автор: Волкова Маргарита Юрьевна
Учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа — комплекс № 33, г.Великий Новгород
Контрольно — диагностические материалы по музыке
Автор: Волкова Маргарита Юрьевна, учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа – комплекс № 33, г. Великий Новгород
КОНТРОЛЬНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
( 2 – 4 классы )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях реализации ФГОС второго поколения важнейшим аспектом эффективности учебного процесса является оценка результатов обучения. Данные контрольно-измерительные материалы содержат задания для проведения текущего и итогового контроля оценки результатов обучения учащихся 2 – 4 классов. В пособии представлены тестовые задания по классам и разделам: «средства выразительности», «музыкальные жанры», «композиторы и их произведения», «особенности музыкального языка и построение музыки». Целью данного вида контроля является достаточно быстрая и эффективная проверка основных понятий и терминов музыкального искусства. При комплексном итоговом оценивании выпускника начального общего образования одним из видов контроля может стать контрольная работа. Данная работа предлагается с целью проверки уровня овладения выпускником начальной школы художественно – практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности на основе полученных знаний на базовом и повышенном уровнях.
ТЕСТЫ
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
— владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
— называть имена композиторов и узнавать их произведения;
— определять характерные особенности музыкального языка.
2 КЛАСС
ТЕСТ 1
Выбрать один правильный ответ.
ХОР это:
1) коллектив, исполняющий музыку на инструментах;
2) музыкальный спектакль;
3) коллектив певцов.
ОРКЕСТР это:
1) музыкальный инструмент;
2) музыкальный спектакль;
3) коллектив музыкантов.
СОЛИСТ это:
1) коллектив музыкантов;
2) один исполнитель;
3 ) несколько исполнителей.
БАС это:
1) высокий женский голос ;
2) низкий мужской голос;
3) высокий мужской голос.
ФЛЕЙТА это:
1) струнный инструмент;
2) ударный инструмент;
3) духовой инструмент.
СКРИПКА это:
1) ударный инструмент;
2) струнный инструмент;
3) духовой инструмент.
ДИРИЖЁР это:
1) солист – исполнитель;
2) автор – сочинитель музыки;
3) руководитель коллектива музыкантов.
КОМПОЗИТОР это:
1) автор – сочинитель музыки;
2) руководитель коллектива музыкантов;
3) солист – исполнитель.
АНСАМБЛЬ это:
1) солист – исполнитель;
2) коллектив музыкантов;
3) несколько исполнителей.
ФОРТЕПИАНО это:
1) струнный инструмент;
2) клавишный инструмент;
3) духовой инструмент.
ОТВЕТЫ: 3; 3; 2; 2; 3; 2; 3; 1; 3; 2.
ТЕСТ 2
Выбрать один правильный ответ.
ОПЕРА это:
1) спектакль, где герои поют;
2) коллектив музыкантов;
3) средство музыкальной выразительности;
СИМФОНИЯ это:
1) спектакль, где герои танцуют;
2) крупное музыкальное произведение для оркестра;
3) коллектив музыкантов.
БАЛЕТ это:
1) коллектив музыкантов;
2) спектакль, где герои поют;
3) спектакль, где герои танцуют.
КОНЦЕРТ это:
1) музыкальный спектакль;
2) коллектив музыкантов;
3) музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра.
ПАРТИТУРА это:
1) нотная запись для одного инструмента;
2) нотная запись для всех инструментов оркестра;
3) нотный альбом.
МЕНУЭТ это:
1) марш;
2) песня;
3) танец.
СЮИТА это:
1) чередование пьес разных по характеру;
2) одна музыкальная пьеса;
3) музыкальный инструмент.
ГИМН это:
1) траурный марш;
2) торжественная песня;
3) весёлый танец.
ПРИПЕВ это:
1) постоянно изменяющаяся часть музыки;
2) повторяющаяся часть песни;
3) повторяющаяся часть в танце.
АККОМПАНЕМЕНТ это:
1) мелодия песни;
2) вступление к песне;
3) сопровождение мелодии песни.
ОТВЕТЫ: 1; 2; 3; 3; 2; 3; 1; 2; 2; 3.
ТЕСТ 3
ДИНАМИКА это:
1) скорость в музыке;
2) цветовая окраска;
3) громкость звучания.
ТЕМП это:
1) громкость звучания;
2) скорость в музыке;
3) цветовая окраска;
ЛАД это:
1) цветовая окраска;
2) скорость в музыке;
3) высота музыки.
ТЕМБР это:
1) высота музыки;
2) звуковая окраска;
3) скорость в музыке.
РЕГИСТР это:
1) звуковая окраска;
2) скорость в музыке;
3) высота в музыке.
ОТВЕТЫ: 1; 2; 3; 3; 3; 2; 1; 2; 3.
