Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Волкова Маргарита Юрьевна

Учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа — комплекс № 33, г.Великий Новгород

Контрольно — диагностические материалы по музыке

Автор: Волкова Маргарита Юрьевна, учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа – комплекс № 33,  г. Великий Новгород

            КОНТРОЛЬНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ   РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МУЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                            ( 2 – 4 классы )

                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В условиях реализации ФГОС второго поколения важнейшим аспектом эффективности учебного процесса является оценка результатов обучения. Данные контрольно-измерительные материалы содержат задания для проведения текущего и итогового контроля оценки результатов обучения учащихся 2 – 4 классов. В пособии представлены тестовые задания по классам и  разделам: «средства выразительности», «музыкальные жанры», «композиторы и их произведения», «особенности музыкального языка и построение музыки». Целью данного вида контроля является достаточно быстрая и эффективная проверка основных понятий и терминов музыкального искусства. При комплексном итоговом оценивании выпускника начального общего образования одним из видов контроля может стать контрольная работа. Данная работа предлагается с целью проверки уровня овладения выпускником начальной школы художественно – практическими умениями и навыками в различных видах  музыкальной деятельности на основе полученных знаний на базовом и повышенном уровнях.

 

                                                                             ТЕСТЫ 

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

— владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

— называть имена композиторов и узнавать их произведения;

— определять характерные особенности музыкального языка.

 

                                                                              2 КЛАСС

                                                                                ТЕСТ  1

Выбрать один правильный ответ.

ХОР  это:

                                   1) коллектив, исполняющий музыку на инструментах;

                                   2) музыкальный спектакль;

                                   3) коллектив певцов.

ОРКЕСТР  это:

                                    1) музыкальный инструмент;

                                    2) музыкальный спектакль;

                                    3) коллектив музыкантов.

СОЛИСТ   это:

                                    1) коллектив музыкантов;

                                    2) один исполнитель;

                                    3 ) несколько исполнителей.

БАС   это:  

                                    1) высокий женский голос ;

                                    2) низкий мужской голос;

                                    3) высокий мужской голос.

ФЛЕЙТА   это: 

                                    1) струнный инструмент;

                                    2) ударный инструмент;

                                    3) духовой инструмент.

СКРИПКА   это: 

                                    1) ударный инструмент;

                                    2) струнный инструмент;

                                    3) духовой инструмент.

ДИРИЖЁР   это: 

                                    1) солист – исполнитель;

                                    2) автор – сочинитель музыки;

                                    3) руководитель коллектива музыкантов.

КОМПОЗИТОР   это: 

                                    1) автор – сочинитель музыки;

                                    2) руководитель коллектива музыкантов;

                                     3) солист – исполнитель.

АНСАМБЛЬ   это:

                                     1) солист – исполнитель;

                                     2) коллектив музыкантов;

                                     3) несколько исполнителей.

ФОРТЕПИАНО  это:

                                     1) струнный инструмент;

                                     2) клавишный инструмент;

                                     3) духовой инструмент.

 

ОТВЕТЫ:   3; 3;   2; 2; 3;   2; 3; 1; 3; 2.

 

                                                                  ТЕСТ 2

Выбрать один правильный ответ.

ОПЕРА   это:

                                      1) спектакль, где герои поют;

                                      2) коллектив музыкантов;

                                      3) средство музыкальной выразительности;

 СИМФОНИЯ   это:

                                      1) спектакль, где герои танцуют;

                                      2) крупное музыкальное произведение для оркестра;

                                      3) коллектив музыкантов.

БАЛЕТ   это:  

                                       1) коллектив музыкантов;

                                       2) спектакль,  где герои поют;

                                       3) спектакль,  где герои танцуют.

КОНЦЕРТ   это:

                                       1) музыкальный спектакль;

                                       2) коллектив музыкантов;

                                       3) музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра.

ПАРТИТУРА  это:

                                       1) нотная запись для одного инструмента;

                                       2) нотная запись для всех инструментов оркестра;

                                       3) нотный альбом.

МЕНУЭТ  это:

                                        1) марш;

                                        2) песня;

                                        3) танец.

