автор: Выборнов Кирилл Юрьевич

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО Дом детского творчества “Преображенский” Центрального района Санкт-Петербурга

Практики использования клавишного синтезатора в работе с детским вокально-хоровым коллективом

К. Ю. Выборнов

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» Центрального района

Санкт-Петербурга

Практики использования клавишного синтезатора в работе с детским вокально-хоровым коллективом

 

Цифровые технологии уже довольно прочно заняли свою нишу не только на профессиональном уровне, но и в повседневной жизни каждого из нас. Технический прогресс сегодня диктует нам свои условия жизни и деятельности. Конечно, это коснулось и всей системы образования, включая дополнительное. Ещё десятилетие назад, когда в системе дополнительного образования только зарождались первые классы обучения игре на клавишном музыкальном инструменте – синтезаторе, сложно было представить, какое широкое применение найдет этот инструмент среди педагогов и какую популярность он обретет среди учащихся, желающих реализовать свои музыкальные таланты. Сегодня, широкий выбор фестивалей и конкурсов электронной музыки, большое количество издаваемой методической литературы, сборников, нот, свидетельствуют об интересе к этому направлению среди педагогов и учащихся, а так же  его актуальности и соответствии потребностям учащихся и их родителей.

В данной статье речь пойдет о применении электронного клавишного музыкального инструмента в работе с хоровым коллективом (хоровой группой) в условиях открытого занятия, проводимого в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».   

В 2015 году мне предстояло пройти испытания Всероссийского педагогического конкурса в номинации – «Художественная». Являясь на тот момент руководителем старшего хора образцового детского коллектива детской хоровой студии «Преображение» я представлял на конкурсе академическое вокально-хоровое направление как педагог-хормейстер. До конкурса всероссийского уровня я участвовал в конкурсе «Сердце отдаю детям» районного и городского уровней. Это способствовало накоплению опыта работы в нестандартных условиях и аккумулировало способность к креативному подходу в решении различных педагогических задач.

По условиям конкурса каждому участнику необходимо было пройти несколько туров, среди которых: самопрезентация, импровизированный конкурс и открытое занятие на тему «Я приглашаю Вас в свой мир».

Своё занятия я назвал «Посвящение в хористы». Оно должно было представлять собой вводное занятие по образовательной программе «Развитие музыкально-эстетического вкуса и культуры хорового исполнения в старшем хоре». Несмотря на то, что занятие было ориентировано на группу из 15 детей 11-14 лет  имеющих музыкальную подготовку, необходимо было учитывать, что на занятие по данной образовательной программе они пришли впервые. Из чего следует, что за весьма короткий отрезок времени необходимо было оценить стартовые возможности каждого ребенка и уровень его музыкальной подготовки. Нередко на конкурсах профессионального мастерства можно столкнуться с проблемой несоответствия предлагаемого организаторами конкурса контингента для занятия с запросом участника (педагога), поэтому каждому педагогу нужно быть готовым к быстрому перестроению плана занятия и пересмотру выбора форм работы и методов подачи предлагаемого детям материала.

В связи с вышеизложенными трудностями мною было решено взять для проведения практической части занятия песню «Музыканты» написанную в форме канона. А само занятие провести в жанре музыкального квеста, в котором игрокам (учащимся) необходимо было, продвигаясь от уровня к уровню, преодолевать препятствия и трудности (задания),  набираться опыта необходимого артисту хора.

С целью внедрения на занятии современных технологий нами была использована различная цифровая техника (компьютер, проектор, пульт для презентаций с лазерной указкой и др.). А для музыкального сопровождения занятия-квеста был взят клавишный синтезатор Yamaha PSR-710.

