Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Ворожко Елена Алексеевна

Воспитатель МБДОУ «Волошка»

Парфенова Елена Сергеевна

Воспитатель МБДОУ «Волошка»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе: «Зимушка -зима»

 

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе: «Зимушка -зима»

 

 

Цель :

Закрепить представление детей о зиме; о сезонных явлениях природы. 

 

Образовательные задачи:

  • Учить воспринимать несложный рассказ о зиме
  • Формировать активный и пассивный словарь детей;
  • Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности. 
  • Закрепить представления детей о смене времен года (зима осень), их характерных признаках.
  • Уточнить, расширить словарь по теме «Зима»: существительные: зима, снег, лед, метель, снежинка, рукавички, солнце. глаголы: наметает, завыл, воет, падает, выпал, лежит, выпадает. 
  • Формировать понятия о зимних забавах.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логическое мышление;
  • Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.
  • Развивать зрительное внимание. 
  • Развивать ориентировку в пространстве.

 

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание трудиться.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, нравственно-эстетические чувства к природе.  

   

Практические задачи:

Установления причинно-следственных связей. Экспериментирование. Использование ИКТ.

Предварительная работа:

Создание предметно-развивающей среды. Рассматривание иллюстрации «Зима».Целевая прогулка в парк: «наблюдения за окружающим».Работа над развитием артикуляционного аппарата. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».

Активизация  словаря: зима, снег, лужа, лыжи, санки, снеговик,  елка, Дед мороз, сугроб, снежинка, дождь, птицы, листочки.

 

Раздаточный материал:   картинки  с изображением зимних атрибутов: снежинка, лыжи, коньки, валенки, варежки, шуба или зимняя куртка, санки, дед Мороз,  наряженная елка, снеговик, снегирь и др., лист ватмана с изображением зимы.

 Оборудование: Сюжетные картинки для организационного момента, сюжетная картинка с зимним пейзажем.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картинке о вьюге. 

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где больше всего снежинок? (В лесу). Вот сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес.  Ребята, посмотрите, к нам на окошко  из леса прилетела одна снежинка (но она не простая, на ней что то написано).           

   Стихотворение Тютчева «Зима»

Белый снег пушистый     

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В. А когда это бывает?

Д.(зимой)

 

1.Оргмомент. Игра «Вьюга». 

Воспитатель:  Сейчас я загадаю вам загадку, и вы легко отгадаете ее, если вспомните картину, которую рассматривали вчера.

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил? (Вьюга).

 

Воспитатель:  Молодцы! Давайте попробуем изобразить вьюгу. Вытяните губы трубочкой и спойте протяжно: у-у-у-у. А теперь я буду показывать рукой, громче или тише завывает вьюга. Если рука поднимается, то вьюга воет все громче. Если рука опускается, вьюга воет все тише. Упражнение проводится 3 раза.

 

2.Презентация по теме: «Зима».

Во время презентации вместе с детьми рассматривать картинки, учить отвечать на вопросы, находить закономерность.

Какое время года изображено на картинке? (Зима)

Что падает на землю зимой? (Снег)

Где лежит снег? (На земле)

Какие деревья зимой? (Ответы детей)

Во что превращается вода зимой? (Ответы детей)

Что случилось с лужами, реками? (Замерзли)

Какой праздник мы встречаем зимой? (Новый год)

Что делают дети зимой? (Катаются на санках, коньках, строят снеговика)

  1. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика.

 Ребята, посмотрите, еще одна снежинка прилетела к нам на окошко.

Задание – карточки.

а) Назови зимние забавы.

б) Что лишнее, почему?

в) Проведи линию.

4.Знакомство детей со свойствами снега

Подвести к пониманию — что зимой холодно, мороз. Поэтому снег не тает на улице, в помещении тепло и снег превратился в воду.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите как много снега в нашем зимнем лесу.

                          А какой бывает снег?

Ответы детей.

А вот мы сейчас и посмотрим, правильно вы сказали или нет.

Дети с воспитателем подходят к елочке. Под ней лежит снег. Дети рассматривают снег. Берут его в руки, пробуют слепить из него.

Воспитатель: — Ребята, так какой снег? Теплый или холодный? (Холодный)

 Какой, по цвету? (Белый)

 Можно лепить из снега? (Можно)

Воспитатель: — А, что можно слепить из снега? (Горку, снежную бабу, снежки…)

 

Воспитатель: — А что будет со снегом, если мы возьмем его в руки?

Дети: (берут снег в руки, сжимают в кулачках) – Снег тает.

 

5.Аппликация: «Снежок»

Воспитатель: — Ребята посмотрите, какой снег пушистый, мягкий, давайте мы с вами то же попробуем сделать такой же снег.

Для этого нам с вами нужна будет салфетка (у детей на столах кусочки салфетки)

Какая салфетка?

Дети: (берут в руки салфетки, пробуют их на ощупь, мнут…)

 — Белая, мягкая

Воспитатель: — Сейчас мы из нее будем катать маленькие комочки (показ воспитателем)

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: – Сейчас мы наклеим эти комочки к нашей картине.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Посмотрите,  как красиво у нас получилось. Какие сугробы выросли в нашем лесу.

6.Подведение итогов.Рефлексия.

Воспитатель:- Вам понравилась наша прогулка? А сейчас нам пора возвращаться в группу. Что вам больше всего понравилось? Были у вас трудности?

 

Используемая литература:

 

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией

 М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой;

2.Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.

  1. Н. А. Карпухина. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж 2009г
  2. А. Барто «Снег, снег». Произведения К.Д. Ушинского «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В.В. Бианки «Книга зимы», Н.И. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль». 
  3. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к пособиям для детей 2-7 лет М: Баласс, 2011
  4. Тютчев. «Белый снег пушистый…».