автор: БУТАКОВА ОКСАНА ГЕННАДЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко» Барабинского района Новосибирской области
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Овощи. Огород»
Организация фронтальной непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Овощи. Огород»
Автор конспекта ННОД: Бутакова Оксана Геннадьевна
Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: обогащение словарного запаса по теме «Овощи. Огород»
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: зеркало, магнитная доска, пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи, игра «В огороде у козы Лизы», картина «Уборка овощей», плоскостной грузовик, предметные картинки.
Планируемый результат: дети овладевают фразовой речью, умеют объяснять свое решение; проявляют интерес к заданиям; знают и называют названия овощей, употребляет их в речи (предикативный словарь: растить, убирать, копать, дёргать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; номинативный словарь: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; атрибутивный словарь: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, коричневый); умеют образовывать имена прилагательные.
Предварительная работа: экскурсия на рынок, рассматривание овощей, приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла».
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород». Расширять представления о важности труда взрослых. Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в форме винительного падежа). Формирование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную, диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Задачи | Содержание | Образовательная область | Формы
реализации |
Средства
реализации |
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности | Учитель-логопед организует приветствие: предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга.
Л: Дружно за руки возьмемся И почувствуем тепло. Повернемся, улыбнемся, Словно солнышко пришло. Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу, поприветствуйте. |
Речевое развитие.
Социально-коммуник. развитие. Физическое развитие. |
Чтение стихотворения.
Физическая активность. |
Стихотворение. |
Развивать тонкую моторику | Учитель-логопед предлагает детям по очереди опустить руки в бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают пластмассовые овощи, называют их, проходят в кабинет, садятся за стол. Сообщение темы занятия. | Речевое развитие.
Социально-коммуник. развитие. |
Беседа. Физическая активность. | Пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Задачи | Содержание | Образовательная область | Формы
реализации |
Средства
реализации |
Развивать связную, диалогическую речь; расширять представления о важности труда взрослых. | Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть картину «Уборка овощей» и рассказать о том, какое время года нарисовано? Рассказать, что делают люди, начиная со слов на картине нарисована…
Л: Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают? Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их трудовые действия. |
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное. |
Рассматривание картины. Беседа. | Картина «Уборка овощей». |
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Овощи. Огород»
Совершенствовать грамматического строй речи (согласовывать числительные с существительными) |
Учитель-логопед предлагает детям переместиться на ковёр, где размещено игровое поле игры «В огороде у козы Лизы». Л. Раскладывает на ковре предметные картинки с изображениями овощей.
Л.: Вам, ребята, нужно взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и положить картинку рядом с козой Лизой (круглый красный помидор, зелёная хрустящая капуста и т.д.) Л.: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они. |
Речевое развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие. |
Дидактическая игра «В огороде у козы Лизы» | Игровое поле, предметные картинки с изображением овощей. |
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные в форме родительного падежа в единственном и множественном числе). |
Учитель-логопед приглашает детей за столы. Складывает стопкой предметные картинки, чтобы использовать их в игре «Чего не стало?» Он помещает на магнитную доску 4 картинки.
Л.: Сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Дети: Баклажан, свекла, салат, укроп. Л.: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало. Л. убирает одну из картинок. |
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. |
Дидактическая игра: «Чего не стало?» | Магнитная доска, предметные картинки. |
Развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением. | Учитель-логопед приглашает детей выйти на ковёр и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику. | Речевое развитие.
Физическое развитие. |
Физминутка «Хозяйка однажды с базара пришла» | Стихотворение. |
Развитие артикуляционной моторики. | Учитель-логопед приглашает детей к зеркалу.
Л.: Давайте выполним упражнение «Вкусное варенье». Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Посмотрите, как я делаю это упражнение. Следите за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Дети под контролем Л. Выполняют упражнение 3-4 раза. После каждого упражнения предоставляется возможность для отдыха. |
Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. | Общая артикуляционная гимнастика | Зеркало. |
Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными, употреблять существительные в форме винительного падежа). Формирование навыков составления и чтения слов, самостоятельности. Закрепление навыка цветоразличения. | Учитель-логопед приглашает детей к магнитной доске, на которую помещает плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.
Л.: Ребята, посмотрите, что нам привёз грузовик. Дети: Это овощи. Л.: Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял. 1 реб.: Я взял зелёные огурцы и зелёный кабачок…и т.д. Л.: Очень хорошо. А теперь переверните карточки с изображением овощей (дети переворачивают карточки). Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их. 1 реб.: Ма -ма. 2 реб.: Пу -ма и т.д. Л.: Молодцы! Вы справились с трудным заданием! |
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. |
Игра «Что привёз нам грузовик?» | Магнитная доска, предметные картинки. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи | Содержание | Образовательная область | Формы реализации | Средства
реализации |
Развивать связную, диалогическую речь. | Учитель-логопед спрашивает у детей, что нового они узнали в процессе ННОД, что больше всего запомнилось, какие новые слова запомнились. Если ребенок не справляется, можно дать подсказку в виде картинок или наводящих вопросов. Вопросы необходимо задавать каждому ребенку.
Л: Что нового ты сегодня узнал? Что тебе больше всего понравилось и почему? Где могут пригодиться новые знания? |
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. |
Беседа. | Предметные картинки. |