Автор: Внуковская Лариса Владимировна
учитель МБОУ Толмачёвская школа № 60
Использование внеурочной деятельности для эффективного изучения английского языка.
Статья на тему: “Использование внеурочной деятельности для эффективного изучения английского языка “.
Автор :учитель английского
языка Внуковская Лариса Владимировна
2023-2024гг
Внеурочная деятельность- это активность , проявляемая детьми вне уроков, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание себя и окружающего мира, при правильной организации этой формы работы с детьми, она играет важную роль в развитии детей и формировании коллектива.
В данной статье хотелось бы рассказать о важности внеурочной деятельности в обучении младших школьников, рассмотреть и объяснить как внеурочная деятельность может способствовать изучению английского языка. Наука не осталась в стороне , исследования показали как влияют методы, применяемые на занятиях по внеурочной деятельности на обучение детей.
Теория- это то, что мы изучаем и доказываем, но особенную ценность имеет практическое применение методов внеурочной деятельности. Представим те, которые успешно применяется на дополнительных занятиях:
- Игровые методы (ролевые игры, языковые игры на площадке).
- Творческие задания (рисование, создание комиксов на английском).
- Проектная деятельность (небольшие исследовательские проекты, презентации на английском).
Успешное применение различных методов и положительные результаты в обучении английскому языку доказывает важность внеурочной деятельности в обучении школьников.
Внеурочная деятельность играет ключевую роль в образовательном процессе младших школьников : развивает социальные навыки, дети имеют возможность общаться и взаимодействовать в менее формальной обстановке, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и эмпатии,
укрепляет знания,ведь игровая и творческая деятельность помогает закрепить и расширить знания, полученные на уроках, в более расслабленной и приятной форме, что улучшает усвоение материала,
развивает творческие способности: внеурочная деятельность часто включает творческие аспекты, такие как рисование, музыка , драматическое искусство, что способствует развитию творческого потенциала ребенка,
формирует интерес к обучению: через игры и интересные задания дети могут развивать любознательность и интерес к новым знаниям, что является важным фактором успешного образования.
воспитывает эмоциональное благополучие: внеурочные занятия дают возможность для релаксации и снижения уровня стресса, что важно для эмоционального здоровья детей.
обеспечивает физическое развитие: внеурочные занятия, включающие физическую активность, способствуют улучшению здоровья, выносливости и общего физического состояния детей.
Таким образом, внеурочная деятельность является важным элементом всестороннего развития младших школьников, обогащая и дополняя образование.
Как же внеурочная деятельность способствует более глубокому изучению языка?
Внеурочная деятельность позволяет детям использовать английский язык в реальных ситуациях, что способствует лучшему усвоению и запоминанию, т.е. практическому применению языка.
Для интерактивного и увлекательного обучения используют игровые подходы. Это помогает удерживать внимание детей и увеличивает их мотивацию к изучению языка.
Через различные виды деятельности, такие как чтение книг, пение песен или просмотр фильмов на английском, дети естественным образом обогащают свой словарный запас. Внеурочные занятия могут включать элементы культуры англоязычных стран, что помогает детям лучше понять и принять язык.
Ролевые игры, драматические постановки и групповые проекты на английском языке улучшают коммуникативные навыки детей.
Современный мир технологий позволяет использовать образовательные приложения и онлайн-игры , способствующих увлекательному и эффективному изучению английского языка.
Внеурочные занятия могут быть адаптированы к индивидуальным интересам и уровню знаний каждого ребенка, что делает обучение более целенаправленным и эффективным.
Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой ценный ресурс для разностороннего и глубокого изучения английского языка, делая процесс обучения более живым, интересным и мотивирующим для младших школьников.
Как уже говорилось, наука не остаётся равнодушной и ее исследования подтвердили положительное влияние внеурочной деятельности на развитие детей и их обучение. Было доказано , что использование различных методов повышает мотивацию обучения, но игровые методы делают интерес более захватывающим и интересным.
Игровые методы :
- способствуют улучшению социальных навыков: игры часто требуют сотрудничества и коммуникации, улучшают навыки работы в команде .
- развивают критическое мышление и аналитические способности: применение игровых методов , особенно тех, которые включают стратегическое планирование и решение проблем.
- улучшают когнитивные способности: игры, которые включают память, внимание и логическое мышление.
- улучшают языковые навыки: игры, в которых необходимо владение определенной лексикой, грамматикой и произношением могут .
- влияют позитивно на эмоциональное благополучие: игровые методы могут снижать стресс , а также улучшать настроение, что благоприятно влияет на общее эмоциональное состояние детей .