СЮИТА  это:

                                       1) чередование пьес разных по характеру;

                                       2) одна музыкальная пьеса;

                                       3) музыкальный инструмент.

ГИМН  это:

                                        1) траурный марш;

                                        2) торжественная песня;

                                        3) весёлый танец.

ПРИПЕВ  это:

                                        1) постоянно изменяющаяся часть музыки;

2) повторяющаяся часть песни;

                                        3) повторяющаяся часть в танце.

АККОМПАНЕМЕНТ  это:

                                         1) мелодия песни;

                                         2) вступление к песне;

 3) сопровождение мелодии песни.

 

ОТВЕТЫ:  1; 2; 3;  3; 2; 3; 1;  2; 2; 3.

 

                                                            ТЕСТ  3

                                     

ДИНАМИКА   это:

                                        1) скорость в музыке;

                                         2) цветовая окраска;

                                         3) громкость звучания.

ТЕМП   это: 

                                         1) громкость звучания;

                                          2) скорость в музыке;

                                          3) цветовая окраска;

ЛАД   это:

                                         1) цветовая окраска;

                                         2) скорость в музыке;

                                         3) высота музыки.

ТЕМБР   это:

                                          1) высота музыки;

                                          2) звуковая окраска;

                                          3) скорость в музыке.

РЕГИСТР   это:

                                           1) звуковая окраска;

                                            2) скорость в музыке;

                                            3) высота в музыке.

 

ОТВЕТЫ:   1; 2; 3;   3; 3; 2; 1;  2; 3.

                                                                       ТЕСТ 4

Выбрать один правильный ответ.

БАЛЕТ » ЗОЛУШКА»  

                                      1) М.П. Мусоргский

                                       2) С.С. Прокофьев                                                                                                                  

                                       3) П.И. Чайковский                                                  

БАЛЕТ «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» 

                                         1) С.С.Прокофьев 

                                         2) М.П.Мусоргский

3) П.И.Чайковский                                                     

ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

                                         1) П.И.Чайковский

                                         2) С.С.Прокофьев

                                         3) М.И.Глинка

«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

                                         1) М.П.Мусоргский

                                         2) П.И.Чайковский

                                         3) М.И.Глинка

«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»

                                          1) М.И.Глинка

                                          2) П.И.Чайковский

                                          3) М.П.Мусоргский

СИМФОНИЯ № 40

                                           1) М.И Глинка

                                            2) С.С.Прокофьев

3) В.Моцарт

 

«ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ»

                                        1) С.С. Прокофьев

                                        2) М.И. Глинка

                                        3) П.И. Чайковский

СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПЕТЯ И ВОЛК»

                                         1) В.Моцарт

                                        2) С.С.Прокофьев

                                        3) М.И.Глинка

 

ОТВЕТЫ:   2; 3; 3;  1; 2; 3; 2;  2.

                                                                         3 КЛАСС

                                                                           ТЕСТ 1                      

Выбрать один правильный ответ.

РОМАНС   это:

                                            1) хоровая песня с аккомпанементом;

                                            2) сольная песня с аккомпанементом;

                                            3) русская народная песня.

  КАНТ  это:

                                            1) сольная песня с аккомпанементом;

                                            2) хороводная русская народная песня;

                                            3) многоголосная старинная песня.

КАНТАТА  это:

                                            1) произведение для хора, солистов и оркестра;

                                            2) произведение для одного инструмента;

                                            3) русская народная песня.

АРИЯ  это:

                                            1) хоровой фрагмент в опере;

                                      2) русская народная песня;

                                      3) сольный номер в опере.

УВЕРТЮРА  это:

                                       1) фортепианная пьеса;

                                       2) оркестровое вступление к опере, балету;

                                       3) хоровой номер в опере.

ФИНАЛ  это:

                                        1) заключительная часть оперы, балета;

                                        2) оркестровое вступление к опере, балету;

                                        3) фортепианная пьеса.

МЮЗИКЛ  это:

                                         1) музыкальный спектакль, где главным является танец;

                                         2) музыкальный спектакль, где соединились музыка, танец и  пение;

                                          3) музыкальный спектакль, где главной является песня.

БЫЛИНА  это:

                                          1) хороводная песня;

                                          2) инструментальная пьеса;

                                          3) жанр русского фольклора.

