автор: Бускина Елена Петровна
Учитель-дефектолог МБДОУ “Детский сад №27”, г. Бийск, Алтайский край
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Лексическая тема: «Я вырасту здоровым»
Тема занятия : «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Приоритетная образовательная деятельность – «Познание».
Интегрируемые образовательные области – «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».
Цель образовательной деятельности: создание условий для развития ориентировке в пространстве и на плоскости.
Область «Познание»
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «под», «над»).
- Уточнять о обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
- Закреплять умение определять своё место среди окружающих людей.
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).
Область «Коммуникации»
- Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.
- Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
Область «Социализации»
- Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Область «Чтение художественной литературы»
- развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.
Область «Здоровье»
- Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
- Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Оборудование: магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах, сюжетная картина, карандаши, карточки с заданием на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Вводная часть
Цель: концентрация внимания на занятии, создание положительной мотивации к предстоящей деятельности, включение в игровую ситуацию Методы и приемы работы: упражнение «Разминка», чтение стихотворения, вопросы |
||
Произносят хором свои имена
Дети рассматривают конверт Ответы детей |
-Здравствуйте ребята! Какие вы все красивые, взрослые. Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Петровна, а вас как? Произнесите хором свои имена. Здорово!
– Ребята, сегодня утром перед дверью в вашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нём написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Нужно внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны? ******* Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево – понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал. «Победа!» – раздался ликующий крик. Где право, где лево узнал ученик!!!! – Какой рукой ученик выполнял все действия? – Что делал ученик правой рукой – Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? – Молодцы, ребята! Справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал: «Здравствуйте, ребята! Я Вовка с Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья мне ни как не обойтись» – Ну что, ребята, надо Вовку выручать. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всём разобраться. |
Конверт с письмом |
Основная часть
Цель: Реализация основных задач Методы и приемы: показ, рассказ, вопросы, игровая мотивация, устное руководство выполнением работы, помощь при возникающих затруднениях. |
||
-Дети слушают воспитателя, рассматривают письмо .
Слушают воспитателя, выполняют инструкции. Дети выполняют упражнение. Дети вешают первую схему. Дети рассаживаются на стульчики за столы. Дети , используя цветные карандаши, выполняют задание. Дети вешают вторую схему. Дети выполняют пальчиковую гимнастику Дети вешают схему. Дети выходят в круг. Дети выполняют действия по тексту вместе с педагогом. Дети вешают схему, садятся за столы. Дети по очереди выходят к доске и рисуют геометрические фигуры. Дети вешают схему. |
-Ребята, давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всём разобраться.
-И так 1 задание «Смотри, не ошибись» (проверка усвоения схемы тела, дети встают в круг),сейчас мы проверим как вы знаете части тела и как в них ориентируетесь. Будьте внимательны и чётко выполняйте мои инструкции. -Вставайте в круг и мы начинаем. – Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставить вперёд. Левой рукой закройте левый глаз. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой возьмитесь за правую коленку, правой рукой возьмитесь за левую коленку. Девочки попрыгали на левой ноге. Мальчики попрыгали на правой ноге. А теперь все дружно вместе на обеих ногах. – Ребята, что бы наше дыхание восстановилось, давайте выполним упражнение, которое называется «Насос» И. п – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища, вдох при выпрямлении и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону с произношением звука “с-с-с” (руки скользят вдоль туловища). – Молодцы, с первым заданием мы справились .А давайте каждое задание будем отмечать на доске схемой, а в конце занятия все вместе вспомним что мы делали. Рассаживайтесь на свои места Задание 2. «Что и где» – Перед вами рисунок. -Назовите, что нарисовано на столе, под столом, около стола. -Раскрасьте предметы, которые нарисованы на столе. -Молодцы, и с этим заданием мы справились Отметим его на доске схемой – Мы с вами поработали ручками и наши пальчики устали. Нужно дать им отдохнуть: Пальчиковая гимнастика «Чистюли» Кто зубы не чистит, Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами) Тот вырасти может Болезненным, хилым. (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка) Дружат с грязнулями Только грязнули (пальцы рук в замок) Которые сами В грязи утонули (движение , имитирующее пловца) У них вырастают Противные бяки, (показываем ладонями «нос») За ними гоняются Злые собаки (правая ладонь над левой, изображаем «пасть») Грязнули боятся Воды и простуд (обнять себя за плечи, волнообразные движения рукой и касаемся носа) А иногда и вообще не растут! (грозить указательным пальцем) – Давайте обозначим нашу пальчиковую гимнастику тоже схемой –Предлагаю ещё немного отдохнуть и поиграть. Выходите в круг. ***** Эй, ребята, становитесь. Справа – друг, и слева – друг! Вместе все в весёлый круг! Топни правою ногою, Топни левою ногой, Вправо влево головой. Шаг – вперёд, два назад, Отвернёмся, повернёмся, Снова за руки возьмёмся! Три шага вперёд дружок – Станет тесным наш кружок. Покружились, потолкались, Отвернулись, разбежались! -И эту игру отметим схемой Задание 3. «Укрась ковёр – Ребята, есть ещё одно задание, которое нам нужно выполнить, что бы помочь Вовке. Мы вместе с вами будем украшать ковёр. А украсить его надо так, чтобы он всем понравился. Я буду приглашать к доске несколько ребят по очереди, они будут выполнять мои задания. Все остальные выполняют задание на своих ковриках. Наш орнамент должен быть одинаковым. – Данила, нарисуй красный круг в центре ковра. – Ваня, а ты возьми зелёный фломастер и нарисуй квадрат в правом верхнем углу. – Данил, нарисуй синий треугольник в левом верхнем углу. – Саша, нарисуй жёлтый прямоугольник в правом нижнем углу. – А Света нарисует ромб в левом нижнем углу. – Посмотрите, какой у нас красивый и нарядный получился ковёр! Сравните наши ковры. -Отмечаем задание схемой. |
Рассказ сопровождается показом и рассматриванием письма
Дыхательная гимнастика Схема задания Чёрно-белый рисунок с заданием для каждого ребёнка Схема задания Пальчиковая гимнастика Схема задания Динамическая пауза «Эй, ребята, становитесь». Схема задания «Ковры» из белой бумаги, цветные карандаши Схема задания |
Заключительная часть
Цель: подведение итога занятия, оценка работы детей. Методы и приемы: Вопросы |
||
Ответы детей | – Ребята, подойдите ко мне. Все задания мы выполнили. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Используйте наши схемы.
– Что вам больше всего понравилось? – Ребята, вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу письмо Вовке, и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. -Я думаю, что сегодня своим мамам и папам, братьям и сестрам вы сможете рассказать чем вы занимались на занятии, чему научились. Вы очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждёт сюрприз. Закройте глаза, протяните вперёд правую руку |
Памятный магнит |