автор: Громова Тамара Евгеньевна
Воспитатель “ГБДОУ №93 детский сад Фрунзенского района Санкт – Петербурга”
Конспект НОД “В гости к бегемоту”
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи
«В гости к бегемоту».
Составила: воспитатель Громова Т.Е.
Цель: уточнение и закрепление знаний детей о животном жарких стран – бегемоте.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
– закрепление представлений о животном жарких стран – бегемоте, его повадках, внешнем виде, образе жизни;
– расширение представлений о животных, населяющих нашу планету;
– расширение кругозора детей;
– формирование целостной картины мира;
– обучение нахождению географического объекта на глобусе и карте;
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
– развитие самостоятельности ребенка, побуждение к самостоятельному выполнению заданий, принятию решений;
– развитие интереса к совместной деятельности;
Образовательная область «Речевое развитие»:
– обогащение пассивного и активного словаря;
– вызывание речевой активности;
– развитие диалогической речи;
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– воспитание бережного отношения к природе;
– развитие художественных и творческих способностей;
Образовательная область «Физическое развитие»:
– развитие координации движений, развитие крупной и мелкой моторики;
– воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни.
Используемые технологии: личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые, здоровьесберегающие, информационно – коммуникационная.
Предварительная работа:
Беседа с воспитателем на тему «Животные жарких стран», рассматривание, энциклопедий, иллюстраций о животных жарких стран, чтение художественной литературы.
Материал к совместной деятельности:
Глобус, иллюстрированный атлас, детские энциклопедии; мультимедийная установка для демонстрации изображения .
Ход совместной деятельности.
- Вводная часть
Воспитатель: ребята, мы с вами уже познакомились с животными жарких стран. А сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с удивительным животным. Угадайте, каким? (Загадывает загадку).
Если он откроет рот, то проглотит пароход,
Говорят, он молодой, да прожорливый какой!
( М. Абина).
Молодцы, ребята, правильно отгадали, это – бегемот. Хотите поближе узнать об этом удивительном животном? ( Да, хотим)!
- Основная часть
Воспитатель читает стихотворение Л. Слуцкой:
Живет в далекой Африке, огромный бегемот,
И любит он на солнышке, погреть себе живот.
Большие зубы у него, большая голова,
Купаться любит бегемот, ныряет иногда.
Он медленно, как целый дом, по озеру плывет,
И травку ловит на ходу, и медленно жует.
Давайте вспомним, где обитают бегемоты? ( В Африке).
А где можно увидеть Африку? (Например, на глобусе).
Что такое глобус? (Это модель земли). Можете показать на глобусе, где находится Африка? (Показывают).
А где самое жаркое место на земле (показывают экватор).
Слайд 1: Карта мира.
Давайте проследим путь из Санкт-Петербурга в Африку. Это близко? (Далеко). Прокладывают маршрут стрелочками.
Где в Африке обитают бегемоты? ( На реке Нил).
Слайд 2: Река Нил.
Ребята, вы, конечно, догадались, почему мы совершим путешествие по реке Нил, где обитают эти удивительные животные бегемоты. На предыдущем занятии мы написали письмо бегемоту.
Слайд 3: Конверт с адресом.
Здравствуй, дорогой бегемот! Хотим все о тебе узнать. Где живешь? Есть ли в Африке зима? Чем питаешься? Есть ли у тебя дом? Как приспосабливаешься к жизни в тяжелых условиях?
До встречи, дети .
Ребята, бегемот тоже прислал нам письмо, где он приглашает нас в гости.
На чем отправимся в путешествие? ( На самолете).
Проводится подвижная игра «Самолеты»:
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел – посмотрел,
Левое крыло отвел – поглядел.
Я мотор завожу,
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
Слайд 4: Вид Африки.
Давайте вспомним, какие животные обитают в Африке.
Проводится игра « Кто лишний?»
Дети прикрепляют к глобусу изображения обезьяны, слона, бегемота, носорога, зебры. Откладывают в сторону картинку белки и лисы.
Слайд 5: Изображение бегемота.
