автор: Бурлягина Ксения Александровна

Педагог-психолог МБСУВОУ “Школа № 202”

Занятие с элементами тренинга

Разработка урока по обществознанию в 11 классе

(базовый уровень)

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Цель урока:

  1. Образовательная: сформировать понятие «социальное взаимодействие», «социальная общность», показать их место в организации общественных отношений, выявить ведущие признаки понятия «социальная группа», определить его сходные и отличительные черты с другими родственными понятиями, конкретизировать их соответсвующими примерами.
  2. Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.
  3. Воспитывающая: способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.

Этапы урока:

№№ Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Актуализация знаний Фронтаьный опрос:

  • что такое общество?
  • Какие сферы общества вам известны?
  • Охарактреизуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы
  • Какие социальные связи вам известны.
Ответы на поставленные вопросы

обществом можно считать:

• обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;

• совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

• продукт совместной жизнедеятельности людей;

• человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;

• форму и способ совместной жизнедеятельности людей

Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую. Социальную и духовную.

Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.

Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут носить причинно-следственный или функциональный характер, служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.

2. Объяснение нового материала Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия.

Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока:

Определение наиболее общего термина темы

Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему

Выявление характерных признаков отдельных элементов

Приведение конкретных примеров

Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания

Составление карты урока (см. приложение)

Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока

3 Закрепление материала Решение заданий в формате ЕГЭ; при работе с заданиями можно пользоваться составленной учащимися картой урока Примеры заданий части А, В и С приведены ниже
4. Этап самоконтроля и разбора заданий Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях
5 Домашнее задание Написание мини-рассуждения на тему «Какая социальная группа оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека?»

 

Проект №2. Конструирование мониторинга успешности учения обучающихся

 

К уроку обществознания 11 класс

Тема: «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

(базовый уровень)

 

Содержательные элементы урока, подлежащие проверке

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2016 года проверке подлежат следующие понятия:

3.2. Социальные группы

3.3 Молодежь как социальная группа

3.4 Этнические общности

 

Виды заданий:

Часть А

  1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы
1) этнические
2) демографические
3) профессиональные
4) конфессиональные

 

  1. Какие из групп образованы по конфессиональному признаку?
1) баптисты, адвентисты
2) философы, социологи
3) демократы, лейбористы
4) нганасаны, эвенки

 

  1. Социологи опросили группу женщин в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим образованием, средним доходом, проживающих в крупных городах об их предпочтениях в организации летнего отдыха. Данная группа опрошенных выступила для исследователей в качестве
1) этносоциальной
2) конфессиональной
3) малой
4) референтной

 

  1. К историческим разновидностям этнических общностей относят
1) государства
2) племена
3) общины
4) классы

 

  1. Один из признаков этнической группы –
1) наличие конституции
2) общность исторического пути
3) единое гражданство
4) общность идеологии

 

  1. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.

Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

7.Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», составленную на основании проведенного социологической службой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.

 

готовность к поиску новой работы стремление к получению второго образования стремление к сохранению достигнутого статуса

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

 

1) люди среднего возрастной группы (из опрошенных) в наибольшей степени заинтересованы в получении второго образования
2) молодежь от 20 до 30 лет относится к категории людей, в большей степени заинтересованной в стабильности
3) стремление к инновациям, прежде всего, характерно для людей зрелого возраста (40-50 – ти летних)
4) молодые люди от 20 до 30 лет, по сравнению с другими социальными группами, готовы к поиску нового места работы

 

8.Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

1) отрицательное отношение к новациям
2) наличие большого жизненного опыта
3) стремление к изменению своего статуса
4) отсутствие социального оптимизма

 

9.Людей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе, называют

1) люмпенами
2) пролетариями
3) маргиналами
4) аборигенами

 

Часть В

 

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

 

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. (2) Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков индивидов. (3) К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие, наличие общей цели и деятельности, устойчивость состава. (4) Главное же в малой группе, по всей видимости, это сила, с которой группа действует на своего члена.

 

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите получившуюся последовательность букв.

 

Часть С

1.Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.

 

Ответы:

Часть А

1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 4 2 2 3 1 3 3

Часть В

  1. Народность
  2. АААБ

Часть С

В ответе должны присутствовать элементы:

Приведены три особенности молодежи и иллюстрирующие их примеры:

1) способность к усвоению нового ( например, молодой человек лучше ориентируется в компьютерных технологиях, чем старшее поколение);

2) более высокий уровень социальной мобильности (например, молодому человеку проще сменить работу, получить новую профессию, квалификацию);

3) мессианский комплекс (например, молодой человек стремиться к преобразованию мира по своим предпочтениям).

