автор:
Бурханова Анна Александровна
педагог-психолог МАДОУ “Детский сад №130”
Усова Екатерина Владимировна
воспитатель МАДОУ “Детский сад №130”
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах
духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи в вопросах
духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Цель программы психолого-педагогического сопровождения родителей – разработка системы мероприятий для родителей, ориентированных на оптимизацию духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Определение уровня представлений родителей о сущности и процессе духовно-нравственного воспитания;
- Определение уровня готовности родителей на взаимодействие со специалистами ДОУ в рамках оптимизации уровня духовно-нравственного воспитания детей.
Принципы реализации – принцип решения образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка; разработка системы мероприятий для родителей, ориентированных на оптимизацию духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты – Помочь родителям развитию личностных качеств ребенка, таких как инициатива, свобода (независимость), помочь увидеть свои возможности, которые способствуют дальнейшему становлению самосознания, ребенка; становление ценностного отношения родителей к семье, семейным ценностям, традициям и культуре.
В структуре нашей программы сопровождения родителей мы выделяем 2 содержательного блока: педагогический и психологический. При этом, если педагогический блок работы с родителями ориентирован, в основном, на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей (в том числе, – становления у них духовности, нравственности и основ ценностной культуры), то психологический блок нашей программы мы считаем целесообразным сориентировать на становление у родителей необходимого им опыта эффективного взаимодействия со своими детьми.
Содержание же программы мы ориентировали на компенсацию компонентных составляющих духовно-нравственного развития.
Когнитивный компонент
Месяц | Тема
мероприятия |
Цель | Педагогическая составляющая программы сопровождения родителей | Психологическая составляющая программы сопровождения родителей | ||
Задачи | Содержание | Задачи | Содержание | |||
Сентябрь Октябрь |
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании духовно-нравственности у дошкольников | Привлечение родителей к жизни детского сада | Показать родителям важность духовно-нравственного воспитания в семье.
Выявить мнение родителей о духовно-нравственном воспитании детей. Познакомить родителей с причинами возникновения агрессии и как с этим справиться. |
Родительское собрание на тему: «Что значит духовно-нравственное воспитание в семье» Ход собрания
Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы с вами и поговорим на очень на мой взгляд интересную тему:: «Что значит духовно-нравственное воспитание в семье». Но сначала я предлагаю вам ответить на несколько вопросов: 1. Как вы считаете что же такое нравственное воспитание? 2. А что же такое духовно-нравственное воспитание? Предлагаю вам послушать определение что же все таки такое воспитание? Есть много определений, но в широком педагогическом смысле воспитание -это навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни. А Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — это воспитаниедуховно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности. Семья – это фундамент, на котором строится мир ребёнка. Формирование долга, ответственности, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Семейные традиции – это основное средство формирования духовных ценностей, норм семьи. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений .. Какие же традиции существуют в ваших семьях? У каждого из вас свои традиции это и: совместные походы в кино и театры; чтение детям на ночь; праздники и дни рождения и многое другое. Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче. Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить духовно богатого человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, заботой, вниманием, любовью, своим пониманием, своей заинтересованностью к жизни ребенка. Анкета «Духовно-нравственное воспитание детей глазами их родителей» Рекомендации для родителей «Подборка произведений для чтения о доброте». Индивидуальная беседа с родителями «Что делать если ребенок проявляет агрессию». Педагог предлагает родителю поговорить на тему агрессии. Нам нужно выяснить что же приводит ребенка к проявлению агрессии? Есть несколько причин по которым ребенок становится агрессивным: – способ привлечь к себе внимание; – воспитания в семье: грубое, жестокое обращение с ребёнком – скандалы в семье; – непоследовательность в воспитании ребёнка: сегодня можно всё, а завтра – нельзя ничего; – просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах; – одобрение со стороны взрослых агрессивного поведения ребёнка как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже подойди и ударь», «И ты возьми и сломай» Рекомендации родителям: – постарайтесь создать в семье атмосферу открытости и доверия, постройте взаимоотношения со своим ребёнком так, чтобы он с вами чувствовал себя спокойно и уверенно – проводите вместе с ним как можно больше времени, слушайте ребёнка, делитесь своим опытом, рассказывайте ему о своём детстве, о ваших детских поступках, победах и неудачах. Не бойтесь поделиться своими чувствами и слабостями – используйте в повседневном общении приветливые фразы – помните, что проявление агрессивности главным образом зависит от реакции родителей к тем или иным формам поведения – предлагайте ребёнку разнообразные способы «выхода» гнева и поясняйте, что в данной ситуации можно: * громко спеть любимую песню, * громко кричать, * топать ногами, * пускать мыльные пузыри. Наказывайте ребенка только за конкретные поступки и только в крайнем случае. Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать вы себе. |