 

ОТВЕТЫ:  2; 3; 1;  3; 2; 1; 2;  3.

                                                                           ТЕСТ 2

 

СОПРАНО   это:

                                                           1) высокий мужской голос;

                                                           2) низкий мужской голос;

                                                           3) высокий женский голос.

 

БАС    это:           

                                                           1) высокий женский голос;

                                                           2) низкий мужской голос;

                                                           3) высокий мужской голос.

 

МЕЦЦО – СОПРАНО  это:

  1. высокий женский голос;
  2. низкий женский голос;
  3. низкий мужской голос.

ТЕНОР  это:

  1. высокий мужской голос;
  2. низкий женский голос;
  3. высокий женский голос.

БАРИТОН  это:

  1. низкий женский голос;
  2. низкий мужской голос;
  3. средний   мужской голос между высоким и низким.

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА  это:

  1. музыкальное  построение отражающее одно настроение;
  2. музыкальное построение, где начало и конец  одинаковые, а середина другая;
  3. музыкальное построение отражающее два настроения, как правило   контрастных.

ФОРМА РОНДО  это:

  1. музыкальное построение, отражающее два настроения;
  2. чередование повторяющейся темы с новыми эпизодами;
  3. музыкальное построение, где начало и конец  одинаковые, а середина другая.

ФОРМА ВАРИАЦИИ  это:

  1. чередование повторяющейся темы с новыми эпизодами;
  2. музыкальное построение,  отражающее одно настроение;
  3. музыкальное построение, где одна и та же тема повторяется несколько раз, но с изменениями.

 

ОТВЕТЫ:  3; 2; 2;  1; 3; 2; 2;  3.  

                                                                            ТЕСТ 3

Определить композиторов данных произведений (выбрать один правильный ответ).

ОПЕРА «САДКО»:

                                           1) П.И.Чайковский;

                                           2) М.И.Глинка;

                                           3) Н.А.Римский – Корсаков.

ОПЕРА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»:

                                              1) М.П.Мусоргский;

                                              2) Н.А.Римский – Корсаков;

                                              3) М.И.Глинка.

ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»:

                                               1) Н.А.Римский – Корсаков;

                                               2) М.И.Глинка;

                                               3) П.И.Чайковский.

ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»:

                                                1) М.П.Мусоргский;

                                                2) Н.А.Римский – Корсаков;

                                                3) М.И.Глинка.

 

ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»:

                                              1) М.П.Мусоргский;

                                              2) М.И.Глинка;

                                              3) Н.А.Римский – Корсаков.

ЦИКЛ ПЬЕС «В ДЕТСКОЙ»:

                                               1) С.С.Прокофьев;

                                               2) П.И.Чайковский;

                                               3) М.П.Мусоргский.

СИМФОНИЯ № 3 «ГЕРОИЧЕСКАЯ»:

                                                1) П.И.Чайковский;

                                                2) Людвиг ван Бетховен;

                                                3) М.И.Глинка.

СЮИТА «ПЕР ГЮНТ»:

                                                 1) Э.Григ;

                                                 2) Людвиг ван Бетховен;

                                                  3) М.П.Мусоргский.

ОТВЕТЫ:  3; 2; 1;  3; 2; 3; 2;  1.

                                                                           ТЕСТ 4

 Определить произведения указанных композиторов (выбрать один правильный ответ).

ЭДВАРД ГРИГ:

                                               1) «В пещере горного короля»;

                                               2) «Осенняя песня»;

                                               3) «Песнь Баяна».

Н.А.РИМСКИЙ – КОРСАКОВ:

                                               1)»Утро»;

                                                2) «Три чуда»;

                                                3) « Танец  Анитры».

М.И.ГЛИНКА:

                                            1) «С няней»;

                                            2) «Ария Сусанина»;

                                            3) «Смерть Озе».

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН:

                                            1 )«Песня Сольвейг»

                                            2) «Песнь Баяна»;

                                            3) Симфония № 3 «Героическая».

П.И.ЧАЙКОВСКИЙ:

                                                1) «Три чуда»;

                                                2) «Осенняя песня»;

                                                3) Хор «Славься».