Кто изображен на экране ? ( Я вижу …, Я заметил…)
Проводится игра «Кто больше назовет прилагательных к слову Бегемот».
(Большой, сильный, толстый, тяжелый, жирный, огромный, красивый, плавающий…)
Ребята, кто знает, как еще называют бегемота? ( Речная лошадь, гиппопотам, лошадь в реке).
Меняет ли бегемот шкурку? Спит ли он зимой? Есть ли в Африке зима? Есть ли у бегемота враги?
Сколько вопросов у нас накопилось! Пришло время прочитать ответное письмо от бегемота. Вот что он пишет:
Здравствуйте, дорогие дети!
Я живу в жаркой Африке. Спасибо за приглашение, но к вам я приехать не могу. Немного о себе: я самый крупный обитатель рек. Длина моего тела до 4,5 м., масса 2-3 тонны (иногда до 4 тонн), это как легковой автомобиль. Непропорционально маленькие конечности с четырьмя пальцами с трудом выдерживают вес моего тела. Моя большая пасть тянется от уха до уха. Крупные, более 60 см, зубы растут в течение всей жизни. Особенно сильные большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью я набираю водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Даже могу разорвать пополам лодку. Моя кожа блестящая, толстая , почти голая и быстро высыхает, глаза и ноздри – на бугорках и посажены высоко на голове. Это очень удобно: можно высунуть из воды только « островки» с глазами и ноздрями, как перископы у подводной лодки.
Слайд 6: Бегемоты на берегу.
Днем я покоюсь на мелководье Нила, или лениво плаваю со стадом. Мы объединяемся в группы. Люблю, подогнув под себя короткие ноги, греться на солнце на песчаных отмелях.
Слайд 7: Бегемоты в воде.
Мы, бегемоты, можем нырять, ходить и бегать по дну.
Слайд 8: Бегемот плывет на спине.
Я люблю плавать на спине и побарахтаться в грязи, что полезно для моей шкуры. Это предохраняет шкуру от пересыхания и жалящих насекомых. Когда я лежу на берегу, мою шкурку чистят птицы.
Слайд 9: С малышом в ряске.
Под водой рыбы удаляют со шкуры остатки водорослей.
Слайд 10: Стадо на берегу.
Вечером, как только солнце садится, всем стадом ( до 20 бегемотов), устремляемся на берег. Мы питаемся ночью. Едим 5 часов, съедая примерно сорок килограммов травы, а утром опять уходим в воду.
Слайд 11: Дерущиеся бегемоты.
Главное для нас – вода. В сезон засухи мы скапливаемся даже в лужах, которые не пересохли. Там часто происходят стычки между самцами.
Слайд 12: Мама выталкивает новорожденного малыша.
Весной малыши рождаются в воде и «Мама» выталкивает его на берег. Весит малютка до 50 кг. Обед для него большая проблема. Глотнуть молока он может лишь нырнув в воду и провести там не больше 20 секунд. Малыш, пока не подрастет, катается на спине матери, стоя как на мостике. Малыши вырастают к 6 годам.
На нас охотятся браконьеры, поэтому наша численность сократилась. Особо ценятся наши клыки, которые не желтеют, как слоновая кость . Наступает сезон дождей и жизнь снова становится легкой. Живем мы до 50 – 60 лет.
С жарким приветом, бегемот Африкаша.
Проводится подвижная игра « В Африке».
Ребята, сейчас мы узнаем, внимательно ли вы слушали письмо бегемота.
Проводится игра « Загадка».
Пальчиковая игра « В Африке»:
В Африке шум и гам, (сжимают и разжимают кулачки)
Вон сидит гиппопотам (далее соединяют поочередно большие пальчики с остальными),
Там слоны, а вот и львица,
Обезьяна, крокодил,
Я вдоль Нила проходил.
Проводится игра «Шестой лишний» с разрезными картинками.
Дети возвращаются из путешествия в группу, обсуждают путешествие.
3.Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?
Какие задания было трудно выполнять? Какие задания хотелось бы выполнить еще раз?