– создание системы взаимодействия с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям;
-максимальное использование имеющихся ресурсов: образовательных и материально-технических; формирование жизненно необходимых навыков в соответствии с индивидуальными способностями; – обеспечение физического и психического благополучия; Выявить мнение родителей о духовно-нравственном воспитании детей. показать родителям, за что именно они несут ответственность в воспитании ребенка (к примеру, цвет волос и рост – не могут являться причиной его расстройств, а если являются – то зачем?) – показать возможности родительского воспитания. |
Консультация–беседа для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании дошкольников» Анкетирование родителей. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Лекция «Хороший родитель – миф или творчество?». Многие люди – и мужчины, и женщины – почему-то думают, что родить ребенка и стать родителем – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. Хорошим родителем может стать только человек, который рассматривает рождение ребенка как серьезное основание для работы над самим собой. Это значит, что он готов осознать себя, свои достоинства, особенности и недостатки; хочет развивать свои положительный качества и преодолевать отрицательные. Личность (член общества, гражданин, профессионал ) – семьянин (муж, жена) – родитель (отец, мать) – в такой последовательности человек развивается, с возрастом осваивая новые роли: ставит перед собой цели, определяет их приоритетность, намечает пути и средства их достижения, осваивает нужные знания, умения, навыки. Так, если молодая девушка хочет стать успешным финансовым аналитиком, она в школе с повышенным вниманием относится к изучению математики, иностранных языков, развивает память, внимание, логику. Затем выбирает соответствующий ВУЗ, и в студенчестве основное время уделяет учебе, а не любовным свиданиям. А когда понимает, что встретила свою настоящую «вторую половинку», решает для себя вопрос: как перераспределить свои силы и время, чтобы новые обязанности – организация быта, уход за домом и мужем – не мешали обязанностям предыдущим – посещать семинары и лекции, писать курсовые, сдавать экзамены. И одновременно с правилами интегрального исчисления изучает рецепты любимых мужем блюд. Когда в молодой семье появляется ребенок, задача становится еще более многофакторной: теперь женщине надо не только существенно перераспределить свое время, но и приобрести массу новых навыков – по уходу за младенцем, обеспечению условий для его гармоничного развития. «Кто я в первую очередь- студентка, жена или мама?»- встает перед ней вопрос. Если ее ответ «Сначала я студентка, а уж потом – мама», то ребенок отправляется на воспитание к бабушкам-дедушкам. И шанс быть хорошим родителем уже упущен: неумение расставить приоритеты побуждает женщину самоустраниться от важнейшего периода в воспитании ребенка – его младенчества, во время которого закладывается основа его психологической связи с ней. И никакие ее усилия, приложенные впоследствии, этого ущерба не возместят. Так что же это – хороший родитель? Хороший родитель: -любит своего ребенка, чувствует его потребности, понимает его желания, разделяет с ним его переживания и эмоции; -осознает свои жизненные приоритеты и твердо знает, что никакие профессиональные, карьерные и иные амбиции не могут заслонить от него важность родительской роли; -осознает цели воспитания: знает, какие качества он хочет сформировать и развить в своем ребенке; какие навыки привить, какое мировоззрение в него заложить, к каким духовно-нравственным ценностям устремить; -умеет формировать и формулировать требования к ребенку, соответствующие его возрастным и личностным возможностям и потребностям; умеет предъявить их в форме предложения к операции ,сотрудничеству; -умеет похвалить своего ребенка; -помнит, что наказание не главный метод воспитания, что поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание; -умеет принимать адекватные решения в каждой конкретной ситуации, требующей его родительского вмешательства; -умеет выбирать методы и приемы воспитания, оптимально соответствующие возникшей проблемной ситуации, и грамотно их использовать; -хороший родитель начинает процесс воспитания с себя, поскольку воспитание- это процесс двусторонний, затрагивающий одновременно и воспитателя, и воспитуемого. Хороший родитель прилагает сознательный усилия к тому, чтобы изменить самого себя, поскольку он уважает «одно из священных прав человека, рождающегося в мире,- право на правильное и доброе воспитание» (К.Д.УШИНСКИЙ). Хороший родитель знает и всегда помнит, что если: -ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; -ребенка высмеивают, он становится замкнутым; -ребенка поддерживают, он учится ценить себя; -ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; -ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; -ребенок растет в честности, он учится быть справедливым, -ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; -ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; -ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. А ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком. |
Ноябрь Декабрь |
Роль родителей в дух.нравст. становлении детей | Создание условий для понимания родителями важности духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. | Познакомить родителей с играми которые помогут избавиться от агрессии.