М.П.МУСОРГСКИЙ:

                                                1) «С няней»;

                                                2) «Утро»;

                                                3)  «Ария Сусанина».

ОТВЕТЫ:   1; 2; 2;  3; 2; 1.

                                                                4  КЛАСС

                                                                    ТЕСТ 1

ВОКАЛИЗ  это:

                                                  1) русская народная песня;

                                                  2)многоголосное хоровое произведение;

                                                   3) пение без слов.

ПОЛОНЕЗ  это:

                                                    1) песня;

                                                    2) танец – шествие;

                                                     3) хоровод.

МАЗУРКА  это:

  1. танец;
  2. песня;
  3. марш.

СОНАТА  это:

  1. пьеса в одночастной форме;
  2. произведение для симфонического оркестра;
  3. четырёхчастное произведение для одного инструмента.

БАРКАРОЛА  это:

  1. пение без слов;
  2. «песнь на воде»;
  3. Танец – шествие.

ОПЕРЕТТА  это:

  1. музыкальный спектакль, где главной является песня;
  2. музыкальный спектакль, где главным является танец;
  3. веселый музыкальный спектакль, где поют,  танцуют, говорят.

ПРЕЛЮДИЯ  это:

  1. небольшая пьеса в одночастной форме;
  2. произведение для симфонического оркестра;
  3. четырёхчастное произведение.

ЭТЮД  это:

  1. произведение для симфонического оркестра;
  2. небольшая пьеса виртуозного характера;
  3. лирическая пьеса.

 

ОТВЕТЫ:   3; 2; 1;  3; 2; 3; 1;  2.

 

                                                                            ТЕСТ 2

Соотнести правую и левую колонки в следующей таблице:

mf                                                                                        тихо

p                                                                                           не слишком громко

f                                                                                            очень тихо

mp                                                                                        громко

ff                                                                                           не слишком тихо

pp                                                                                         очень громко

легато                                                                                 отрывисто

стаккато                                                                             связно

адажио                                                                               умеренно

анданте                                                                              быстро

аллегро                                                                               медленно

ОТВЕТЫ:  не слишком громко;    тихо; громко; не слишком тихо;    очень громко; очень тихо;

                   связно;   отрывисто;  медленно; умеренно;  быстро.

                              

                                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Цель:   определить динамику освоения музыкального искусства обучающимися во всём многообразии стилей и жанров; понимания выразительных средств музыки и сформированности умения решать художественно – творческие задачи.

Планируемый результат:

— эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

— определять жанры русской народной музыки, отмечать их характерные особенности;

— осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел.

Задание 1

Планируемый результат: ориентироваться в многообразии фольклора России, различать жанры народной музыки.

Послушать два образца русского народного музыкального творчества.

Базовый уровень:   определить жанр каждого из этих примеров ( например: колыбельная – плясовая, лирическая – солдатская и т.п.)

Повышенный уровень:  назвать ещё один пример какого – либо другого жанра народной музыки.

Задание 2

Планируемый результат:  сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Послушать два произведение народной и композиторской музыки.

Базовый уровень:  определить отличительные признаки народной и композиторской музыки.

Повышенный уровень:  назвать по одному произведению народной и композиторской музыки.

Задание 3

Планируемый результат:  воспринимать и анализировать музыкальное произведение; устанавливать ассоциативные связи между музыкальными образами и образами других видов искусств (изобразительное искусство, литература).

Послушать одно произведение (незнакомый материал).

Базовый уровень:  проанализировать средства музыкальной выразительности. Дать предположительно название данному произведению.

Повышенный уровень:  передать образ данного произведения или в рисунке, или эмоционально красочно описать словами.

Задание 4

Планируемый результат:  узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества, придумывать и осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел.

Базовый уровень:  определить по стихотворному тексту к каким обрядовым песням русского народа они относятся (например, масленичные, рождественские, заклички).

Повышенный уровень:  предложить исполнительский план одной из песен.

Критерии оценки:  «5» — 90 – 100% (все ответы верны или допущена одна ошибка)

                                    «4» — 48 – 89% (допущено от 2-3 ошибки)

                                     «3» — 30 – 49% (менее половины правильных ответов)