автор: Голубева Ирина Владимировна
воспитатель ГКУ СО «Социальный приют Дельфин»
Открытое занятие. Методическая разработка «Путешествие в прошлое»
Государственное казённое учреждение Самарской области
«Тольяттинский социальный приют
для детей и подростков «Дельфин»
445051, г. Тольятти, ул. М. Жукова, 20
т: 34-50-95, факс: 34-79-67
delfin_priut@mail.ru
Методическая разработка
«Путешествие в прошлое»
Разработчик:
Воспитатель высшей категории : Голубева И.В.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: (продуктивно-познавательная, познавательно-коммуникативная, продуктивно-познавательная).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы): экспедиция, участники экспедиции, исследователи-поисковики, среда обитания, ландшафт, путешествие.
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
| Задание
(действие и его содержание) |
Реализуемая модель сотрудничества | Способ
предъявления задания |
Способ презентации
результатов выполнения задания |
| 1. Изготовьте макет (среда обитания динозавров) | Совместно-индивидуальная | Предложение. Рассматривание картинок, иллюстраций, видео. | Выставка. |
| 2. Организуйте презентацию макета. | Совместно-индивидуальная | Предложение, вопросы. | Обсуждение, коллективная оценка. |
| 3. Игра «Узнай и назови» | Совместно-индивидуальная | Поисковый вопрос | Индивидуальные ответы. |
| 4. Игра «Кто, чем питается» | Совместно-индивидуальная | Поисковый вопрос. | Индивидуальные ответы. |
| 5. Игра «Опиши динозавра» | Совместно-индивидуальная | Предложение — образец | Индивидуальные ответы. |
| 6. Определите местонахождение предмета с помощью карты-схемы. | Совместно-индивидуальная | Поисковый вопрос | Совместное решение. |
| 7. Решите проблемную ситуацию. | Совместно-индивидуальная | Поисковый вопрос | Индивидуальные ответы. |
Образовательные задачи.
- Расширять представления о разнообразии ландшафта в разные исторические эпохи.
- Уточнить использование элементарных форм речи-рассуждения для планирования и объяснения деятельности.
- Способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве).
- Формировать устойчивый интерес и желание участвовать в партнерской деятельности с взрослым и сверстником, побуждать согласовывать содержание совместной работы со сверстником.
- Поощрять активное использование детьми разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей.
- Содействовать освоению детьми способов конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.; формировать представление о возможностях различных материалов при их использовании
- Поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции.
Материалы и оборудование.
- Стимульный материал:
– Коллекция «Динозавры», энциклопедии, иллюстрации, видео.
- Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– планшеты, подставки, передвижные модули, стеллажи;
материалы для преобразования и трансформации:
– картон, разные виды бумаги, бросовый материал;
материальные средства для деятельности детей:
– план группы, алгоритмы работы с материалами (клей, ножницы, степлер), схемы движения по группе.
- Дидактический материал:
– Дидактическая игра «Кто чем питается?»
— Дидактическая игра «Узнай и назови».
- Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– Интерактивная доска.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
| Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
мотивациионно-целевой |
Создаёт у детей позитивный настрой на участие в совместной деятельности.Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.Куда пропала из группы коллекция динозавров? Предлагает детям вспомнить, какие экспонаты входили в коллекцию, помнят ли их ребята, смогут ли узнать. Дидактическая игра « Узнай и назови» (с использованием интерактивной доски). Предлагает вспомнить, чем питались динозавры и разделить их на две группы. Игра на классификацию «Кто, чем питается». Предлагает рассказать о динозаврах. Ставит проблемный вопрос, предлагает проанализировать ситуацию. Почему «ушли» динозавры? Что случилось? Куда они «ушли»? Мотивирует к поиску решений данной ситуации.На ваш взгляд, как можно поступить в данной ситуации?Создаёт у детей позитивный настрой на изготовление и создание «среды обитания» динозавров (макета). |
Осознают «зачем я буду участвовать»Дети рассуждают, выдвигают предположения, что могло случиться с коллекцией.Пытаются вспомнить экспонаты, их правильные названия. Включаются в игру. Выбирают на доске те изображения, экспонаты которых были в коллекции, называют динозавров. Принимают участие в игре. Делятся знаниями о динозаврах, классифицируют их на две группы (травоядные и хищники). Анализируют ситуацию, высказывают предположения (обиделись, им стало плохо, некомфортно, соскучились по своей местности, не могут жить в городе и т.д.) Концентрируются на поиске решений данной ситуации.Обратиться за помощью в средства массовой информации (радио, телевидение), отправиться в экспедицию на поиски динозавров, изучить ландшафт, в котором жили динозавры, попробовать его воссоздать. |
| содержательно-деятельностный | Координирует деятельность детей, направляет познавательную активность. Формирует готовность к осмыслению материала. Побуждает к участию в совместной деятельности.