Показать родителям примеры правильного и неправильного общения друг с другом. Познакомить родителей с правилами общения со своими детьми. Познакомить родителя с тем, как обучать детей формам вежливого общения. |
Папка передвижка « Избавляемся от агрессии через игру»
Буклет на тему «Общение родителей в семье» Папка передвижка «Как правильно общаться с ребенком» В возрасте 4-5 лет у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Творческие способности. Страхи как следствие развитого воображения. Отношения со сверстниками. Активная любознательность. Вам, как родителям важно: помнить -В вашей семье для ребенка не должно быть много запретов . -Предлагайте вместо запретов ребенку альтернативу. -Если вы часто что-то запрещаете ребенку ,будьте готовы к его недовольству. -Если вы недовольны каким либо поступком ребенка скажите ему о своих чувствах, которые вы испытываете от его поступка. -Если вы установили ребенку какие-либо правила, то и сами не должны их нарушать. -Не надо постоянно и за все критиковать ребенка иначе в нем разовьется постоянное чувство вины. -Слушайте ребенка, переживайте вместе с ним его радости и горе, его страхи. -Позволяйте больше общаться ребенку с другими детьми. -Интересуйтесь мнением ребенка, отвечайте на его вопросы с удовольствием. -Обсуждайте с ребенком все важные для него события. Индивидуальная беседа с родителем «Вежливый ребенок». Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости? Первые вежливые слова которые запоминает ребенок это «спасибо», «пожалуйста», »здравствуйте», »до свидания» »извините». В своей семье вы должны своим примером показать ребенку как вы используете эти слова. Так как у детей главный вид деятельности это игра это самая подходящая обстановка для обучения ребенка необходимым навыкам. Незаметно для ребенка создайте ситуацию которая поможет ему лучше чем слова. Например : возьмите игрушку и как бы от нее поздоровайтесь с ребенком, так он быстрее запомнит слова приветствия, или от лица игрушки попросите у ребенка что-то с использованием слова «пожалуйста», а когда ребенок вам это даст не забудьте сказать « спасибо». Можете вместе посмотреть мультфильмы и если где-то герои неправильно себя ведет обратить на это внимание ребенка. Предлагаю вам небольшую подборку мультфильмов для совместного просмотра: Сказки Сутеева « Мешок яблок», «Крошка Енот», «Просто так», «Крепыш» и др. Также подойдут книги про вежливость, когда вы прочитаете обсудите содержание с ребенком. А самое главное показывайте пример ребенку своим поведением. |
Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о правах ребенка» Закон об образовании.