- улучшают физическое здоровье: физические игры и активности способствуют улучшению физического здоровья, координации и общей физической подготовки .
В целом, данные исследования подчеркивают, что игровые методы обучения могут быть мощным инструментом для улучшения как академических, так и социально-эмоциональных навыков у детей.
Вот несколько примеров использования игровых методов во внеурочной деятельности
- Ролевые игры: учащиеся могут участвовать в ролевых играх, где они играют персонажей из англоязычных сказок или историй. Например, ученики могут воссоздать сцену из “Алисы в Стране чудес”, практикуя при этом диалоги на английском , перевести сказку с русского языка на английский и поставить её, после чего показать на одном из школьных мероприятий.
- Языковые игры на площадке: игры вроде “Simon Says” (Саймон говорит) или “I Spy” (Я вижу), которые можно проводить на открытом воздухе, учат детей новым словам и фразам на английском, а также способствуют активному участию.
- Интерактивные викторины: использование приложений или онлайн-платформ для проведения викторин по английскому языку. Это может быть как тест на словарный запас, так и вопросы по грамматике и культуре англоязычных стран.
Нельзя оставить в стороне и творческие задания:
- Создание комиксов: Ученики могут создавать комиксы на английском языке, придумывая истории и диалоги для своих персонажей. Это развивает творческое мышление и письменные навыки.
- Пение песен и караоке: Изучение и пение песен на английском языке. Это не только улучшает произношение и понимание устной речи, но и помогает запоминать новые слова и выражения.
- Театральные постановки: Учащиеся могут участвовать в постановке небольших пьес или сценок на английском языке, что способствует развитию устной речи, памяти и уверенности в себе.
Ведётся активная работа над проектной деятельностью:
- Международные проекты: Участие в международных проектах, таких как переписка с ровесниками из англоязычных стран или совместные онлайн-проекты, что позволяет практиковать письменную и устную речь.
- Исследовательские проекты: Выполнение проектов на английском языке по темам, связанным с культурой, историей или географией англоязычных стран, что углубляет знания учащихся и развивает исследовательские навыки.
- Презентации на английском языке: Учащиеся могут готовить презентации на различные темы, связанные с английским языком, культурой или историей, что помогает развивать навыки публичного выступления и глубже изучать материал.
Эти методы способствуют более глубокому изучению английского языка.
Внеурочную деятельность можно комбинировать с учебным процессом.
Сочетание внеурочной деятельности с учебным процессом требует продуманного подхода, который позволяет интегрировать эти два вида обучения для достижения наилучших результатов. Вот несколько стратегий:
- Связь тем и материалов: внеурочные занятия должны быть тесно связаны с темами, изучаемыми на уроках. Например, если ученики изучают определенную тему в классе, такую как окружающая среда, внеурочная деятельность может включать проекты и исследования по этой теме.
- Продолжение обучения: внеурочные занятия могут служить продолжением или дополнением к учебному материалу. Например, если на уроке английского языка ученики изучили новые слова, то во время внеурочных занятий они могут использовать эти слова в играх или творческих заданиях.
- Обратная связь и оценка: Учителя могут использовать наблюдения и результаты внеурочной деятельности для оценки прогресса учащихся и настройки учебного процесса.
- Проектно-ориентированное обучение: реализация проектов, начатых в классе и продолженных внеурочно, помогает ученикам углубленно изучить тему и развить навыки исследования.
- Использование технологий: интеграция цифровых инструментов и образовательных платформ может помочь связать урочную и внеурочную деятельность, предоставляя ученикам доступ к материалам и заданиям в любое время.
- Вовлечение учеников в планирование: позволяя ученикам участвовать в планировании внеурочной деятельности, можно обеспечить большее соответствие их интересам и учебным целям.
- Регулярное общение с родителями: информирование родителей о связи между урочной и внеурочной деятельностью может помочь усилить обучение дома.
- Рефлексия и обсуждение: регулярные сессии рефлексии, где ученики могут обсудить, что они узнали во время внеурочных занятий и как это связано с уроками, помогают углубить понимание и усвоение материала.
Сочетая урочную и внеурочную деятельность, можно создать более целостную и эффективную образовательную среду, которая стимулирует интерес учеников и способствует более глубокому пониманию материала.
Вот несколько примеров эффективного взаимодействия уроков по английскому языку и внеурочных занятий:
- Чтение и книжные клубы: После изучения определенных книг или тем на уроках английского языка, ученики могут участвовать в книжных клубах внеурочно. Здесь они обсуждают прочитанное, проводят дебаты и пишут обзоры. Это позволяет углубить понимание текста и развивает критическое мышление.
