Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Горбачева Елена Николаевна

старший воспитатель Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сырковская средняя общеобразовательная школа»”

Консультация для воспитателей «Современные формы организации совместной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация

«Современные формы организации совместной деятельности детей дошкольного возраста»

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от конкретного педагога до родителя и ребенка.

Основополагающие функции дошкольного уровня образования:

 – обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности доступными средствами и на соответствующем его возрасту содержании;

 -создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины; 

– создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволила объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

В соответствии с ФОП ДО ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.

Разработчики ФОП ДО вернули понятие «занятие» в практику и определили, каким оно должно быть. Занятие, когда дети сидят за столами, методисты-эксперты считают неправильным.

Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов и т. д. Педагог это решает самостоятельно. Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главное, чтобы в рамках времени, которое отведено на совместную с детьми деятельность, педагог учитывал их интересы, желания, образовательные потребности. На первый взгляд, все это знакомо, но федеральная образовательная программа мотивирует искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по-новому.

Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.

Поиск и исследование – детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни (например, наблюдение, формулирование вопросов и т.д.).

Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…», так как именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства. В то же время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования. Надо понимать, что нельзя построить третий и пятый этаж там, где нет фундамента! В виде чего должен быть заложен этот фундамент.

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология  «детский совет», разработанная  авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И.Е. Федосовой, В.К. Загвоздкина.

Современные дети стали совершенно другими. Принципиально меняется жизнь вокруг-социальный мир, предметная среда, воспитательные, семейные модели и устои. Поэтому основной задачей современного образования и воспитания является умение привить ребенку те навыки, умения и способности, которые востребованы на сегодняшний момент. Общество требует от человека быть инициативным, самостоятельным, отстаивающим свою точку зрения, нравственную позицию, решающим. Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий. Во-первых, организации предметно-развивающей среды, которая стимулирует проявления детьми самостоятельности и творчества, развития детских интересов. Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности в разных видах деятельности.

Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе ООД.

Развитие в дошкольном возрасте – это совместное движение педагога и ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое соответствует его собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию умений и отвечала интересам каждого воспитанника, признавая в то же время важность взаимодействия детей, как в малых, так и больших группах.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Наша работа построена на организации образовательной и свободной деятельности детей в «центрах активности». Ключевым мероприятием является реализация проектов, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей воспитанников. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Планирование совместной деятельности осуществляем с опорой на предметно-развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании центров активности, в которых организуется деятельность детей. Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Центры наполняются достаточным количеством материала. Материалы должны быть открытыми, т.е. такими, которые могут быть использованы самыми разнообразными способами (например, коробки, бумага, мелкие предметы, лоскуты ткани, карточки с вариантами заданий). 

      Возможность выбирать занятие, материалы, партнёров помогает детям приобрести навыки принятия решений организованным и безопасным путём, учиться принимать ответственность за решения и понимать последствия своих действий. Чтобы научиться осуществлять такой выбор, ребёнку нужна практика. Задача воспитателя – создать условия, достаточные для выбора (из чего выбирать), планировать вместе с детьми (позволяет технология  «детский совет»), поддерживать детей, которым нужна помощь.

Каждый воспитанник, в рамках темы проекта может выбрать тот вид деятельности, который ему интересен на данный момент.

Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей, позволяют выявить детскую инициативу, интересы  и предпочтения, развивают коммуникативные возможности, социальную компетентность. 

Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей, способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Каждый центр активности в группе оснащается такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству.

Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия, которые приводят ни к развитию индивидуальных потребностей ребенка, а регламентируют определенный вид деятельности, что на данный момент противоречит индивидуализации образования. Именно ребенок должен принять решение, что является основным элементом педагогического личностно-ориентированного процесса. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, что способствует в дальнейшей жизни умению двигаться и добиваться любой цели. Воспитанники могут свободно перемещаться из одного центра в другой, причем время нахождения ребенка в определенном центре не ограничивается. Воспитатели модифицируют центры активности в зависимости от той темы, которая актуальна на данный момент и выбрана детьми. Организованная таким образом среда, стимулирует общение, любознательность, способность развития у детей всех жизненно необходимых навыков: инициативность, самостоятельность, умение советоваться друг с другом, учитывать интересы окружения. Дети, объединенные в группы по интересам, чувствуют ответственность друг за друга, стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Работа над проектом идет следующим образом: дети распределяется на подгруппы и, выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Предварительно педагог предполагает, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполнил центры наглядным материалом, играми и игрушками. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому педагог, распределяя детей, может сказать: «Маша, Саша и Коля пойдут сегодня со мной в центр науки». Дети объединяются в подгруппы по интересам, поддерживают друг друга, оказывают друг на друга большое обучающее и воспитывающее влияние. То есть дети способствуют обучению и развитию друг друга.

Такая методика позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. 

.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Утвержден приказом Министерства образования и науки российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028
  1. Детский совет: методические рекомендации для педагогов/ Л.В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80 с.:ил. – (Серия «Вдохновение»).

    4. Основная образовательная программа дошкольного образования О-75 «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016 – 352 с – (Серия «Вдохновение»).

    5. «Утро радостных встреч» Л.В. Свирская, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.

    6. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А.И. Бурениной. – Москва: Национальное образование 2015. – 184 с.: ил. – (Вдохновение). – Доп.тит.л.нем.