– Побуждать у родителей желание, стремление осознать необходимость изучения правоохранительных документов. – Уметь ориентироваться в ситуациях, предотвращать и не допускать действий, ущемляющих права ребенка как со стороны ДОУ, так и самих родителей. – Воспитывать гуманность, сочувствие к чужим детям, готовность прийти на защиту их прав. – Воспитывать тесное общение, сотрудничество между родителями и детьми. решение проблем, работа по запросу, в индивидуальном формате. Формирование нравственных качеств у дошкольников сплочение родительского коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. |
Родительская гостиная «Такие взрослые дети»
Лекция-консультация по проблемам (запросам) воспитания Лекция-консультация по вопросам нравственного развития детей Тренинг для родителей«Технологии педагогического взаимодействия» |
Январь Февраль |
Особенности взаимодействия в семье, как условие дух. нравс. становления ребенка | Показать родителям особенности духовно- нравственного воспитания в семье. | установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений
ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста. Показать родителям методы и приемы разрешения детских конфликтов. Показать родителям примеры правильного и неправильного общения друг с другом. |
Памятка
«Создание благоприятной семейной обстановки». Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности .Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Семья для ребёнка – это самое важное. Именно в семье ребенок чувствует любовь, заботу и внимание близких, поддержку и понимание. Предлагаем вашему вниманию памятку как создать в своей семье благоприятные отношения:
-Если в вашей семье случаются какие-либо трудности преодолевайте их вместе. – Показывайте своим детям собственный положительный пример. – Всегда старайтесь учитывать мнение своих детей, ведь они также как и вы члены семьи даже если еще маленькие. Ребенку будет приятно если вы спросите у него его мнение. -Радуйтесь всем успехам ребенка и каждого из членов семьи. – Старайтесь как можно больше времени проводить вместе с ребенком: гуляйте, ходите в кино и театры, по магазинам. – Когда вы приходите за ребенком в детский сад покажите ему как вы по нему скучали. Обнимите его, поцелуйте, погладьте – С интересом слушайте рассказы ребенка о том как прошел его день. – Не кричите на ребенка если у него что-то не получается, а лучше помогите ему. – А самое главное любите и принимайте своего ребенка таким какой он есть.
Вечер вопросов и ответов «Дети четырехлетнего возраста». Папка передвижка на тему «Конфликты между детьми» Буклет на тему «Общение родителей в семье» |
Формировать у родителей анализировать качества и свойства характера своих детей, видеть положительные черты в любых проявлениях поведения ребёнка.
Развивать умения выполнять согласованно движения, снимать психоэмоциональное напряжения. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Формирование позитивного психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения Дать родителям представления о семейных традициях. правовое просвещение родителей |
Семинар – тренинг «Наши дети – какие они?..»
Мини-лекция «Правила личности ориентированного взаимодействия с детьми». Беседа «В каждом доме – свои традиции» Памятка «Любите своего ребенка?» 1.Принимайте ребенка таким. какой он есть, и любите его. 2.Обнимайте ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день. 3.Выражайте недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. 4.Верьте в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживайте его, чаще хвалите. 5.Ваши требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 6.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому. 7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо. 8. Если сомневаетесь – наказывать или не наказывать, – не наказывайте. 9. За один проступок может быть только одно наказание. Наказан – прощен. 10. Если ребенок своими поведение вызывает у вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом. 11. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. 12. Формируйте у ребенка положительное отношение к себе – это основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. 13. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. |
Март Апрель |
Как с пользой провести выходные в семье | Способствовать укреплению детско-родительских отношений | формирование позитивного отношения к труду
мотивация к улучшению детско-родительских отношений. повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр. Объединить родителей и детей общим делом, чтобы доставить радость от общения. |
Памятка
«Выполнение трудовых поручений дома» Беседа «Как семья провела выходные?» Папка передвижка«Как играть дома с детьми» Подборка литературы для домашнего чтения с ребенком (А. Барто, В. Осеева, Т.А. Шорыгина, К.Д. Ушинский) |
повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр.
педагогическое просвещение родителей о том, как с пользой провести время с детьми пропаганда семейных ценностей психолого-педагогическое просвещение родителей |
«Круглый стол»
«Родительская копилка» «Как играть дома в сюжетно-ролевую игру «Семья»» Индивидуальная консультация «Игры в квартире, на дворе, на даче». Консультация «Как с пользой провести выходные?» Вечер вопросов и ответов «Страна понимания» |
Май | Возрастная специфика дух. нрав. становления детей | Показать родителям необходимость развития духовно-нравственности именно в данном возрасте | Поделиться личным опытом по воспитанию собственных детей друг с другом.
