автор: Буркина Ольга Евгеньевна
Воспитатель
МБДОУ “Детский сад № 17 “Ягодка”
ОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО И ОСОЗНАННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО И ОСОЗНАННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Буркина Ольга Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ д/с № 17 г. Кстово
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников как основы для здорового и осознанного образа жизни. Анализируются методы и подходы, способствующие развитию у детей младшего возраста привычек, связанных с соблюдением личной гигиены, поддержанием чистоты и порядком в окружающей среде.
Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, дошкольники, здоровый образ жизни, воспитание, осознанность, личная гигиена.
Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников является одним из ключевых аспектов воспитания, оказывающим значительное влияние на их будущее здоровье и развитие. Эти навыки включают в себя комплекс привычек и правил, направленных на поддержание чистоты тела, одежды, жилого пространства, а также на соблюдение норм поведения в общественных местах. Воспитание таких навыков в раннем возрасте закладывает основу для формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Одной из первоочередных задач в процессе формирования культурно-гигиенических навыков является привитие детям осознания необходимости регулярного и тщательного ухода за собой. Это включает в себя такие ежедневные процедуры, как мытье рук перед едой и после посещения туалета, чистка зубов, уход за волосами и ногтями. Важно, чтобы эти действия не воспринимались ребенком как обязаловка, а стали естественной частью его повседневной жизни.
Важную роль в формировании этих навыков играют воспитатели в детском саду. Именно они проводят с детьми систематическую работу по освоению правил гигиены, объясняя их значимость и необходимость. Обучение должно проходить в игровой форме, с использованием наглядных пособий и примеров, что делает процесс более увлекательным и понятным для ребенка. Например, можно проводить игровые занятия, на которых дети учатся правильно мыть руки с помощью веселых песен или рифмовок, или создавать тематические рисунки на тему личной гигиены.
Родители также должны активно участвовать в формировании культурно-гигиенических навыков у детей. С их стороны важно поддерживать и развивать те привычки, которые закладываются в детском саду. Совместные действия воспитателей и родителей, направленные на воспитание гигиенической культуры, создают условия для того, чтобы ребенок начал осознавать важность этих навыков и самостоятельно их применять в своей жизни.
Кроме того, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков важно прививать детям чувство ответственности за окружающую среду. Это включает в себя поддержание чистоты в своем окружении: уборка игрушек после игры, поддержание порядка на рабочем месте, бережное отношение к вещам и природным ресурсам. Воспитание такого отношения помогает детям с раннего возраста понимать взаимосвязь между личной гигиеной и заботой о чистоте в широком смысле.
Формирование культурно-гигиенических навыков неразрывно связано с общим воспитательным процессом, направленным на развитие у детей понимания здорового и осознанного образа жизни. Укрепление таких навыков способствует снижению риска заболеваний, улучшает общее самочувствие детей и формирует у них привычку к здоровому образу жизни, что становится основой их дальнейшего развития.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников является важной составляющей воспитательного процесса, которая оказывает долгосрочное влияние на их здоровье и качество жизни. Создание условий для формирования этих навыков требует скоординированных усилий со стороны воспитателей и родителей, что в конечном итоге способствует формированию у детей здоровых привычек и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Список литературы
- Авсюкевич, Н. И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности / Н. И. Авсюкевич, И. А. Башкатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 901-903.
- Батычек, О. Н. Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью / О. Н. Батычек, С. В. Громова, О. А. Павлюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 10-12.