–На какой палец Варя надела колечко?

–Обдумывала Варя  этот поступок?

–Как это характеризует девочку?

–Что она увидела, вернувшись домой?

–Значит, колечко волшебное? Покажем это в таблице.

Предмет

+                   +

–Что выбрала для себя Варюша: большую радость или повидать свет?. Найдите и зачитайте отрывок.

–Это заключение рассказа или сказки?

–Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

–Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

–Зачин.

–Вступление.

Рассказу

Выступает каждая группа по своему цвету шляпы.

–Нет.

Работа с текстом стр 74-75. Чтение отрывка.

–Это олицетворение.

Оно свойственно и рассказу и сказке.

Стр 75

–ответы учеников

— ответы учеников

— ответы учеников

Стр 77—зачитать текст.

–Рассказа

Первичное осмысление и закрепление. –Ребята, посмотрите на схему и ответьте на вопрос нашего урока «Стальное колечко»–это рассказ или сказка?

–Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но сам Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали как сказку. Он как бы даёт нам понять, что в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

— ответы учеников
Итоги урока. Рефлексия. На урок какие цели вы перед собой поставили?

— -Достигли ли вы этих целей?

-Чему научились на уроке?

Вернуться к слайду №2 и зачитать ещё раз слова-напутствия для ребят.

— ответы учеников
Домашнее задание. СТР 77, №4, 5
Оценивание работы за урок. Оценивание работы учащихся проходит по ходу урока, сначала ребята оцениваю свою работу сами, а затем учитель.