Ребята, вы предложили много вариантов решения данной ситуации. Мы с вами можем отправиться в экспедицию, на поиски динозавров. Педагог ставит поисковую задачу: «На чём можно переместиться в прошлое?» Подводит детей к решению использовать машину времени. Предлагает воспользоваться 3Д – очками. Физминутка «Экспедиция в прошлое». Предлагает детям информацию об особенностях Юрского периода. Демонстрирует иллюстрации с изображением ландшафта того периода, растений, животных.(приложение1, показ слайдов) Предлагает изобразить динозавров. Игра «Угадай, кого покажу». Для поиска динозавров предлагает участникам «экспедиции» разделиться на две группы. Каждой группе выдаёт карту-схему с описанием движения, т.е. маршрут поиска. Координирует движение групп. Помогает расшифровать задания. Регулирует взаимоотношения в группах, акцентирует внимание на результате слаженных совместных действий. Предлагает детям проанализировать и оценить удачи и ошибки своей «экспедиции». Ставит проблемный вопрос: «Как сохранить коллекцию динозавров?» Подводит детей к решению о создании необходимой для динозавров среды обитания – ландшафта Юрского периода. Предлагает изготовить макет такого ландшафта, используя различный материал. Акцентирует внимание детей на необходимости слаженной работы в группе. Координирует деятельность детей, организует взаимодействие. Предлагает различные материалы, алгоритмы использования материалов (ножницы, клей, степлер). По мере необходимости оказывает помощь. Контролирует безопасность детей. |
Участвуют в обсуждении, анализируют, сравнивают, комбинируют, делают выводы, систематизируют знания.
Принимают участие в совместной деятельности. Предлагают варианты перемещения в прошлое (машина времени, заклинания, волшебные слова, превращения и т.д.) Одевают очки, выполняют движения. Под музыку (песня И. Резника «Динозаврики») дети передвигаются по группе, останавливаясь для рассмотрения иллюстраций: современные здания, средневековые замки, пещеры для древних людей. Обсуждают, советуются, принимают решение о выборе эпохи. Останавливают выбор на Юрском периоде. «Перевоплощаются» в динозавров, изображают. Принимают поставленную задачу. Делятся на две группы. Рассматривают карту, обсуждают маршрут, принимают совместное решение. Передвигаются по группе по карте, выполняя указанные в карте задания. Находят экспонаты коллекции (динозавров). Обсуждают, анализируют результаты совместной деятельности. Рассуждают, обмениваются мнениями, договариваются, находят различные варианты ответа на проблемный вопрос (спрятать, убрать в шкатулку и закрыть на ключ, назначить ответственного хранителя, создать необходимую для динозавров среду обитания). Делают эскиз макета. Обсуждают из какого материала его изготовить, распределяют обязанности, готовят рабочее место. Принимают решение о последовательности совместных действий. Помогают друг другу. Совместно изготавливают макет, расставляют на нём динозавров. |
| оценочно-рефлексивный | Обогащает эмоционально – эстетическое восприятие, мотивирует детей на дальнейшую деятельность.
Акцентирует внимание детей на результатах совместной деятельности. Организует обсуждение проделанной работы. Подчеркивает, что удалось, а что требует доработки. Конкретизирует достижения каждого ребенка. Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом. Делает общий вывод о работе и хвалит детей. |
Презентуют свой макет. Обсуждают совместную деятельность.
Высказывают пожелания о дальнейших действиях по хранению и использованию коллекции (организовать выставку для малышей, разместить коллекцию на определённый срок в соседней группе, использовать как образцы для рисования, использовать для составления творческих рассказов и т.д.). Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе». Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство. |
Методы и приемы:
- Решение проблемной ситуации.
- Куда пропала коллекция?
- Почему «ушли динозавры»?
- Как можно переместиться в прошлое?
- Как сохранить коллекцию динозавров?
- Словесная игра «Опиши динозавра».
- Игра «Узнай и назови».
- Дидактическая игра «Кто, чем питается».
- Рассматривание иллюстраций.
- Физминутка «Экспедиция в прошлое».
- Использование карты-схемы передвижения по группе.
- Задания в картах (маршрутах движения)
- Отгадай загадку, иди туда, где есть этот предмет.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)
* * *
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
* * *
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
- Реши примеры, иди туда, где увидишь эту цифру.
4+3= 1+6=
9-2= 8-1=
- «Расшифруй» слово, состоящее из первых букв следующих слов, иди туда, где увидишь этот предмет.
цапля, ветер, топор, ослик, куст.
| Е |
- Найди пропущенное число, иди туда, где его увидишь.
| 1 | 3 | 7 | 9 | 11 |
- Ориентировка по плану группы.
- Беседа «Как нам удалось выполнить работу вместе?»
- Почему у нас получилось изготовить макет?
- Расскажите, как вы распределяли между собой обязанности?
- Кто нуждался в помощи товарищей?
- С каким материалом было сложно работать?
- Как можно охарактеризовать нашу совместную экспедицию? Какая пословица подойдёт?
- Всякое дело концом хорошо.
- Ленивый сидя спит, лежа работает.
- Кто много лежит, у того и бок болит.
- Дружба заботой да подмогой крепка.
- За нужное дело берись смело: сам не осилишь — товарищи помогут.



