автор: Галина Лилия Наиловна

Воспитатель МАДОУ №40

Конспект НОД в средней группе на тему «Весна»

 Занятие в средней группе по развитию речи на тему: «Весна»

Цель:

Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Задачи:

– Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
– Расширять и активизировать словарь по теме;
– Формировать способность детей работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года», чудесный мешочек, бумага, карандаши, фломастеры, цветные мелки..

Ход занятия:

Дети едут в импровизированном «Автобусе» в лес на прогулку.

Воспитатель: Ребята, к нам на лесную полянку заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. Нам по почте пришло письмо. Открой-ка, София, почтовый ящик. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!                                                                            

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.) 

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.) 

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник –
Смастерили мы… (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей – то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут… (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит …(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело –
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит – тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? 
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д. 
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Воспитатель: Посмотрите, а у белочки в  лесном «Магазине» столько интересного.  Белочка продает свой товар не за деньги, а только за елочные шишки. Помогите мне собрать их в корзинку. (За шишки в «Магазине» дети покупают картинки и мешочек). Поиграем в игру «Чудесный мешочек». В нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние, где весна. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, помогите вспомнить приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? 
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот». 
Зимой снег белый, а весной – серый, 
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые, 
Зимой дни короткие, а весной – длинные, 
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое, 
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна? 
Дети: Весна начинается с марта месяца. 
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их. 
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник. 
Апрель-водолей, березень. 
Май-травень, цветень. 
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной? 
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо? 
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду. 
Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну? 
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю. 
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко? 
Дети: Веселое, радостное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.  (Детям предлагается взять в ИЗО-уголке карандаши, фломастеры или мелки на выбор, бумагу разной формы и нарисовать веселые лица). Теперь нам пора возвращаться, занимайте свои места в «Автобусе».
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили? 
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: А что мы собой привезли из весеннего леса?                           

Дети: Хорошее настроение!

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 40»  городского округа город Салават Республики Башкортостан

Конспект НОД в средней группе

на тему «Весна»

                                                                      Подготовила:

Тупикина Р.Н.

2018г.