автор: Громова Тамара Евгеньевна

Воспитатель “ГБДОУ №93 детский сад Фрунзенского района Санкт – Петербурга”

Конспект НОД “В гости к бегемоту”

Конспект непрерывной образовательной деятельности с  детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи   

«В гости к бегемоту».

                                                 Составила: воспитатель Громова Т.Е.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о животном жарких стран – бегемоте.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

закрепление представлений о животном жарких стран – бегемоте, его повадках, внешнем виде, образе жизни;

– расширение представлений о животных, населяющих нашу планету;

– расширение кругозора детей;

– формирование целостной картины мира;

– обучение нахождению географического объекта на глобусе и карте;

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– развитие самостоятельности ребенка, побуждение к самостоятельному выполнению заданий, принятию решений;

– развитие интереса к совместной деятельности;

Образовательная область «Речевое развитие»:

– обогащение пассивного и активного словаря;

– вызывание речевой активности;

– развитие диалогической речи;

Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие»:

– становление эстетического отношения к окружающему миру;

– воспитание бережного отношения к природе;

– развитие художественных и творческих способностей;

Образовательная область «Физическое развитие»:

– развитие координации движений, развитие крупной и мелкой моторики;

– воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни.

Используемые технологии: личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационная.

 

Предварительная работа:

Беседа с воспитателем на тему «Животные жарких стран», рассматривание, энциклопедий, иллюстраций о животных жарких стран, чтение художественной литературы.

Материал к совместной деятельности:

Глобус, иллюстрированный  атлас, детские энциклопедии; мультимедийная установка для демонстрации изображения .

Ход совместной деятельности.

  • Вводная часть

Воспитатель: ребята, мы с вами уже познакомились с животными жарких стран. А сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с удивительным животным. Угадайте,  каким? (Загадывает загадку).

Если он откроет рот, то проглотит пароход,

Говорят, он молодой, да прожорливый какой!

( М. Абина).

Молодцы, ребята, правильно отгадали, это – бегемот.  Хотите поближе узнать об этом удивительном животном? ( Да, хотим)!

  • Основная часть

Воспитатель читает стихотворение Л. Слуцкой:

Живет в далекой Африке, огромный бегемот,

И любит он на солнышке, погреть себе живот.

Большие зубы у него, большая голова,

Купаться любит бегемот, ныряет иногда.

Он медленно, как целый дом, по озеру плывет,

И травку ловит на ходу, и медленно жует.

Давайте вспомним,  где обитают бегемоты? ( В Африке).

А где можно увидеть Африку?  (Например, на глобусе).

Что такое глобус?  (Это модель земли).  Можете показать на глобусе, где находится Африка? (Показывают).

А где самое жаркое место на земле  (показывают экватор).

Слайд 1: Карта мира.

Давайте проследим путь из Санкт-Петербурга в Африку. Это близко? (Далеко). Прокладывают маршрут стрелочками.

Где в Африке обитают бегемоты?  ( На реке Нил).

Слайд 2: Река Нил.

Ребята,  вы, конечно,  догадались, почему мы совершим  путешествие по реке Нил, где обитают эти удивительные животные бегемоты. На предыдущем занятии мы  написали письмо бегемоту.

Слайд 3: Конверт с адресом.

Здравствуй, дорогой бегемот! Хотим  все о тебе узнать. Где живешь? Есть ли в Африке зима? Чем питаешься? Есть ли у тебя дом? Как приспосабливаешься к жизни в тяжелых условиях?

                                     До встречи, дети .

Ребята, бегемот тоже прислал нам письмо, где  он приглашает нас в гости.

На чем отправимся в  путешествие? ( На самолете).

Проводится подвижная игра «Самолеты»:

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел,

Левое крыло отвел – поглядел.

Я мотор завожу,

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Слайд 4: Вид  Африки.

Давайте вспомним, какие животные обитают в Африке.

Проводится игра « Кто лишний?»

Дети прикрепляют к глобусу изображения обезьяны, слона, бегемота, носорога, зебры. Откладывают в сторону картинку белки и лисы.

Слайд 5: Изображение бегемота.

