Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи какой либо необходимой информации.

Одной из наиболее эффективных форм работы, которая помогает устанавливать контакт в начальной школе, является групповая работа.

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. В основном это такие урок как: окружающий мир, изобразительное искусство, технология и внеурочная деятельность (викторины, конкурсы).

В групповой работе дети чувствуют себя увереннее, они не бояться высказываться и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД.

Задачи групповой работы на уроке:

  • Активная познавательная деятельность;
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Развитие умений успешного обучения;
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД.

Говоря о коммуникативных УУД, имеется в виду формирование умения взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на группы по 3 — 6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику.

Иногда, назначается лидер группы, который дает указания другим членам группы.

Так,например, был проведен урок изобразительного искусства в 1 “Б” классе, где ребятам нужно было создать групповую композицию «Осенний пейзаж» в технике симметричное вырезание. Класс был поделен на 3 группы, 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд. В каждой из них был назначен командир, который должен был раздать задания, кто какие листики, какого цвета и формы вырезает.

Проверялось умение слушать, и выполнят указания своих товарищей. С задачей дети справились на все 100%, в группах соблюдались все правила работы.

Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

По окончанию нашей работы, была проведена оценка их действиям и самой работе, ребята адекватно оценивали свою работу и сравнивали с работой других.

Основные правила образования групп:

  • Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
  • На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
  • Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.