Для того чтобы понять необходимость использования данного музыкального инструмента на занятии, следует раскрыть цель самого занятия и его задачи. Цель занятия – создание необходимых условий для развития у детей интереса к хоровому пению посредством повышения у них эмоциональной и музыкально-творческой активности. А задачами явились – дальнейшее формирование знаний о полифонии, контрапункте; дальнейшее обучение пению полифонических произведений на примере канона; развитие гармонического, ладового и ритмического слуха; развитие вокально-певческой культуры,  творческих способностей в процессе коллективного разбора и исполнения музыкального произведения. И для раскрытия всех возможностей исполнения выученного канона хоровой группой было решено использовать различные музыкальные жанры и стили, где основным помощником и явился синтезатор.

После того, как с детьми была проделана работа по разбору музыкального материала, его выучке и был выполнен ряд заданий, им предлагалось совершить «гастрольный тур» по странам мира и исполнить канон в различных музыкальных стилях. Каждой стране соответствовал свой музыкальный стиль: Германии – стиль медленного немецкого вальса; Америке – стиль госпел; Испании – стиль фламенко; России – стиль русской народной плясовой музыки.

При подготовке музыкального сопровождения мною, совместно с моим коллегой, педагогом по синтезатору (который на занятии выполнял роль концертмейстера, обеспечивая музыкальное сопровождение на клавишном синтезаторе) был проведен тщательный анализ музыкальных стилей клавишного синтезатора Yamaha PSR-S710. В процессе этой работы мы столкнулись с рядом проблем, а именно: недостаточным выбором стилей в трехдольном размере (подготовленный к занятию канон «Музыканты» был написан в размере ¾) за исключением большого спектра стилей «Вальс»; нереалистичное звучание некоторых музыкальных инструментов, звучащих при использовании того или иного музыкального стиля. К примеру, для использования стиля русской плясовой музыки, вся ритмическая основа стиля была прописана «вручную», а за неимением в разделе «Voce» музыкального инструмента «Балалайка» он был заменен на родственный музыкальный инструмент – «Мандолину». При этом в басу был использован прием pizzicato струнных, что придало аранжировке еще больший колорит русского стиля.

План работы с остальными тремя стилями (вальс, госпел, фламенко) был выстроен в более привычном педагогу-аранжировщику ключе. После подробного прослушивания четырёх вариаций каждого стиля была выстроена их последовательность при написании аранжировки. В качестве поддержки хористов были прописаны подголоски «родными» для каждого стиля тембрами при помощи функции «настройка в одно касание» – «one touch setting» или просто OTS. Тему и сопровождение концертмейстер исполнял «вживую». Несмотря на то, что все настройки были заранее введены в регистровую память (панель «Register memory»), педагог-концертмейстер на синтезаторе, при необходимости, по ходу занятия мог вносить ряд изменений: менять темп, тембры, количество куплетов в песне и даже тональность, что порой является затруднительным при работе с концертмейстером играющем на фортепиано.

Исходя из описанного опыта, следует, что интеграция различных направлений, таких как хоровое пение и клавишный синтезатор способствует повышению уровня мотивации и заинтересованности детей к обучению, через активизацию их эмоциональной и музыкально-творческой активности (при условии грамотного и вдумчивого использования электронного музыкального инструмента в работе с коллективом академической направленности).

Опыт использования клавишного синтезатора в нашей работе не ограничивается вышеописанным примером. Ежегодно в репертуаре нашего хорового коллектива появляются новые номера, где не последняя роль отводится именно этому музыкальному инструменту. Иногда партия синтезатора используется как дополнительный инструмент к партии фортепиано, обогащая музыкальную палитру сопровождения новыми красками, ритмами, тембрами. Порой синтезатор берет на себя полностью функцию «живого» музыкального сопровождения хора, хорового ансамбля или солиста-вокалиста, причем партию синтезатора может исполнять как педагог, так и ученик. В некоторых случаях на выступлениях используется «минус», полностью созданный при помощи синтезатора.

В заключение хочу сказать, что возможности синтезатора позволяют решить ряд вопросов по воплощению художественного замысла музыкальных произведений исполнителей не только непосредственно связанных с этим музыкальным инструментом, но и юных артистов и педагогов-музыкантов других направлений, открытых для новых творческих исканий.