Могут быть приведены другие особенности и другие примеры.

Приведены три особенности  и иллюстрирующие их примеры. 3
Приведены две особенности  и иллюстрирующие их примеры 2
Приведен одна особенность и иллюстрирующий их пример 1
Приведен одна особенность без примера ИЛИ один пример

Ответ неправильный.

0

 

(Кишенкова О.В. Тематические тесты по курсу «Обществознание».10-11 классы.Подготовка к ЕГЭ. М., 2011)

 

Текст для анализа:

Социальные группы, их классификация

Вся история жизни людей — это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.

Наиболее общим понятием является социальная общность  совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.

В современной социологии выделяется несколько типов общностей.

Прежде всего, номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

Массовые общности — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой — все остальные.

По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.

Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.

Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора».

Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.

Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.

Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:

  • устойчивость состава;
  • продолжительность существования;
  • определенность состава и границ;
  • общая система ценностей и норм;
  • осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;
  • добровольный характер объединения (для малых групп);
  • объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).

В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).

Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:

Виды социальных групп

Основания
классификации групп
Тип группы Примеры
По количеству участников малые

средние

большие

семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

этносы, конфессии, программисты

По характеру отношений и связей формальные

неформальные

политическая партия, трудовой коллектив

посетители кафе

По месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы
В зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины, дети, старики, молодежь
По этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы
По уровню дохода социально-экономические богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)
По характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

 

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство — принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отношениям.

Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников — поиск добычи; коллекционеров — стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии — переживания по поводу прочитанного; меломанов — впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих — в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.

Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп — люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы — банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины — тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной политики.

(Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010. – с. 213-215)

Проект №3. Конструирование системы учебных занятий, ориентированных на достижение прогнозируемых результатов (тема по выбору обучающегося).

Требование к проекту:

проект должен содержать результаты проектов 1-2 и систему заданий, позволяющих обучающимся достичь запланированных целей на каждом занятии.

Результаты проектов 1-2

урок по обществознанию в 11 классе

(базовый уровень)

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Какие навыки и умения закреплены в ходе урока

 

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2016 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

 

Из опыта проведения урока

При составлении карты урока наибольшие затруднения возникли при определении наиболее общего термина в предлагаемом к анализу тексте. Таким является понятие «социальная общность», но с учетом заявленной темы урока у ряда учащихся наблюдается тенденция посчитать за таковой термин «социальная группа». При рассмотрении классификаций социальных групп, не все могут отвлечься от перечня таблицы и обратить внимание на наличие пояснений в тексте после нее, выделить маргинальные группы. Однако практически всем (90% учащихся) удалось справиться с этой формой работы.

Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой было непонимание необходимости выписывать к особенностям молодежи, как социальной группы, конкретные примеры; то, что характерная черта не является примером и не может заменить его. Так же были проблемы с подбором характерных черт и примеров. Следует отметить, что задания части А были подобраны специально с учетом задания С и содержали явные ответы и подсказки, это позволит в дальнейшем рассмотреть тему, посвященную молодежи, с опорой на задания части С. Процент справившихся с этой работой – 75%.

При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения

 

Уровни усвоения Учебная цель (обобщенная) Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Методы обучения Формы проверки
Уровень знакомства представления (деятельность учащихся) по узнаванию Учащиеся получают представление о чем-либо Учащиеся опознают, различают, классифицируют (при внешней опоре) Объяснительно-иллюстративные: рассказ, лекция, демонстрация, иллюстрация, работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре Тест-опознание, тест-различение; тест-классификация; выполнение типовых заданий
Алгоритмический уровень (воспроизводящая деятельность учащихся) Учащиеся усваивают факты, понятия, законы, умеют применять их в типовых ситуациях Учащиеся описывают, определяют, находят, составляют, выделяют, объясняют, вычисляют, демонстрируют, формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры) Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений, проверочная беседа, практические, лабораторные работы, наблюдения Тест-подстановка, тест конструктивный, все виды практических (репродуктивных) работ
Творческий уровень (поисковая деятельность, «открытие» новых знаний, способов) Применяют знания, умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют, упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа Задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы, моделирова