Кто изображен на экране ? ( Я вижу …, Я заметил…)

Проводится игра  «Кто больше назовет прилагательных к слову Бегемот».

(Большой, сильный, толстый, тяжелый, жирный, огромный, красивый, плавающий…)

Ребята, кто знает, как еще называют  бегемота? ( Речная лошадь, гиппопотам, лошадь в реке).

Меняет ли бегемот шкурку?  Спит ли он зимой? Есть ли в Африке зима? Есть ли у бегемота враги?

Сколько вопросов у нас накопилось! Пришло время прочитать ответное письмо от бегемота. Вот что он пишет:

Здравствуйте, дорогие дети!

Я живу в жаркой Африке. Спасибо за приглашение, но к вам я приехать не могу. Немного о себе: я самый крупный обитатель рек. Длина моего тела до 4,5 м., масса 2-3 тонны (иногда до 4 тонн), это как легковой автомобиль. Непропорционально маленькие конечности с четырьмя пальцами с трудом выдерживают вес моего тела. Моя большая пасть тянется от уха до уха. Крупные, более 60 см, зубы растут в течение всей жизни. Особенно сильные большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью я набираю водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Даже могу разорвать пополам лодку. Моя кожа блестящая, толстая ,  почти голая и быстро высыхает, глаза и ноздри – на бугорках и посажены высоко на голове. Это очень удобно: можно высунуть из воды только « островки» с глазами и ноздрями, как перископы у подводной лодки.

Слайд  6: Бегемоты на берегу.

Днем я покоюсь на мелководье Нила, или лениво плаваю со стадом. Мы объединяемся  в группы. Люблю, подогнув под себя короткие ноги, греться на солнце на песчаных отмелях.

Слайд 7: Бегемоты в воде.

Мы, бегемоты,  можем нырять, ходить и бегать по дну.

Слайд 8: Бегемот плывет на спине.

Я люблю плавать на спине и побарахтаться в  грязи, что полезно для моей шкуры. Это предохраняет шкуру от пересыхания и жалящих насекомых.  Когда я лежу на берегу, мою шкурку чистят птицы.

Слайд 9: С малышом в ряске.

Под водой рыбы удаляют со шкуры остатки водорослей.

Слайд 10: Стадо на берегу.

Вечером, как только солнце садится, всем  стадом ( до 20 бегемотов), устремляемся на берег. Мы питаемся ночью. Едим 5 часов, съедая примерно сорок килограммов травы, а утром опять уходим в воду.

Слайд 11: Дерущиеся бегемоты.

Главное для нас –  вода. В сезон засухи мы скапливаемся даже в лужах, которые не пересохли. Там часто происходят стычки между самцами.

Слайд 12: Мама выталкивает новорожденного малыша.

Весной малыши рождаются в воде  и «Мама» выталкивает его на берег. Весит малютка до 50 кг. Обед для него большая проблема. Глотнуть молока он может лишь нырнув в  воду и провести там не больше 20 секунд. Малыш, пока не подрастет, катается на спине матери, стоя как на мостике. Малыши вырастают к 6 годам.

На нас охотятся браконьеры, поэтому наша численность сократилась. Особо ценятся наши клыки, которые не желтеют,  как слоновая кость . Наступает сезон дождей и жизнь снова становится легкой. Живем мы до 50 – 60 лет.

С жарким приветом, бегемот  Африкаша.

Проводится подвижная игра « В Африке».

Ребята, сейчас мы узнаем, внимательно ли вы  слушали письмо бегемота.

Проводится игра « Загадка».

Пальчиковая игра « В Африке»:

В Африке шум и гам, (сжимают и разжимают кулачки)

Вон сидит гиппопотам (далее соединяют  поочередно большие пальчики с остальными),

Там слоны, а вот и львица,

Обезьяна, крокодил,

Я вдоль Нила проходил.

Проводится игра «Шестой лишний» с разрезными картинками.

Дети возвращаются из путешествия в группу, обсуждают путешествие.

3.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

Какие задания было трудно выполнять? Какие задания хотелось бы выполнить еще раз?