автор: Вахрушева Светлана Александровна

Учитель начальных классов МБОУ “Чернушинская СОШ”

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе “Растениеводство в нашем крае”

1 группа     Полеводство

 

– Что такое полеводство? (Выращивание полевых культур)

 

Полевые культуры делятся на зерновые, кормовые, прядильные.  

 Зерновые культуры.  

Прочитайте в  учебнике Стр189-190

Рассмотрите рисунок в учебнике. Ответьте на вопросы, создайте свой проект.                   

– Что значит зерновые культуры?

– Какие зерновые культуры вы знаете?

– Название растений.

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Где выращивают? (В саду, поле, огороде).

– Как человек использует это растение?

– Для чего выращивают зерновые культуры?

– Люди, каких профессий  заняты в выращивание зерновых культур?

 

      Кормовые культуры.

Рассмотрите рисунок

– Что значит кормовые культуры?

– Какие  кормовые культуры вы знаете?

– Название растений (клевер луговой, мятлик, тимофеевка, турнепс, свекла кормовая, кукуруза).

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Для чего выращивают кормовые культуры?

 

Прядильные культуры

Прочитайте учебник

Рассмотрите рисунки.

– Что значит прядильные культуры?

– Какие  прядильные культуры вы знаете?

– Название растения.

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Где выращивают? (В саду, поле, огороде).

– Как человек использует это растение?

– Для чего выращивают прядильные культуры?

– Люди, каких профессий  заняты в выращивание прядильных культур?



Дополнительный материал

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а затем яровая это  зерновые культуры. По питательности считается ценным хлебным растением Рис – зерновая культура. По питательности считается наиболее ценным хлебным растением

 

Рожь самая морозоустойчивая культура из всех злаковых. Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным. Ячмень идет на приготовление пива, используется, как кормовая культура из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него делают хлеб.

 

Овес кормовое растение. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень полезна для желудка. Кукуруза идет на приготовления крахмала, растительного масла, глюкозы, мучных изделий, ее консервируют. Просо ценная крупяная культура. Пшено занимает первое место по содержанию белка среди других круп. Это ценный корм для птиц, а солома, отходы обмолота, как и зеленая масса, хороший корм для рогатого скота.

 

Человек должен заботиться не только себе, но и о тех животных, которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на лугах, пастбищах, в прудах. А чем их кормить зимой? Не все животные могут сами найти еду даже в теплое время года, поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры.

 

Знаете, какой клевер считается ценным кормовым растением? (Клевер луговой.) В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке». Что это значит? Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы: мятлик луговой и обыкновенный, тимофеевка, безострый костер, лисохвост, мышиный горошек, ежа сборная, чина и многое другое. Все эти травы любят большое количество влаги. При скашивании этих многолетних трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних животных.

В них держится большое количество белков, витаминов и минеральных солей. Так же эти травы улучшают почву, обогащают ее. Выращивание кормовых трав специализированное направление современного сельского хозяйства.

 

Но кроме кормовых трав выращивают кормовые корнеплоды. Для кормежки животных выращивают кормовую свеклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.

 

Прядильные культуры – лен и хлопок. Стебельки льна специальным образом обрабатывают и теребят, а затем тоже скручивают в нитки. Раньше льняные ткани ткали на станках в домах, а теперь на больших фабриках. Скатерти на стол и постельное белье часто делают из льняной ткани

 

Хлопок – это растение. Хлопок можно найти у нас дома – это наша обычная вата. Такая белая вата образуется на этом растении. Хлопок собирают, очищают и обрабатывают, а затем скручивают в тоненькие ниточки. Нитки можно покрасить в нужный цвет

 

-Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

Вот что люди делают из зерна этих растений:

– из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

– из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм);

– из овса (овсяные хлопья);

– из ячменя (перловую крупу);

– из проса (пшено);

– из гречихи (гречневую крупу);

– из кукурузы (кукурузные хлопья).

Остальные культуры:

-подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

– картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

– из льна (льняную ткань).

