Воспитание личности обучающего дошкольного возраста в современных условиях
Личность, по определению Л.С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.
Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Таким образом, личность – это социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей [2, с.85].
Воспитание как социальное явление существует в рамках общественной системы воспитания. Организатором воспитания выступает общество в целом, либо отдельные его социальные институты. Общество как организатор воспитания заинтересовано в том, чтобы люди в своем поведении ориентировались на доминирующую в нем систему ценностей [1, с.4].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [5]. Чем большим потенциалом (интеллектуальным, духовным) обладает окружение растущей личности, тем наиболее благоприятное и сильное влияние оно окажет на ее развитие.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе [4].
Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Они выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру.
Цели воспитания изменяются с учетом социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.
Главная цель современного воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности. Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром [4].
Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.
Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов, новые данные многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
- с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
- с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
- с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
- с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
- ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;
- рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, к мотивационным различиям;
- игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;
- тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной, что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;
- неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности [4].
Воспитание в социальном плане можно определить как социально обусловленный, специально организованный, целенаправленный процесс приобщения подрастающих поколений к системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение и преобразование мира человеческой культуры.
Воспитание развивающейся личности не может быть основано на диктате и принуждении, манипулировании человеческим поведением. В его истоке – гуманистические идеи, вера в человека, приоритет общечеловеческих ценностей, возможность личностного роста и развития. Воспитание развивающейся личности это совместный духовный труд педагога и обучающегося по раскрытию и реализации природного потенциала, выявлению противоречий, постановке проблем на каждом этапе его развития, поиску путей их разрешения в движении к целостности личности и осознанности Бытия.
Автор:
Фомина Елена Александровна
г. Сыктывкар,
ведущий специалист управления дошкольного образования
администрации МО ГО «Сыктывкар»
Источники и литература:
- Попова М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 60 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. –М.: Владос, 2003 ч.1-288 с.
- Темина С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. – М.: Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т, 2001. -112 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=22731
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на территории Республики Коми на период до 2020 года, утвержден Распоряжением Правительства Республики Коми от 2 октября 2015 г. № 383-р, внесение изменений от 19 мая 2016 г. № 221-р [электронный ресурс].-Режим доступа: http://minobr.rkomi.ru/left/sist_obraz/obshee/doshkol/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”[электронный ресурс] .-Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html