Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Голубева Ирина Владимировна

воспитатель ГКУ СО «Социальный приют Дельфин»

Открытое занятие. Методическая разработка «Путешествие в прошлое»

 

Государственное казённое учреждение Самарской области

«Тольяттинский социальный приют

для детей и подростков «Дельфин»

445051, г. Тольятти,  ул. М. Жукова, 20

т: 34-50-95, факс: 34-79-67

delfin_priut@mail.ru

 

Методическая разработка 

 «Путешествие в прошлое»

 

Разработчик:

Воспитатель высшей категории : Голубева И.В.

 

 

Возрастная группа:  подготовительная к школе.

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:  (продуктивно-познавательная, познавательно-коммуникативная, продуктивно-познавательная).

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): экспедиция, участники экспедиции, исследователи-поисковики, среда обитания, ландшафт, путешествие.

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):  

Задание

 (действие и его содержание)

Реализуемая модель сотрудничества Способ

 предъявления задания

Способ презентации 

результатов выполнения задания

1. Изготовьте  макет (среда обитания динозавров) Совместно-индивидуальная Предложение. Рассматривание картинок, иллюстраций, видео. Выставка.
2. Организуйте презентацию макета. Совместно-индивидуальная Предложение, вопросы. Обсуждение, коллективная оценка. 
3. Игра «Узнай и назови» Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Индивидуальные ответы.
4. Игра «Кто, чем питается» Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос. Индивидуальные ответы.
5. Игра «Опиши динозавра» Совместно-индивидуальная Предложение — образец Индивидуальные ответы.
6. Определите местонахождение предмета с помощью  карты-схемы. Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Совместное решение.
7. Решите проблемную ситуацию. Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Индивидуальные ответы.

 

Образовательные задачи.

  1. Расширять представления о разнообразии ландшафта в разные исторические эпохи. 
  2. Уточнить использование элементарных форм речи-рассуждения для планирования  и объяснения деятельности.
  3. Способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве).
  4. Формировать устойчивый интерес и  желание участвовать в партнерской деятельности с взрослым и сверстником, побуждать  согласовывать содержание совместной работы со сверстником.
  5. Поощрять активное  использование детьми  разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей.
  6. Содействовать освоению детьми  способов конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.; формировать представление о возможностях различных материалов при их  использовании 
  7. Поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции. 

Материалы и оборудование.

  1. Стимульный материал: 

– Коллекция  «Динозавры», энциклопедии, иллюстрации, видео.

  1. Материалы для деятельности детей: 

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– планшеты, подставки, передвижные модули, стеллажи;

материалы для преобразования и  трансформации:

картон, разные виды бумаги, бросовый материал;

материальные средства для деятельности детей:

план группы, алгоритмы работы с материалами (клей, ножницы, степлер), схемы движения по группе.

  1. Дидактический материал:

– Дидактическая игра «Кто чем питается?»

—  Дидактическая игра «Узнай и назови».

  1. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– Интерактивная доска.

 

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап  Деятельность педагога Деятельность детей

мотивациионно-целевой

Создаёт у детей позитивный настрой на участие в совместной деятельности.

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Куда пропала из группы коллекция динозавров? Предлагает детям вспомнить, какие экспонаты входили в коллекцию, помнят ли их ребята, смогут ли узнать.

Дидактическая игра « Узнай и назови» (с использованием интерактивной доски).

Предлагает вспомнить, чем питались  динозавры и разделить их на две группы.

Игра на классификацию «Кто, чем питается». 

Предлагает  рассказать о динозаврах.

Ставит проблемный вопрос, предлагает проанализировать ситуацию. 

Почему «ушли» динозавры? Что случилось? Куда они «ушли»?

Мотивирует к поиску решений данной ситуации.

 На ваш взгляд, как можно поступить в данной ситуации?

Создаёт у детей позитивный настрой на изготовление и создание  «среды обитания» динозавров (макета).

Осознают «зачем я буду участвовать»

Дети рассуждают, выдвигают предположения, что могло случиться с коллекцией.

Пытаются вспомнить экспонаты, их правильные названия.

Включаются в игру. Выбирают на доске те изображения, экспонаты которых были в коллекции, называют динозавров. 

Принимают участие в игре. Делятся знаниями о динозаврах, классифицируют их на две группы (травоядные и хищники).

Анализируют ситуацию, высказывают предположения (обиделись, им стало плохо, некомфортно, соскучились по своей местности, не могут жить в городе и т.д.)

Концентрируются на поиске решений данной ситуации.

Обратиться за помощью в средства массовой информации (радио, телевидение), отправиться в экспедицию на поиски динозавров, изучить ландшафт, в котором жили динозавры, попробовать его воссоздать.

содержательно-деятельностный Координирует деятельность детей, направляет познавательную активность. Формирует готовность к осмыслению материала. Побуждает  к участию в совместной деятельности.

Ребята, вы предложили много вариантов решения данной ситуации. Мы с вами можем отправиться в экспедицию, на поиски динозавров.

Педагог ставит поисковую задачу: «На чём можно переместиться в прошлое?»

Подводит детей к решению использовать машину времени. Предлагает воспользоваться 3Д – очками.