 

В полеводстве Удмуртии наибольшие площади занимают зерновые культуры: озимая рожь, яровая пшеница, овёс, ячмень, гречиха, кукуруза. Из кормовых культур выращивают горох, сахарную  свеклу, картофель, сою, турнепс, подсолнечник, кормовую капусту, а также клевер, тимофеевку, траву вика, люцерна и другие многолетние травы.

Горох выращивается во всех районах республики, а гречиха – в южных.

Производство картофеля находится на высоком уровне. Удмуртия входит в двадцатку лучших производителей картофеля и занимает 11 место.

 

По сборам зернобобовых культур Удмуртия входит в десятку лучших производителей. Из масленичных культур наша республика выращивает семена горчицы, соевых бобов, семена озимого и ярового рапса.

 

С давних времен из прядильных культур у нас также выращивается лён в южных районах республики.


2группа      Овощеводство.

 

Прочитайте учебник стр190-191. Рассмотрите рисунки     

 

– Что значит овощеводство?

– Какие  овощные культуры вы знаете?

– Название растения.

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Где выращивают? (В саду, поле, огороде).- Как человек использует это растение?

– Для чего выращивают овощные культуры?

– Люди, каких профессий  заняты в выращивание овощей?

Где выращивают овощи? ( в поле, в огороде, в теплице).

 

Дополнительный материал.

Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом Название «защищенный» или закрытый грунт говорит само за себя. Этот грунт имеет защиту от неблагоприятных климатических условий. Назначение овощеводства защищенного грунта — это выращивание рассады теплолюбивых овощных культур, культур, имеющих очень продолжительный период  роста , как правило, более южного происхождения, не успевающих в наших условиях вызреть: второе назначение — это получение овощной продукции в несезонное время. (Например, зимой выращивают зелень, помидоры, огурцы.) Использование защищенного грунта позволяет получать овощную продукцию значительно раньше, повышая при этом ее урожайность.

Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай. Здесь выращивают  теплолюбивые растения: помидоры, перцы, огурцы, кабачки.

Овощные культуры в Удмуртии представлены белокочанной капустой, огурцами, помидорами, луком, морковью и свеклой.

 

– Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы  – лук, чеснок).

 

В открытом грунте выращивают большое количество овощных культур, начиная с ранней весны и до самой поздней осени. В первую очередь естественно нужны те овощи, которые пользуются спросом среди населения для употребления в пище и применение в лечебных целях.

 

       

3 группа      Плодоводство.

 

Прочитайте в учебнике стр 191. Рассмотрите и рисунки.

– Что значит плодоводство?

– Какие  плодовые культуры вы знаете?

– Название растения.

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Где выращивают? (В саду, поле, огороде).

– Как человек использует это растение?

– Для чего выращивают плодовые культуры?

– Люди, каких профессий  заняты в выращивании?

Дополнительный материал.

Плодоводство отрасль растениеводства, разведение плодовых культур.

Плоды, ягоды и орехи — ценные продукты питания. Они содержат большое количество витаминов:  С (особенно чёрная смородина), B1, В2, B6, Р, PP, провитамин А и др.

Орехи (грецкий, пекан, фундук, миндаль, фисташка настоящая) содержат 15—22% белков. Калорийность их выше калорийности рыбы, мяса, хлеба и почти равна калорийности сливочного масла.

Продукты плодоводства обладают рядом свойств, имеющих большое значение в диетическом и лечебном питании. Свежие яблоки и груши зимних сортов, орехи, замороженные плоды сливы, вишни  и ягодных (малина, земляника) культур выдерживают длительное хранение и дальнюю перевозку.

Плоды, ягоды и орехи идут для приготовления варенья, компота, пастилы, повидла, мармелада, джема, конфитюра, желе, сока, сиропа, вина, спирта, сухофруктов. Благодаря этому продукты плодоводства можно использовать для питания в течение круглого года. Многие плодовые культуры декоративны, поэтому применяются в озеленении городов и других населённых пунктов. Почти все плодовые и ягодные растения хорошие медоносы.

