Автор: Горюхова Елена Анатольевна
учитель начальной школы ОЧУ «Газпром школа»
Конспект урока окружающего мира «Зона тундры»
Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Природные зоны России. Тундра
Единица содержания: применять план изучения природной зоны для знакомства с особенностями тундры и формирования умения работать по плану
Цель
обучающий аспект:
-
- Знать особенности природной зоны тундра: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир (познавательные универсальные учебные действия);
- Знать и уметь применять план для изучения природной зоны (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект:
- Развивать умение находить в тексте и преобразовывать нужную информацию, пользоваться картой, структурировать полученную информацию (познавательные универсальные учебные действия);
- Развивать логическое мышление: анализировать, сравнивать, делать выводы (познавательные универсальные учебные действия);
- Развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
-
- Воспитывать интерес к чтению как к способу получения новых научных знаний (личностные УУД);
- Воспитывать культуру общения и сотрудничества при совместной работе (коммуникативные универсальные учебные действия).
- Воспитывать нравственные качества – упорство, терпение, трудолюбие (личностные универсальные учебные действия);
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
- информация о домашнем задании;
- применение знаний и способов действий;
- итог на рефлексивной основе.
Ход урока
|
||
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Методы: репродуктивный, продуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Приложение 1 (Рабочий лист урока)
Приём «Удивляй» (необычное начало) Говорит на ненецком языке -Вас что-то удивило? -Я привлекла ваше внимание к уроку на языке ненцев, народа, проживающего в одной из природных зон России. Приём “Подбери пару” (проверка домашнего задания) Организует работу в парах (НАПОМИНАЕТ правила работы в паре) Задание 1 рабочего листа урока -Вам необходимо ответить на вопросы о природной зоне, которую изучали на предыдущих уроках. Работу будете выполнять в паре. Схема 2 Каждый отвечает на свои вопросы, выбирая один из правильных ответов, закрашиваете букву рядом с ним. Затем в паре составляет слово из букв, которые закрасили и записываете его на строке ниже. -Говорят, что «тундра» – мёртвая земля. Приём Джеффа Проблемный вопрос «Верите ли вы, что тундра – мёртвая земля?» – А что нужно сделать, чтобы убедиться в правильности вашего выбора? – По какому плану мы будем работать? Приём «Шаг за шагом» (план изучения темы) Открывает план изучения природной зоны: 1.Географическое положение. 2.Климат. 3.Растительный мир. 4.Животный мир. 5.Занятие населения зоны. 6.Экологические проблемы. Концентрирует внимание на первые 4 пункта плана -Вы знаете, что природные зоны мы изучаем по такому плану. -Задачи нашего урока сегодня, первые четыре шага. -Домашнее задание сегодня будет по выбору. Ваше внимание и активная работа помогут сделать вам выбор и справиться с заданием дома. |
Проверяют готовность к уроку
Фронтальная Слушают учителя В парах Каждый индивидуально отвечает на свои вопросы, закрашивают букву верного ответа Вместе составляют слово Проверка по ключу Оценивание: 0-1-2 Записывают тему урока в рабочий лист Индивидуальная Принимают решение Да/Нет/Может быть, опираясь на собственный опыт (фиксируют свое решение с помощью …) Фронтальная Фиксируют план работы на уроке |
|
|
||
Задача: фиксация содержания домашнего задания
Методы: репродуктивный Форма работы: индивидуальная, фронтальная |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организует знакомство с домашним заданием по ходу урока
Дифференцированное задание (по выбору) Приём «Правда или действие» правда – теоретический материал (составить «паспорт» тундры); действие – практическое задание (в конверте идей) |
Знакомятся с домашним заданием Делают выбор Задают уточняющие вопросы |
|
Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях Методы: репродуктивный, продуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организует работу по плану изучения природной зоны
–Предлагаю послушать фрагмент песни. Аудиофрагмент песни «Увезу тебя я в тундру…» -Узнали что-то о тундре? Как поется в песне ?…. «Увезу на край земли…» -Где же расположена тундра? Обратимся к карте. – Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка, а точнее южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. -Отметьте на контурной карте зону тундры. Задание 2 рабочего листа урока Приём “Сделал – отметил” Фиксирует первый пункт плана на доске Вот это да!» (интересный факт) Город Салехард — один из старейших городов Крайнего Севера, единственный город мира, расположенный на широте Северного полярного круга. Символом географической особенности «края земли» стала стела «Полярный круг». Гости Салехарда обязательно проходят торжественную церемонию пересечения этого самого круга и получают сертификаты об этом.