Обогащать опыт родителей по общению с детьми |
Круглый стол «Передаем свой опыт по воспитанию детей»
Буклет на тему «Наши почемучки или как отвечать ребенку на вопросы» |
обмен родительским опытом
пропаганда семейных ценностей |
Практикум
«С кем дружит мой ребенок» Наиболее распространенной причиной нежелания ребенка идти в детский сад является проблема непризнания его сверстниками в группе. Если ребенок, возвращаясь из детского сада, сетует на неудачи в отношениях с детьми, следует проявить интерес к его переживаниям. Вспомните имена детсадовских друзей. Вспомните какую-нибудь историю своих отношений с ними. В какой помощи со стороны своих родителей вы могли тогда нуждатьмя?. Задания и вопросы родителям Опишите характер поведения своего ребенка с близким другом. Как ведет себя ребенок со сверстниками на игровой площадке во дворе дома, в гостях: без особого труда сам завязывает отношения; опасается вступать в контакты; не проявляет инициативы; ждет помощи от взрослого, чтобы тот представил его сверстнику. К каким способам решения споров прибегает ваш ребенок: пытается пойти на компромисс; проявляет робость;склонен подавлять других детей; начинает драться.Демонстрируйте ребенку разные способы примирения после ссоры, например, с помощью рифмы, считалки, дразнилки, шутки: Жадина-говядина, соленый огурец, На полу валяется, никто его не ест. Плакса-вакса-гуталин, На носу горячий блин Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, то я буду кусаться. Попробуйте раскрыть ребенку смысл пословиц: «Дурной пример заразителен», «С кем поведешься, от того и наберешься». Круглый стол «Ничего не убеждает лучше примера» |
Аффективный компонент
Месяц | Тема
мероприятия |
Цель | Педагогическая составляющая программы сопровождения родителей | Психологическая составляющая программы сопровождения родителей | ||
Задачи | Содержание | Задачи | Содержание | |||
Сентябрь Октябрь |
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании духовно-нравственности у дошкольников | Привлечение родителей к жизни детского сада | Поделиться своими впечатлениями о проведенном лете
Показать необходимость работы по развитию м елкой моторики; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях. Дать представления родителям о полезных свойствах лепки. Продолжать привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ |
Фото выставка «Как мы провели лето»
Мастер-класс « Пальчиковые игры» Мастер-класс «Лепим вместе с детьми » Здравствуйте, дорогие родители! Спасибо, что пришли на наш мастер-класс. Лепка – это самый наглядный вид творчества. Ребёнок может видеть то, что сделал, потрогать, взять в руки и если ему что то не нравится он может это изменить . Педагог задает вопросы родителям: -Лепите ли вы дома вместе с детьми? (ответы родителей) -Вы лепите только из пластилина или еще из каких то материалов? (ответы родителей) -Пробовали ли вы лепить из соленого теста? Есть ряд Преимуществ соленого теста перед пластилином. – Его можно приготовить в любой момент. -Легко отмыть. -Не пачкает руки . Вот сегодня с вами и вашими детьми попробуем лепить из соленого теста. Воспитатель: Я предлагаю вам самостоятельно и вместе с детьми придумать что вы будете лепить, а потом каждый представит нам свою работу. Воспитатель: Перед вами на столах соленое тесто и необходимый инструмент для работы с тестом. Для украшений можно использовать разнообразные материалы, которые находятся у вас на столе. Во время изготовления своих поделок важно не мешать . Дети совместно с родителями сами решают поставленную перед ними задачу. Примерно через минут 10-15 минут после начала работы педагог подходит к каждой семье и задает несколько вопросов. Тем самым мы даем каждому участнику высказаться о своей работе. Вопросы: « Что вы лепите? Нравиться ли вам сам процесс лепки? Помогает ли вам ребенок и чем? И т.д. В конце работы все участники ставят свои изделия на стол чтобы каждый мог посмотреть что получилось.. Воспитатель: И на последок я хочу предложить вам записать рецепт соленого теста чтобы дома вместе с детьми вы могли слепить что то еще. Универсальный рецепт -Мука – 1 чашка -Соль – 0,5 чашки -Вода – 0,4 чашки -Растительное масло – 1 ч. Л. И еще несколько советов: -Муку лучше брать белую пшеничную высшего сорта. -Соль – самую мелкую – «экстра». Йодированную соль не брать. -Воду – лучше брать ледяную. Также для эластичности добавляем растительное масло. -Замесить все в глубокой посуде. Сначала перемесить соль и муку, потом добавить воды. -Если тесто крошится, добавьте воды; -Если сильно мягкое досыпьте соль и муку. -Готовое тесто обернуть пленкой, чтобы не засохло, и на несколько часов убрать в холодильник. -Лепить лучше на следующий день после приготовления, перед применением тщательно его вымесить. – Может храниться тесто в холодильнике в течение недели. -Сушить изделия следует на воздухе, или на батарее. -Раскрашивать тесто после высыхания можно гуашью или акрилом, можно покрасить тесто при замесе.