ТЕСТ 4
Выбрать один правильный ответ.
БАЛЕТ » ЗОЛУШКА»
1) М.П. Мусоргский
2) С.С. Прокофьев
3) П.И. Чайковский
БАЛЕТ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
1) С.С.Прокофьев
2) М.П.Мусоргский
3) П.И.Чайковский
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
1) П.И.Чайковский
2) С.С.Прокофьев
3) М.И.Глинка
«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
1) М.П.Мусоргский
2) П.И.Чайковский
3) М.И.Глинка
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
1) М.И.Глинка
2) П.И.Чайковский
3) М.П.Мусоргский
СИМФОНИЯ № 40
1) М.И Глинка
2) С.С.Прокофьев
3) В.Моцарт
«ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ»
1) С.С. Прокофьев
2) М.И. Глинка
3) П.И. Чайковский
СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПЕТЯ И ВОЛК»
1) В.Моцарт
2) С.С.Прокофьев
3) М.И.Глинка
ОТВЕТЫ: 2; 3; 3; 1; 2; 3; 2; 2.
3 КЛАСС
ТЕСТ 1
Выбрать один правильный ответ.
РОМАНС это:
1) хоровая песня с аккомпанементом;
2) сольная песня с аккомпанементом;
3) русская народная песня.
КАНТ это:
1) сольная песня с аккомпанементом;
2) хороводная русская народная песня;
3) многоголосная старинная песня.
КАНТАТА это:
1) произведение для хора, солистов и оркестра;
2) произведение для одного инструмента;
3) русская народная песня.
АРИЯ это:
1) хоровой фрагмент в опере;
2) русская народная песня;
3) сольный номер в опере.
УВЕРТЮРА это:
1) фортепианная пьеса;
2) оркестровое вступление к опере, балету;
3) хоровой номер в опере.
ФИНАЛ это:
1) заключительная часть оперы, балета;
2) оркестровое вступление к опере, балету;
3) фортепианная пьеса.
МЮЗИКЛ это:
1) музыкальный спектакль, где главным является танец;
2) музыкальный спектакль, где соединились музыка, танец и пение;
3) музыкальный спектакль, где главной является песня.
БЫЛИНА это:
1) хороводная песня;
2) инструментальная пьеса;
3) жанр русского фольклора.
ОТВЕТЫ: 2; 3; 1; 3; 2; 1; 2; 3.
ТЕСТ 2
СОПРАНО это:
1) высокий мужской голос;
2) низкий мужской голос;
3) высокий женский голос.
БАС это:
1) высокий женский голос;
2) низкий мужской голос;
3) высокий мужской голос.
МЕЦЦО – СОПРАНО это:
- высокий женский голос;
- низкий женский голос;
- низкий мужской голос.
ТЕНОР это:
- высокий мужской голос;
- низкий женский голос;
- высокий женский голос.
БАРИТОН это:
- низкий женский голос;
- низкий мужской голос;
- средний мужской голос между высоким и низким.
ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА это:
- музыкальное построение отражающее одно настроение;
- музыкальное построение, где начало и конец одинаковые, а середина другая;
- музыкальное построение отражающее два настроения, как правило контрастных.
ФОРМА РОНДО это:
- музыкальное построение, отражающее два настроения;
- чередование повторяющейся темы с новыми эпизодами;
- музыкальное построение, где начало и конец одинаковые, а середина другая.
ФОРМА ВАРИАЦИИ это:
- чередование повторяющейся темы с новыми эпизодами;
- музыкальное построение, отражающее одно настроение;
- музыкальное построение, где одна и та же тема повторяется несколько раз, но с изменениями.
ОТВЕТЫ: 3; 2; 2; 1; 3; 2; 2; 3.
ТЕСТ 3
Определить композиторов данных произведений (выбрать один правильный ответ).
ОПЕРА «САДКО»:
1) П.И.Чайковский;
2) М.И.Глинка;
3) Н.А.Римский – Корсаков.
ОПЕРА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»:
1) М.П.Мусоргский;
2) Н.А.Римский – Корсаков;
3) М.И.Глинка.
ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»:
1) Н.А.Римский – Корсаков;
2) М.И.Глинка;
3) П.И.Чайковский.
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»:
1) М.П.Мусоргский;
2) Н.А.Римский – Корсаков;
3) М.И.Глинка.
ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»:
1) М.П.Мусоргский;
2) М.И.Глинка;
3) Н.А.Римский – Корсаков.
ЦИКЛ ПЬЕС «В ДЕТСКОЙ»:
1) С.С.Прокофьев;
2) П.И.Чайковский;
3) М.П.Мусоргский.
СИМФОНИЯ № 3 «ГЕРОИЧЕСКАЯ»:
1) П.И.Чайковский;
2) Людвиг ван Бетховен;
3) М.И.Глинка.
