Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: БУТАКОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко» Барабинского района Новосибирской области

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород»

Организация фронтальной непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Овощи. Огород»

Автор конспекта ННОД: Бутакова Оксана Геннадьевна

Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: обогащение словарного запаса по теме «Овощи. Огород»

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: зеркало, магнитная доска, пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи, игра «В огороде у козы Лизы», картина «Уборка овощей», плоскостной грузовик, предметные картинки.

Планируемый результат: дети овладевают фразовой речью, умеют объяснять свое решение; проявляют интерес к заданиям; знают и называют названия овощей, употребляет их в речи (предикативный словарь: растить, убирать, копать, дёргать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; номинативный словарь: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; атрибутивный словарь: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, коричневый); умеют образовывать имена прилагательные.

Предварительная работа: экскурсия на рынок, рассматривание овощей, приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород». Расширять представления о важности труда взрослых. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в форме винительного падежа). Формирование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную, диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Задачи Содержание Образовательная область Формы

реализации

Средства

реализации

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности Учитель-логопед организует приветствие: предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга.

Л: Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся,

Словно солнышко пришло.

Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

Речевое развитие.

Социально-коммуник. развитие.

Физическое развитие.

Чтение стихотворения.

Физическая активность.

Стихотворение.
Развивать тонкую моторику Учитель-логопед предлагает детям по очереди опустить руки в бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают пластмассовые овощи, называют их, проходят в кабинет, садятся за стол. Сообщение темы занятия. Речевое развитие.

Социально-коммуник. развитие.

Беседа. Физическая активность. Пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи.

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Задачи Содержание Образовательная область Формы

реализации

Средства

реализации

Развивать связную, диалогическую речь; расширять представления о важности труда взрослых. Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть картину «Уборка овощей» и рассказать о том, какое время года нарисовано? Рассказать, что делают люди, начиная со слов на картине нарисована…

Л: Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают?

Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их трудовые действия.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Познавательное.

Рассматривание картины. Беседа. Картина «Уборка овощей».
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород»

Совершенствовать грамматического строй речи (согласовывать числительные с существительными)

Учитель-логопед предлагает детям переместиться на ковёр, где размещено игровое поле игры «В огороде у козы Лизы».  Л. Раскладывает на ковре предметные картинки с изображениями овощей.

Л.: Вам, ребята, нужно взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и положить картинку рядом с козой Лизой (круглый красный помидор, зелёная хрустящая капуста и т.д.)

Л.: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

Речевое развитие.

Познавательное развитие. Физическое развитие.

Дидактическая игра «В огороде у козы Лизы» Игровое поле, предметные картинки с изображением овощей.
Развивать зрительное внимание и восприятие.

Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

Учитель-логопед приглашает детей за столы. Складывает стопкой предметные картинки, чтобы использовать их в игре «Чего не стало?» Он помещает на магнитную доску 4 картинки.

Л.: Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети: Баклажан, свекла, салат, укроп.

Л.: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку.  Вы должны будете сказать, чего не стало.

Л. убирает одну из картинок.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактическая игра: «Чего не стало?» Магнитная доска, предметные картинки.
Развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением. Учитель-логопед приглашает детей выйти на ковёр и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику. Речевое развитие.

Физическое развитие.

Физминутка  «Хозяйка однажды с базара пришла» Стихотворение.
Развитие артикуляционной моторики. Учитель-логопед приглашает детей к зеркалу.

Л.: Давайте выполним упражнение «Вкусное варенье». Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Посмотрите, как я делаю это упражнение. Следите за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.

Дети под контролем Л. Выполняют упражнение 3-4 раза. После каждого упражнения предоставляется возможность для отдыха.

Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Общая артикуляционная гимнастика Зеркало.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в форме винительного падежа). Формирование навыков составления и чтения слов, самостоятельности. Закрепление навыка цветоразличения. Учитель-логопед приглашает детей к магнитной доске, на которую помещает плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.

Л.: Ребята, посмотрите, что нам привёз грузовик.

Дети: Это овощи.

Л.: Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.

1 реб.: Я взял зелёные огурцы и зелёный кабачок…и т.д.

Л.: Очень хорошо. А теперь переверните карточки с изображением овощей (дети переворачивают карточки).  Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их.

1 реб.: Ма -ма.

2 реб.: Пу -ма и т.д.

Л.: Молодцы! Вы справились с трудным заданием!

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Игра «Что привёз нам грузовик?» Магнитная доска, предметные картинки.

 

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Задачи Содержание Образовательная область Формы реализации Средства

реализации

Развивать связную, диалогическую речь. Учитель-логопед спрашивает у детей, что нового они узнали в процессе ННОД, что больше всего запомнилось, какие новые слова запомнились. Если ребенок не справляется, можно дать подсказку в виде картинок или наводящих вопросов. Вопросы необходимо задавать каждому ребенку.

Л: Что нового ты сегодня узнал? Что тебе больше всего понравилось и почему? Где могут пригодиться новые знания?

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседа. Предметные картинки.