автор:
Гардт Регина Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Зальцман Инга Николаевна
Воспитатель МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
«Птицы – наши друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Птицы – наши друзья»
Подготовили: воспитатель Зальцман И.Н.
воспитатель Гардт Р.А.
с.Кулунда
Паспорт проекта
| Наименование
проекта |
Проект «Птицы-наши друзья» подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 57 «Веснянка» |
| Назначение
проекта |
Проект разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. |
| Сроки реализации проекта | 2 недели. |
| Разработчик
проекта |
Воспитатель Зальцман Инга Николаевна,
Воспитатель Гардт Регина Александровна |
| Направление
проекта |
Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры, |
| Вид проекта: | Краткосрочный, групповой, творческий |
| Продолжительность проекта: | 2 недели |
| Участники проекта: | дети подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, |
| Возраст детей | 6-7 лет. |
| Образовательная область: | «Познание» экологическое воспитание. |
| Характеристика проекта: | |
| По продолжительности: | краткосрочный. |
| По содержанию | экологический; |
| По доминиру-ющей деятельности: | смешанный, практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов); |
| По характеру содержания: | ребенок + семья + природа; |
| По количеству участников: | коллективный , групповой (участвуют дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты). |
| По характеру участию ребенка в проекте: | участник от зарождения идеи до получения результата; |
| По характеру контактов: | внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей; |
Актуальность проекта:
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Приоритетное направление в работе нашего детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)
уточнить,
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Развивать и стимулировать познавательную активность детей.
Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.
Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей
Принципы реализации проекта:
-
- Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
- Воспитательная ценность знаний и умений.
- Поиск согласия в решении главных вопросов.
- Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.
Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.
-регулярность, системность организации работы
-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Предполагаемые результаты:
- Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц, обитающих на Алтае.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
Смогут объяснить причины смены времен года.
- Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
- Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
- Ребята узнают много интересного из жизни птиц ( домашние, лесные, птицы разных континентов), научатся правильно ухаживать за комнатными птицами –канарейкой, волнистыми попугайчиками.
- Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных
птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,
объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблю
дать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое
просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Возможные риски:
Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
- информация в СМИ
- уголки природы в групповых помещениях;
- игротека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
Учебно-методическое.
- Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,
коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.
- Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.
«Юный эколог»,
- методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир., О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года,
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,
В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Система работы по проекту включает:
- создание предметной среды— художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей.
- совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические
игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы, рисунков
- работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, самодельных альбомов, организация совместных досугов;
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах.
перспективно -тематический план
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализация.
- Подвижные игры.
- Упражнения на дыхание.
- Моделирование игровых ситуаций;
- Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира.
- Чтение художественной литературы.
III. Беседы.
- Решение проблемной ситуации.
- Наблюдение за птицами.
- Труд.
VII. Коммуникация.
VIII.Творческое рассказывание.
- Художественное творчество:
- Рисование.
- Лепка из пластилина.
- Аппликация.
- Музыка.
- Работа с родителями.
- выставки рисунков и поделок;
- беседы, консультации, родительские собрания
- привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
- открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
- участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
- участие в экскурсиях;
- размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
- участие в создании детской книжки—малышки.
- участие в изготовлении кормушек для птиц.
- участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения
- Подбор презентации для просмотра
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
II этап – Выполнение проекта- основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах-перспективно-тематический план
Проведение с детьми бесед , игр
Чтение художественной литературы детям
Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций
III этап – Результаты заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
- Проведение итоговое мероприятия конкурс «Лучшая кормушка для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
- Рекомендации на совместные прогулки.
- Совместно с ребенком сделать кормушку.
- Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
- Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
- Отгадывать загадки про зимующих птиц.
- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
- Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Перспективно-тематический план по проекту
| Дни
недели |
Формы, темы | Программное содержание | Словарная работа | Работа с родителями |
| Понедельник | Познание / Коммуникация.
Беседа «Птицы РТ» Совместная деятельность с педагогом. Художественное творчество — рисование. «Птицы — наши друзья» Чтение худ. Литературы |
Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно — эстетический вкус. В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова |
Класс птицы | Привлечь родителей к изготовлению скворечников. |
| Вторник | Социализация / Коммуникация.
Дидактическая игра «Расскажи о птице» Презентация «Перелетные птицы». Самостоятельная художественная деятельность рисование- «Снегири на ветке рябины» |
Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Закрепить названия перелетных птиц. учить передавать внешний вид снегирей. |
Перелетные. | Изготовление мини альбомов про птиц.
«Перелетные птицы», «Зимующие птицы». |
| Среда | Чтение художественной литературы.
Чтение сказки «Сорока» Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество — рисование. |
Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.
Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно — эстетический вкус. |
Сорока — белобока,
синичка, сорочата, |
Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц.
Изготовление книжки — малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц. |
| Четверг | Социализация / Коммуникация.
Подвижная игра «Птичьи стайки» Презентация книжки — малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц. |
Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.
Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие. |
Стая птиц | Изготовление мини альбомов про птиц.
«Птицы Красной книги РТ», |
| Заучивание стихотворений | «Воробей» Н. Рубцов. | |||
| Пятница | Социализация/ Коммуникация. Сюжетно — дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку».
Презентация «Птицы Красной книги РТ» |
Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов.
Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу РТ. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру. |
Гагара чернозобая,
цапля, беркут, дятел |
|
| Оформление уголка книги | подбор книг о птицах, | |||
| Понедельник | Социализация / Коммуникация.
Дидактическая игра «Знай и назови». Самостоятельная деятельность детей. Художественное творчество — лепка. |
Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь.
Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки. |
Подборка стихов и загадок про птиц. | |
| Чтение худ. литературы: | Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. | |||
| Вторник | Чтение художественной литературы.
чтение стихов и загадок про птиц. Социализация / Коммуникация. Настольно — печатная игра «Знаешь ли ты зимующих птиц» |
Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.
Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание. |
Совместные рисунки детей с родителями «Птицы — наши друзья» | |
| Оформление альбома: | Зимующие птицы, | |||
| Подвижные игры | «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова». | |||
| Среда | Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество — аппликация. «Сказочные птицы.»
Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями. |
Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству.
Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение. |
Жар — птица | |
| Музыка | — прослушивание грамзаписи с голосами птиц | |||
| Четверг | Познание / Коммуникация.
Беседа «Зимующие птицы нашего края» Презентация «Зимующие птицы» |
Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.
Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности. |
Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. | Изготовление кормушек для птиц
акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой» |
| Пятница | Выставка совместных рисунков детей и родителей | Птицы –наши друзья | Участие родителей в развлечении | |
| Конкурс на лучшую кормушку для птиц | Лучшая кормушка для птиц. | Участие родителей в исзготовлении кормушек для птиц. |
Итоговое мероприятие- Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди родителей.
Презентация проекта «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ДОУ.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научатся:
— видеть проблемы;
— задавать вопросы;
— выдвигать гипотезы;
— давать определения понятиям;
— классифицировать;
— наблюдать;
— проводить эксперимент;
— делать выводы и умозаключения;
— доказывать и защищать свои идеи.
— сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо — плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Приложение Правила поведения в природе
КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.