- Театральные постановки и драматический кружок: Ученики могут участвовать в театральных постановках или драматических кружках, где они воплощают в жизнь литературные произведения, изученные на уроках. Это способствует развитию навыков устной речи и понимания английского языка, а также повышает интерес к литературе.
- Проекты и исследования: Ученики могут работать над проектами и исследованиями, связанными с темами, изучаемыми на уроках английского. Например, после изучения культуры англоязычных стран, они могут проводить исследования о конкретных аспектах этих культур и делиться своими выводами.
- Языковые игры и викторины: игры и викторины на английском языке, организуемые после уроков, могут помочь ученикам закрепить изученный материал в более расслабленной и веселой обстановке. Это может включать в себя кроссворды, игры в слова, викторины по грамматике и лексике.
- Обсуждение фильмов и видеоматериалов: просмотр фильмов или видеоматериалов на английском языке вне уроков, связанный с темами, изучаемыми на занятиях, может улучшить понимание языка и расширить культурные знания учеников. После просмотра они могут обсуждать содержание, темы и языковые особенности.
- Международные партнерства и переписка: Участие в международных образовательных проектах или переписка с учениками из англоязычных стран позволяет практиковать английский в реальной коммуникации и узнать больше о культуре и жизни сверстников из других стран.
Эти примеры демонстрируют, как урочная и внеурочная деятельность могут взаимодействовать, создавая целостный и мотивирующий образовательный процесс.
Внеурочная деятельность играет важную роль в обучении английскому языку, что подтверждается как практическим опытом, так и научными исследованиями. Вот основные выводы о значимости такой деятельности:
- Повышение мотивации и интереса к языку: внеурочные занятия делают процесс обучения более динамичным и интересным, что способствует повышению мотивации учеников.
- Практическое применение языковых навыков: через ролевые игры, проекты и общение ученики применяют изученный язык в реальных ситуациях, что улучшает их коммуникативные навыки.
- Развитие социальных навыков и самооценки: групповые занятия и командные проекты способствуют развитию социальных навыков, уверенности в себе и способности к сотрудничеству.
- Культурное погружение и расширение знаний: внеурочная деятельность часто включает элементы культуры англоязычных стран, что помогает ученикам лучше понять контекст использования языка и расширяет их культурные горизонты.
- Индивидуализация обучения: внеурочные занятия могут быть адаптированы под интересы и уровень знания каждого ученика, что делает обучение более эффективным.
- Использование современных технологий: интеграция образовательных приложений и онлайн-ресурсов в внеурочные активности способствует улучшению языковых навыков и вовлеченности учеников.
- Улучшение академических результатов: Как показали исследования, участие в качественных после школьных программах может положительно сказаться на академических достижениях учеников, включая успеваемость по английскому языку.
Итак, внеурочная деятельность является ценным дополнением к традиционному обучению английскому языку, предоставляя ученикам возможности для глубокого изучения языка в разнообразных и мотивирующих форматах.
В конце своей статьи хотелось бы обратиться ко всем, кто преподаёт английский язык.
Уважаемые учителя английского языка!
Вы вносите неоценимый вклад в развитие будущего каждого ребенка, открывая им мир английского языка. Ваша роль не ограничивается только передачей знаний; вы вдохновляете, мотивируете и воспитываете у учеников любовь к учению. Использование внеурочной деятельности и разнообразных методов обучения может значительно обогатить вашу педагогическую практику.
Не бойтесь экспериментировать с новыми методами и подходами. Игровые методы, творческие задания, проектная деятельность – все это способствует не только глубокому изучению языка, но и развитию у детей критического мышления, творчества и коммуникативных навыков.
Каждый ребенок уникален. Стремитесь понять и поддержать индивидуальные интересы и потребности ваших учеников. Это поможет им не только лучше усвоить материал, но и почувствовать себя ценными и важными.
Показывайте, как английский язык используется в реальной жизни. Практическое применение знаний поможет ученикам увидеть значимость изучаемого предмета.
Используйте современные технологии для того, чтобы сделать обучение более интерактивным и увлекательным. Образовательные приложения и онлайн-ресурсы могут значительно обогатить учебный процесс.
Поддерживайте открытое общение с учениками и их родителями. Взаимодействие и обмен опытом могут привести к новым идеям и подходам в обучении.
Помните, что ваша работа невероятно важна. Вы не только учителя, вы – наставники, вдохновители и строители будущего. Ваши усилия и творческий подход к обучению делают большое дело – формируют основу для успешного будущего ваших учеников.
С теплыми пожеланиями и лучшими наставлениями,
Внуковская Л.В.