СЮИТА «ПЕР ГЮНТ»:
1) Э.Григ;
2) Людвиг ван Бетховен;
3) М.П.Мусоргский.
ОТВЕТЫ: 3; 2; 1; 3; 2; 3; 2; 1.
ТЕСТ 4
Определить произведения указанных композиторов (выбрать один правильный ответ).
ЭДВАРД ГРИГ:
1) «В пещере горного короля»;
2) «Осенняя песня»;
3) «Песнь Баяна».
Н.А.РИМСКИЙ – КОРСАКОВ:
1)»Утро»;
2) «Три чуда»;
3) « Танец Анитры».
М.И.ГЛИНКА:
1) «С няней»;
2) «Ария Сусанина»;
3) «Смерть Озе».
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН:
1 )«Песня Сольвейг»
2) «Песнь Баяна»;
3) Симфония № 3 «Героическая».
П.И.ЧАЙКОВСКИЙ:
1) «Три чуда»;
2) «Осенняя песня»;
3) Хор «Славься».
М.П.МУСОРГСКИЙ:
1) «С няней»;
2) «Утро»;
3) «Ария Сусанина».
ОТВЕТЫ: 1; 2; 2; 3; 2; 1.
4 КЛАСС
ТЕСТ 1
ВОКАЛИЗ это:
1) русская народная песня;
2)многоголосное хоровое произведение;
3) пение без слов.
ПОЛОНЕЗ это:
1) песня;
2) танец – шествие;
3) хоровод.
МАЗУРКА это:
- танец;
- песня;
- марш.
СОНАТА это:
- пьеса в одночастной форме;
- произведение для симфонического оркестра;
- четырёхчастное произведение для одного инструмента.
БАРКАРОЛА это:
- пение без слов;
- «песнь на воде»;
- Танец – шествие.
ОПЕРЕТТА это:
- музыкальный спектакль, где главной является песня;
- музыкальный спектакль, где главным является танец;
- веселый музыкальный спектакль, где поют, танцуют, говорят.
ПРЕЛЮДИЯ это:
- небольшая пьеса в одночастной форме;
- произведение для симфонического оркестра;
- четырёхчастное произведение.
ЭТЮД это:
- произведение для симфонического оркестра;
- небольшая пьеса виртуозного характера;
- лирическая пьеса.
ОТВЕТЫ: 3; 2; 1; 3; 2; 3; 1; 2.
ТЕСТ 2
Соотнести правую и левую колонки в следующей таблице:
mf тихо
p не слишком громко
f очень тихо
mp громко
ff не слишком тихо
pp очень громко
легато отрывисто
стаккато связно
адажио умеренно
анданте быстро
аллегро медленно
ОТВЕТЫ: не слишком громко; тихо; громко; не слишком тихо; очень громко; очень тихо;
связно; отрывисто; медленно; умеренно; быстро.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: определить динамику освоения музыкального искусства обучающимися во всём многообразии стилей и жанров; понимания выразительных средств музыки и сформированности умения решать художественно – творческие задачи.
Планируемый результат:
— эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
— определять жанры русской народной музыки, отмечать их характерные особенности;
— осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел.
Задание 1
Планируемый результат: ориентироваться в многообразии фольклора России, различать жанры народной музыки.
Послушать два образца русского народного музыкального творчества.
Базовый уровень: определить жанр каждого из этих примеров ( например: колыбельная – плясовая, лирическая – солдатская и т.п.)
Повышенный уровень: назвать ещё один пример какого – либо другого жанра народной музыки.
Задание 2
Планируемый результат: сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Послушать два произведение народной и композиторской музыки.
Базовый уровень: определить отличительные признаки народной и композиторской музыки.
Повышенный уровень: назвать по одному произведению народной и композиторской музыки.
Задание 3
Планируемый результат: воспринимать и анализировать музыкальное произведение; устанавливать ассоциативные связи между музыкальными образами и образами других видов искусств (изобразительное искусство, литература).
Послушать одно произведение (незнакомый материал).
Базовый уровень: проанализировать средства музыкальной выразительности. Дать предположительно название данному произведению.
Повышенный уровень: передать образ данного произведения или в рисунке, или эмоционально красочно описать словами.
Задание 4
Планируемый результат: узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества, придумывать и осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел.
Базовый уровень: определить по стихотворному тексту к каким обрядовым песням русского народа они относятся (например, масленичные, рождественские, заклички).
Повышенный уровень: предложить исполнительский план одной из песен.
Критерии оценки: «5» — 90 – 100% (все ответы верны или допущена одна ошибка)
«4» — 48 – 89% (допущено от 2-3 ошибки)
«3» — 30 – 49% (менее половины правильных ответов)