История плодоводства. Плодоводство – одна из древних отраслей растениеводства. Родиной плодовых и ягодных культур являются Юго-Восточная, Передняя и Средняя Азия, Закавказье и побережье Средиземного моря. Плодоводство  было известно (по письменным источникам) в Вавилоне и Ассирии (за 3 тыс. лет до н. э.), Китае (2 тыс. лет), Индии (около 2 тыс. лет), Крыму (700 лет), Греции (400—300 лет до н. э.).

В пределах России плодовые культуры выращивались 5—2 тыс. лет назад. В Киевской Руси начиная с 10 в. плодоводство развивалось в монастырях и на княжеских землях Российскими селекционерами выведено большое количество сортов плодовых и ягодных культур.

Из плодово-ягодных культур в Удмуртии развито выращивание яблони, вишни, смородины, малины, крыжовника и земляники. Из новых культур – ирга, черноплодная рябина.

Посадочный материал выращивается в нескольких плодовых питомникахУдмуртии.

4 группа      Цветоводство.

 

Прочитайте в учебнике  стр 192

 

Рассмотрите рисунки.

– Что значит цветоводство?

– Какие  цветы вы знаете?

– Название растения.

– К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).

– Где выращивают? (В саду, поле, огороде).

– Как человек использует это растение?

– Для чего выращивают цветы?

– Люди, каких профессий  заняты в выращивание?

Дополнительный материал.

Цветоводство — это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, оранжереях, комнатах. Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности.

В Московском, Владимирском, Рязанском и других русских княжествах садоводство распространилось в XII—XIII веках, в Москве и Подмосковье — в начале XIV века. Сады славились не только изобилием плодов, но и большим количеством благоухающих цветов. В саду московского кремля и других садах Москвы в XVI—XVII веках выращивались махровые пионы, белые и жёлтые лилии, «душистые и репейчатые» гвоздики, алые мальвы, аквилегии, лазоревые и жёлтые фиалки, калуфер, касатик, тюльпаны, нарциссы и многие другие.

В первой воловине XX века отечественное цветоводство получило небывалое развитие. Было создано большое количество крупных цветочных хозяйств и цветочно-декоративных питомников, выпускающих миллионы растений для благоустройства и украшения населённых пунктов страны.

Цветочные часы. В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были “пущены в ход” цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея “.
Карл Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков (или соцветий.
Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.

По какому же принципу работали подобные часы?
Известно, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики
Как только роса высыхает и вновь начинают летать насекомые, цветок раскрывается. У многих цветков повторное раскрывание происходит лишь один раз (на следующий день), у других оно повторяется и на третий, четвертый, пятый, а у отдельных видов осенних шафранов – даже на двенадцатый день.
Точность таких часов зависит от погоды – в дождливую и пасмурную погоду такие часы будут “врать”. Так же известно, что в разной местности цветы открываются в разное время.

Современному миру так понравилась идея цветочных часов, что они начали такие часы делать у себя в городах. Первыми, конечно же, были швейцарцы. И до сих пор самыми известными в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причем в Швейцарии были самые большие, пятиметрового диаметра. Теперь рекорд побит: на Поклонной горе в Москве устроили и запустили самый большой в мире цветочно-часовой механизм. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов. “Циферблат- это клумба из цветов периллы и кохии. А цифры засажены бегонией, ее бутоны не закрываются даже ночью, так что вы узнаете московское время даже в полночь”.

Узнав, что в Москве растут настоящие цветочные часы, столица Алтайского края решила не отставать и сделать себе такие же и даже лучше. И 7 августа стрелки первых в истории Барнаула фиточасов дрогнули, и стали отсчитывать минуты.

Но все же – это механические часы, лишь украшенные цветами.. В то время как Карл Линней создал поистине магические часы.

Растения – это самое естественное украшение помещения. . За ними нужен постоянный и индивидуальный уход. Растения в доме необыкновенно украшают интерьер, делают его теплее и уютнее. Они помогают справиться со стрессовыми ситуациями. Очень важна санитарно-гигиеническая роль. Растения поглощают пыль, очищают воздух, а также могут использоваться как лекарственные растения.

Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы –
Посредники живого пониманья.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.