Видеоролик -Предлагаю послушать информацию о климате тундры. -Но сначала обратите внимание на задание 3 в рабочем листе. -После прослушивания вам необходимо отметить те карточки, которые соответствуют услышанной информации. Задание 3 рабочего листа урока Фиксирует второй пункт плана на доске
-В ролике прозвучала фраза «Год тундры делится на снежную и мокрую». Почему снежную, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? -Да, весной снег и лед, оттаяв, превращается в воду. Но почему-то вода не уходит в землю. -Предлагают провести исследование, которое поможет ответить на вопрос: «Что же мешает воде впитаться в землю?» Приём «Метод маленьких человечков» (смотрим на объект «изнутри») Приложение 2 (описание этапов исследования) Работу будете выполнять в паре. Схема 2 -Каждый выполняет шаги по инструкции. -Сравниваете результаты своей работы и делаете вывод. -Земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. По этим причинам в тундре много болот и озер. -Могут ли растения жить в таких условиях? -О том, как растения приспособились к суровым условиям тундры, предлагаю узнать из текста. -Читайте внимательно, после прочтения необходимо выполнить задание. Задание 4 рабочего листа урока Приём «Жокей и лошадь» Приложение 3 (карточки причина-следствие) -У каждого из вас есть карточка. Ваша задача найти свою пару: Приложение 4 (изображения растений) -Из предложенных изображений растений выбрать то, которое может расти в тундре. Фиксирует третий пункт плана на доске «Вот это да!» (интересный факт) В Подмосковье мы собираем подберёзовики. А вот в тундре эти грибы в шутку называют надберёзовики, поскольку зачастую они возвышаются над тундровыми деревьями..
Задание 5 рабочего листа урока Приложение 5 (текст о животных) –Какие животные обитают в тундре? Как они приспособились к суровым условиям? Узнаем об этом, выполняя работу в группах. Схема 4 -Вам необходимо ознакомиться с текстом и на его основе заполнить таблицу. Если у вас возникнут затруднения, можно воспользоваться учебником на с. 62-63 (изображения животных и их названия) Каждый заполняет свой столбец. В группе делитесь своими результатами и дополняете таблицу. Фиксирует четвёртый пункт плана на доске «Вот это да!» (интересный факт) В некоторых городах российской тундры есть памятники комару. Например, в Усинске. Зимой комара наряжают в костюм Деда Мороза. Памятники комарам в нескольких северных городах — это на самом деле памятники людям, выдержавшим и лютые морозы зимой, и лютых комаров летом |
Фронтальная Слушают аудиозапись Отвечают на вопросы Индивидуальная Отмечают природную зону на карте в РЛ Проверка по карте природных зон Оценивание: бонус Фиксируют выполнение первого пункта плана Фронтальная Смотрят видеоролик, фиксируют внимание на особенностях климата тундры Индивидуальная Отмечают карточки с особенностями климата тундры Взаимопроверка по ключу Оценивание: 0-1-2 Фиксируют выполнение второго пункта плана Фронтальная Высказывают предположения В парах 1ученик: Исследует стаканчик с обычной почвой 2 ученик: Исследует стаканчик с замёрзшей почвой Вместе: делятся наблюдениями, делают вывод Оценивание: бонус Фронтальная Высказывают предположение Индивидуальная Читают текст об особенностях растительного мира тундры В парах: На основе текста соотносят особенности растений и причины, их породившие Проверка фронтальная – озвучивают Оценивание: 0-1 Выбирают картинки с изображениями растений тундры Проверка по цвету (карточки одного цвета) Оценивание: 0-1 Фиксируют выполнение третьего пункта плана Группы (деление по обозначению рядом с заданием) Индивидуально читают текст и заполняют свою часть таблицы Вместе: делятся полученными данными и заполняют всю таблицу Проверка по образцу Оценивание: бонусы Фиксируют выполнение четвёртого пункта плана |
|
Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей Методы: репродуктивный, продуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организует подведение итогов урока
Возвращается к проблемному вопросу урока и предлагает теперь сделать выбор ответа на вопрос: Приём Джеффа Возвращается к проблемному вопросу урока и предлагает теперь сделать выбор ответа на вопрос: Что помогло качественно изучить природную зону и теперь уже осознанно ответить на проблемный вопрос урока? Подводит к выводу: условия жизни в тундре суровые, но растительный и животный мир этой природной зоны разнообразнее, чем в Арктике. |
Подсчитывают баллы за урок Выставляют отметку в соответствии с критериями 6-5 б. – «5» 4-3 б. – «4» 2 б. – «3» Задают уточняющие вопросы Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, аргументируют |