Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Горюнова Ирина Владимировна

концертмейстер МУДО ЦДОдД Октябрьского р-она г. Саратова

Методы использования современных технологий на музыкальных занятиях в детских дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования

    За последние несколько десятилетий жизнь современного человека изменилась кардинальным образом. Эти изменения затронули практически все области человеческой деятельности, но в первую очередь коснулись системы образования. Процесс обучения и воспитания детей сегодня осуществляется с помощью информационно-коммуникационных технологий.  На практике проведения музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования, использование информационно-коммунакационных технологий (ИКТ), позволяет сделать занятие по музыке более интересным и запоминающимся.

В первую очередь — это проведение музыкально-дидактических игр.

Разработаны комплекты музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Весёлые ребята», «Пение птиц», «Зайки на полянке»,  и т.д. и активно используются на музыкальных занятиях. Использование музыкально-дидактических игр даёт возможность ненавязчиво, в игровой форме,  развить у ребёнка музыкальный слух и чувство ритма.

  Прослушивание музыки также возможно с использованием мультимедийных презентаций. Дети лучше запоминают музыку, если музыкальное произведение ассоциируется со зрительным образом. Так, при прослушивании цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года», в качестве фона можно использовать зарисовки картин природы.

  Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Работе над качеством исполнения, правильным звукоизвлечением, помогает обращение к оригиналу. Слушая исполнение песен в классической манере, дети приобщаются к искусству, и таким образом  воспитывается музыкальный вкус. К инновационной работе можно отнести музыкотерапию. Музыкотерапию можно условно разделить на активную и пассивную. В пассивной музыкотерапии, ребенок – слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка. Метод пассивной музыкотерапии можно использовать в нескольких вариантах: это музыкальная картинка и музыкальное моделирование. В первом случае ребенок, прослушивая музыкальную композицию, сосредотачивается на музыкальной картинке, которую представляет благодаря  мелодии, что оказывает благотворное воздействие на его эмоциональное, психическое состояние. В случае музыкального моделирования, композиция составляется из разных музыкальных фрагментов. Первый фрагмент соответствует душевному состоянию ребенка, т.е. схожий по характеру с его переживаниями. Второй фрагмент музыки должен быть противоположен предыдущему и нейтрализующий его. Третий фрагмент содержит динамичную музыку, способную повысить эмоциональное состояние ребенка. И в заключении музыка для релаксации.

Активная музыкотерапия. 

     Вокалотерапия – это повышение положительного эмоционального  состояния с помощью пения.

Инструментальная музыкотерапия – активизация творческого потенциала при помощи игры на музыкальных инструментах.

Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

Все эти техники применяются на музыкальных занятиях и доказали свою эффективность.