Выставка детско-родительских рисунков на тему «Наш урожай» |
создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей и родителей;
Познакомить родителей с причинами возникновения агрессии и как с этим справиться. Продолжить знакомство родителей с причинами возникновения агрессии и как с этим справиться. создать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми, добрую атмосферу на занятии; систематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками; развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;существлять диагностический компонент внутрисемейных отношений, способствовать эмоциональной близости детей и родителей. |
Мастер-класс по развитию эмоциональной сферы
«Чудеса на песке» (родители и дети) Игра «Узнай настроение по голосу» (дети с помощью мимики или произнесения отдельных звуков разной интонации выражают свое настроение.) ПсихологПоложите руки на песок. Что вы чувствуете? Приятно рукам или нет? (кладут руки на песок и рассказывают о своих ощущениях.) Тактильное упражнение «Письмена на песке» (Пальцами дописывают буквы на песке, называю их. Читают слово «дружба».)ПсихологКак вы думаете, что такое дружба, кого можно назвать другом? Как стать другом? (Ответы и рассуждения.) Психолог: Ребята, вы знаете, что такое дюны? (ответы) Психолог: Это скопление песка с меняющейся формой. Когда ветер дует сильный, дюна преображается, Предлагаю вам превратиться в дюны, а я стану ветром. Подвижная игра «Ветер и дюны» (под музыку психолог с лентой в руке прикасается к детям. Тот, к кому он прикоснулся меняет положение тела,) Психолог. У меня очень хорошее настроение и радостное. И я предлагаю вам построить большой дом дружбы. (строят большой дом на песке и украшают его.) Психолог. Вот и закончилась наша игра. Остается только попрощаться. (Дети делают пирамиду из кулачков, все вместе произносят: «Всем, всем, до свидания!») Родительское собрание на тему «Что такое детская агрессия? Как остановить карающего родителя в себе?» Рекомендации для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с детьми Мастер-класс по ознакомлению с семейными ценностями «Необыкновенное путешествие» |
Ноябрь Декабрь |
Роль родителей в дух.нрав становлении детей | Создание условий для понимания родителями важности духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. | вызвать у пап и детей желание сделать маме приятное.
побуждают родителей к совместной деятельности с детьми; укрепить связь дошкольного учреждения с семьёй; Познакомить родителей со способами нетрадиционного рисования; развивать позитивное общение, между родителями и детьми;умение расслабиться |
Выпуск стенгазеты к дню матери «Мама-это значит жизнь» (папы и дети)
Выставка «Наша семейная новогодняя игрушка» Индивидуальная консультация «Нетрадиционные техники рисования» |
||
раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;акцентировать внимание на взаимосвязи родительских установок, оценок с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
совместно с родителями обсудить особенности эмоциональной сферы человека; способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком Привитие навыков контроля поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей. |
Практическое занятие с элементами тренинга
«Роль семьи в сохранении психологического благополучия детей» Мастер-класс «Эмоции наших детей» Тренинг « Наши взрослые эмоции» Детско-родительский тренинг «Эмоции» |
|||||
Январь
Февраль |
Особенности взаимодействия в семье, как условие дух. нравс. становления ребенка | Показать родителям особенности духовно- нравственного воспитания в семье. | Формирование чувства близости между родителями и детьми;
формировать у детей и мам желание сделать приятное близкому человеку. |
Упражнения-игры для снятия эмоционального напряжения («Улыбка»;»Комплименты»)
Изготовление открыток папе (совместно с мамами и детьми) |
Познакомить с работами психолога Франсуазе Дольто;
Обучить родителей ставить себя на место детей создать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми, добрую атмосферу на занятии; |
Просмотр учебного фильма об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста
(Фильмы о Франсуазе Дольто и развитии детей) Тренинг по развитию эмпатии и рефлексии Упражнение “Рефлексия” |
Март
Апрель |
Как с пользой провести выходные в семье | Способствовать укреплению детско-родительских отношений | Познакомить родителей с играми для развития речи детей; способствовать положительному контакту родителей с детьми
Привлечение родителей к совместной работе с ДОУ; развивать интерес к совместному с детьми времяпрепровождению. |
Консультация для родителей «Речевые игры с ребенком дома»
Фотоотчет «Выходные в нашей семье» |
познакомить родителей с разумной организацией свободного времени детей; побудить родителей к совместному с детьми времяпровождению
Формирование интереса к познанию собственного ребенка, содействие активному взаимодействию с ним. |
Раздаточный материал для родителей на тему «Игры с гиперактивными детьми»
Индивидуальная консультация для родителей «Узнаем ближе своих детей» |
Май | Возрастная специфика дух. нрав. становления детей | Показать родителям необходимость развития духовно-нравственности именно в данном возрасте | Продолжить привлекать родителей делиться личным опытом по воспитанию собственных детей друг с другом | Круглый стол «Передаем свой опыт по воспитанию детей» | пропаганда семейных ценностей | Круглый стол
«Нет ничего лучше вашего примера» |
Поведенческий компонент
Месяц | Тема
мероприятия |
Цель | Педагогическая составляющая программы сопровождения родителей | Психологическая составляющая программы сопровождения родителей | ||
Задачи | Содержание | Задачи | Содержание | |||
Сентябрь | Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании духовно-нравственности у дошкольников | Привлечение родителей к жизни детского сада | способствовать формированию устойчивых позитивных отношений между детьми и их родителями.
