Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Габова Ольга Игоревна

Преподаватель Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Вуктыла

Cпецифика учебно-воспитательного процесса в детской музыкальной школе.

СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Габова Ольга Игоревна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» города Вуктыла

ДМШ является начальной ступенью в сложившейся трехступенчатой системе музыкального образования России «школа – училище (колледж) – ВУЗ». Начальное музыкальное образование представляет собой процесс и результат усвоения определенных знаний, умений, навыков, которые необходимы для музыкальной деятельности на данном этапе. Цели, задачи, методы и формы деятельности ДМШ как учреждения дополнительного музыкального образования меняются под воздействием развития общества и роли в его жизни музыкального искусства, ценностных ориентиров, эстетических взглядов, наиболее востребованных форм музыкальной деятельности. 

В настоящее время ДМШ работают по нескольким программам, главными из которых являются предпрофессиональная образовательная программа и общеразвивающая программа. Предпрофессиональная программа нацелена на подготовку музыкантов-профессионалов и их дальнейшее поступление в музыкальное училище (колледж). Целью общеразвивающей программы в ДМШ является привлечение к музыкальной деятельности наибольшего числа детей, в том числе тех, кто не отличается яркими музыкальными способностями, необходимыми для освоения предпрофессиональных программ. Ярко проявляется тенденция постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. ДМШ рассматривается как учреждение для развития учащихся путем приобщения их к музыкальной деятельности. Целью современной ДМШ становится «реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности» [3, с. 6].

Задачами обучения детей в ДМШ по общеразвивающей программе является подготовка любителей музыки, обладающих навыками музыкальной деятельности, которые владеют каким-либо музыкальным инструментом, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение, могут подобрать мелодию по слуху и аккомпанемент к ней. 

Учебный процесс определяется федеральными государственными стандартами и программой ДМШ. От организации учебной работы зависит результативность обучения, его эффективность. В современной системе образования преподаватели ДМШ должны выстраивать свою деятельность на основе новейших достижений педагогики, применять лучшие педагогические методики и технологии обучения. Большую роль в сфере музыкального образования играют принципы индивидуализации обучения, обусловленные не только современными требованиями гуманизации образования, но и самой спецификой учебного процесса в ДМШ, основанного преимущественно на индивидуальной форме обучения «учитель – ученик». Результаты обучения должны постоянно контролироваться и оцениваться, что позволит вовремя выявить имеющиеся проблемы и устранить их.

Если учебный процесс определяется программой и федеральными государственными стандартами, то вопросы, связанные с воспитательным процессом более вариативны, и устанавливаются каждым учреждением дополнительного образования индивидуально. 

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида [4, с. 158]. Теоретические и прикладные разработки в области внешкольного, дополнительного воспитания и образования детей и взрослых рассматривает главным образом социальная педагогика. 

Осуществление педагогического потенциала происходит в ДМШ в различных формах деятельности и имеет ряд культурно-воспитательных задач: 

– приобщение к культурным богатствам, формирование ценностных ориентаций и духовных потребностей;

– повышение социальной активности, инициативности человека в сфере музыкальной деятельности;

– развитие умения целесообразно, рационально организовывать собственную досуговую деятельность, связанную с музыкальным искусством;

– разнообразие досуговой сферы;

– создание необходимых условий для развития способностей, навыков и умений человека в определенной музыкальной деятельности, реализации творческого потенциала.

Одной из задач общеразвивающих программ в ДМШ является введение в досуговую сферу ребенка музыкальной деятельности. С позиций педагогики досуг заключает в себе большой воспитательный потенциал. Реализация воспитательного потенциала в большой степени зависит от работников учреждений дополнительного образования. Рабочие кадры должны иметь соответствующую профессиональную подготовку, в которой большое значение должно уделяться не только соответствию квалификации, владению специальными знаниями и навыками, но и психологической подготовке. Ведь работа в учреждениях дополнительного образования строится на общении, взаимодействии с большим количеством людей разного возраста. Кроме того, работники учреждений дополнительного образования, к которым относятся и ДМШ, должны обладать ценностными ориентациями, мотивацией к своей профессиональной деятельности, умением контролировать результаты своей деятельности [10]. Так, при реализации общеразвивающих программ в ДМШ важным становится приобщить ребенка к миру классической музыки, к свободному музицированию, чтобы в его досуговую деятельность включились посещения концертов классической музыки, игра на музыкальном инструменте, участие в любительских творческих коллективах и др. 

Полноценная реализация воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования, в том числе ДМШ, обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты. Главной базой для реализации воспитательных возможностей являются культурные ценности, которые накапливаются и формируются обществом. По мнению В.А. Нечаева, ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства [2]. Если рассматривать категорию «ценности» с точки зрения педагогической науки, то, как отмечает С.Н. Кулаков, педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания.

По средствам музыки в ДМШ происходит воздействие на духовный мир детей, на их нравственность. Духовно-нравственное воспитание личности выступает неотъемлемым компонентом единого процесса её становления. После завершения формирования данного компонента личности, духовно-нравственные критерии продолжают влиять на психологические процессы развития человека. Кроме того, процесс формирования духовно-нравственных качеств человека связан с социализацией человека в обществе, с его успешным включением в разные виды деятельности, в том числе в музыкальную деятельность.

Важным моментом гражданско-нравственного воспитания является формирование патриотизма. Под патриотизмом понимается «духовно-нравственное чувство, соединяющее любовь к Родине, родному краю (малой Родине), с любовью к Отечеству, государству» [5, с. 26]. Интерес и уважение истории своего народа, бескорыстное служение Отечеству, готовность к защите ценностей своей страны – все эти качества являются проявлением патриотизма. ДМШ средствами знакомства с русской классической музыкой, особенно связанной с исторической тематикой, а также проведением различных мероприятий, направленных на формирование чувства патриотизма, включается в систему воспитания и образования граждан своей страны на этапе школьного образования. 

Современная педагогика трактует патриотическое воспитание как «процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [1, с. 30]. Под гражданским воспитанием понимается «целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств личности, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности» [1, с. 31].

Учебно-воспитательный процесс в ДМШ направлен на приобщение детей к музыкальному искусству, к свободному музицированию, на формирование у учащихся первоначальных навыков игры на музыкальных инструментах. Музыка обладает большими воспитательными возможностями, поэтому ДМШ обязательно должны ставить и воспитательные задачи в процессе обучения. Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание может стать самостоятельным направлением воспитательной работы в ДМШ, дополняя целостный педагогический процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестник ЧГПУ. – 2015. – №6. – С. 122-127.
  2. Гревцева, Г.Я. Ценности социально-культурной деятельности / Г.Я. Гревцева, О.В. Коляда // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26108 (дата обращения: 28.05.2024). 
  3. Гутовец, М.В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе / М.В. Гутовец // Молодой ученый. – 2015. – № 22-3 (102.3). – С. 6-8. 
  4. Медведко, К.В. Педагогика в системе гуманитарных наук / К.В. Медведко, Н.И. Медведко // Психология и педагогика: методика и проблемы педагогического применения. –  2016. – № 49 – С. 157-162.
  5. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – С.-Пб.: СПбГИК, 2017. – 336 с.