Физминутка «Экспедиция в прошлое».

Предлагает детям информацию об особенностях Юрского периода. Демонстрирует иллюстрации с изображением ландшафта того периода, растений, животных.(приложение1, показ слайдов) 

Предлагает изобразить динозавров. Игра «Угадай, кого покажу».

Для поиска динозавров предлагает участникам «экспедиции» разделиться на две группы. Каждой группе выдаёт карту-схему с описанием движения, т.е. маршрут поиска. 

Координирует движение групп. Помогает расшифровать задания. Регулирует взаимоотношения в группах, акцентирует внимание на результате слаженных совместных действий.

Предлагает детям  проанализировать и оценить удачи и ошибки своей «экспедиции».

Ставит проблемный вопрос: «Как сохранить коллекцию динозавров?» Подводит детей к решению о создании необходимой для динозавров среды обитания – ландшафта Юрского периода. Предлагает изготовить макет такого ландшафта, используя различный материал.  

Акцентирует внимание детей на необходимости слаженной работы в группе.

Координирует деятельность детей, организует взаимодействие. Предлагает различные материалы,  алгоритмы использования материалов (ножницы, клей, степлер). По мере необходимости оказывает помощь. Контролирует безопасность детей.

Участвуют в обсуждении, анализируют, сравнивают, комбинируют, делают выводы, систематизируют знания.

Принимают участие в совместной деятельности.

Предлагают варианты перемещения в прошлое (машина времени, заклинания, волшебные слова, превращения и т.д.)

Одевают очки, выполняют движения.

Под музыку (песня И. Резника «Динозаврики») дети передвигаются по группе, останавливаясь для рассмотрения иллюстраций: современные здания, средневековые замки, пещеры для древних людей. Обсуждают, советуются, принимают решение о выборе эпохи. Останавливают выбор на Юрском периоде. «Перевоплощаются» в динозавров, изображают.

Принимают поставленную задачу. Делятся на  две группы. Рассматривают карту, обсуждают маршрут, принимают совместное решение. Передвигаются по группе по карте, выполняя указанные в карте задания.

Находят экспонаты коллекции (динозавров).

Обсуждают, анализируют результаты совместной деятельности.

Рассуждают, обмениваются мнениями, договариваются, находят различные варианты ответа на проблемный вопрос (спрятать, убрать в шкатулку и закрыть на ключ, назначить ответственного хранителя, создать необходимую для динозавров среду обитания).

Делают эскиз макета. Обсуждают из какого материала его изготовить, распределяют обязанности, готовят рабочее место. Принимают решение о последовательности  совместных действий. Помогают друг другу.

Совместно изготавливают макет, расставляют на нём динозавров. 

оценочно-рефлексивный Обогащает эмоционально – эстетическое восприятие, мотивирует детей на дальнейшую деятельность.

Акцентирует внимание детей на результатах совместной деятельности.

Организует обсуждение проделанной работы. Подчеркивает, что удалось, а что требует доработки. Конкретизирует достижения каждого ребенка. 

Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом. 

Делает общий вывод о работе и хвалит детей.

Презентуют свой макет. Обсуждают совместную деятельность. 

Высказывают пожелания о дальнейших действиях по хранению и использованию коллекции (организовать выставку для малышей, разместить коллекцию на определённый срок в соседней группе, использовать как образцы для рисования, использовать для составления творческих рассказов и т.д.).

Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе».

Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство.

 

Методы и приемы: 

  1. Решение проблемной ситуации.
  • Куда пропала коллекция?
  • Почему «ушли динозавры»?
  • Как можно переместиться в прошлое?
  • Как сохранить коллекцию динозавров?
  1. Словесная игра «Опиши динозавра».
  2. Игра «Узнай и назови».
  3. Дидактическая игра  «Кто, чем питается».
  4. Рассматривание иллюстраций.
  5. Физминутка «Экспедиция в прошлое».
  6. Использование  карты-схемы передвижения по группе.
  7. Задания в картах (маршрутах движения)
  • Отгадай загадку, иди туда, где есть этот предмет.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (Книга)

* * *

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

* * *

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга)

  • Реши примеры, иди туда, где увидишь эту цифру.

4+3=                                       1+6=

9-2=                                        8-1=

  • «Расшифруй» слово, состоящее из первых букв следующих слов, иди туда, где увидишь этот предмет.

цапля, ветер,         топор, ослик, куст.

  Е

 

  • Найди пропущенное число, иди туда, где его увидишь.
1 3 7 9 11

 

  1. Ориентировка по плану группы.
  2.  Беседа «Как нам удалось выполнить работу вместе?»
  • Почему у нас получилось изготовить макет? 
  • Расскажите, как вы распределяли между собой обязанности? 
  • Кто нуждался в помощи товарищей? 
  • С каким материалом было сложно работать?
  1.  Как можно охарактеризовать нашу совместную экспедицию? Какая пословица подойдёт?
  • Всякое дело концом хорошо. 
  • Ленивый сидя спит, лежа работает. 
  • Кто много лежит, у того и бок болит. 
  • Дружба заботой да подмогой крепка. 
  • За нужное дело берись смело: сам не осилишь — товарищи помогут.