продолжать воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к маме. продолжать воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к маме. |
Спортивный праздник
«Мама, папа и я спортивная семья» Развлечение «Мамочка родная» |
создать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми, добрую атмосферу на занятии; систематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками; развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению;существлять диагностический компонент внутрисемейных отношений, способствовать эмоциональной близости детей и родителей. Установление теплых и доверительных отношений с родителями. На семинаре были предложены различные варианты игр, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми. |
Упражнение «Презентация моего ребенка»
Мастер-класс по ознакомлению с семейными ценностями «Необыкновенное путешествие» Семинар – тренинг «Подарим детям дом, где много света» (работа с родителями) |
Октябрь | ||||||
Ноябрь
Декабрь |
Роль родителей в дух.нрав становлении детей | Создание условий для понимания родителями важности духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. | Поделиться личным опытом по воспитанию собственных детей друг с другом.
Формировать у родителей желание привить детям любовь к животным |
Круглый стол «Передаем свой опыт по воспитанию детей»
Выпуск стенгазеты «Как мы заботимся о своих домашних питомцах» |
установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми,улучшение детско-родительских отношений
просвещение родителей в вопросах психологии ребенка и семейных отношений. |
Совместный досуг
«Папа, мама, я – дружная семья» Семинар-практикум «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье» |
Январь
Февраль |
Особенности взаимодействия в семье, как условие дух. нравс. становления ребенка | Показать родителям особенности духовно- нравственного воспитания в семье. | Повысить у отцов заинтересованность в воспитании ребенка.
Помочь родителям понять своих детей, доказать родителям, что наказание не метод воспитания детей. способствовать сближению детей и их родителей; способствовать укреплению семейных связей, воспитывать желание порадовать родителей своими достижениями, |
Консультация на тему «Роль папы в воспитании ребенка»
Родительское собрание на тему « Наказание , как метод воспитания детей?» Спортивный праздник «Наши папы наши защитники». |
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
решение проблем, работа по запросу, в индивидуальном формате. |
Развивающая игра по станциям «7-Я», совместно с детьми и родителями
Лекция-консультация по проблемам (запросам) воспитания |
Март
Апрель |
Как с пользой провести выходные в семье | Способствовать укреплению детско-родительских отношений | Поделиться своими семейными традициями.
Показать родителям примеры правильного и неправильного общения друг с другом. Развивать у родителей желание уделять особое внимание тому что смотрят дети. |
Фото выставка «Наши семейные традиции»
Буклет на тему «Общение родителей в семье» Консультация на тему «Что смотрят наши дети?» |
просвещение родителей о том, как с пользой провести время с детьми
мотивация к улучшению детско-родительских отношений |
Индивидуальная консультация
«Игры дома» Беседа с родителями «Как с пользой провести выходные?» |
Май | Возрастная специфика дух. нрав. становления детей | Показать родителям необходимость развития духовно-нравственности именно в данном возрасте | установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений | Индивидуальная консультация
«Создание благоприятной семейной обстановки» |
Закрепить знания у родителей о возрастных и психологических особенностяхдетей данного возраста. | Вечер вопросов и ответов
«Возрастные особенности детей 4-5 лет». |