Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Браева Лияна Замировна
Методист, учитель начальных классов
ГБОУ «РМГ» Минпросвещения КБР

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ГБОУ «РМГ» Минпросвещения КБР

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Автор:   Браева Лияна Замировна

Методист, учитель начальных классов.

АННОТАЦИЯ

Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательского труда, самостоятельности мышления и способности к самообразованию. В проекте рассматриваются возможности формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе использования современных инновационных технологий, даются методические рекомендации по организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся гимназии в ходе учебной и внеучебной деятельности. 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий»

Ф.И.О.

 автора

Браева Лияна Замировна
Название ОУ ГБОУ «МРГ» Минпросвещения КБР
Тип  проекта По цели:  практико-ориентированный

По времени реализации: долгосрочный

По направленности: социальный, многофункциональный

Цель проекта Показать практическое применение инновационных методов и технологий обучения в качестве средства формирования ключевых компетенций.
Методические задачи
  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития интеллектуальных способностей и компетенций в ходе образовательного процесса.
  3. Сформировать банк компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся.
  4. Разработать методы диагностики и показателей достижения результатов.
  5.  Составить методические рекомендации для учителей
Ведущая идея инновационного проекта Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию истории и обществознания   позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, и в конечном счёте   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  
Применяемые технологии
  • Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);
  • Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д. Дьюи.,  Г.П. Цедровицкий,  А.А. Дергач, О.С. Анисимов и др.;
  • Идеи развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В.  Занкова, В.В. Давыдова );
  • Технология «Дебаты» ( Институт «Открытое общество»);
  • Технология проектной и исследовательской деятельности
Целесообразность проекта
  1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  2. Повышение мотивации к изучению общественных наук, что важно для развития активной гражданской позиции обучающихся;
  3. Повышение эффективности усвоения материала;
  4. Развитие ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  5. Формирование ключевых компетенций обучающихся
Предметные области Общественные науки (история, обществознание, право)
Принципы проекта Открытость — возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов.

Целостность — соединение образовательного процесса с его компетентностным воплощением.

Сотрудничество — комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров из разных сфер общественной жизни

Целевые группы проекта Ученики 1- 4 классов, дети среднего и старшего школьного возраста;

родители;

учительский коллектив, дополнительное образование.

Сроки реализации Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2024-2025 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию 
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта- показатели эффективности -Систематизация информационных источников по теме проекта.

-Пакет компетентностно-ориентированных заданий для учеников.

-Сценарии уроков и банк мультимедийных презентаций.

-Методические рекомендации для учителя.

-Обучение школьников проектированию, продукты учебной деятельности обучающихся.

-Активизация познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования.

-Подготовка школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

-Повышение качества знаний учащихся.

-Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.

Ресурсное обеспечение Мультимедийный проектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); экран.  Кадровые:  педагоги гимназии.
Возможности развития. Устойчивость проекта Проект реализуется посредством взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, родителей, педагогов дополнительного образования. На основе данного проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                

Раздел I  Обоснование проекта

Постановка проблемы, на решение которой направлен проект.

Актуальность проектирования.

   Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. 

Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью  ученика применить полученные знания в жизни. 

С одной стороны, период реформирования российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам. Они должны быть подготовлены к рыночным отношениям: быть компетентными и способными самостоятельно действовать и решать проблемы.

С другой стороны, сложившееся традиционное обучение ограничивается учебными ситуациями, репродуктивными методами обучения, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему. 

В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетенций школьников с учётом специфики предметных областей.

Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося  позволяет компетентностно-ориентированное образование.

Гипотеза: Внедрение современных деятельностных и информационных образовательных технологий обеспечит решение проблем, связанных с формированием ключевых компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. 

    Цель   проекта:      Показать практическое применение инновационных методов и технологий обучения в качестве средства формирования ключевых компетенций.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Разработать содержательные, организационно-деятельностные основы модели формирования и развития интеллектуальных способностей и компетенций в ходе образовательного процесса.
  3. Сформировать банк компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся.
  4. Разработать методы диагностики и показателей достижения результатов. Составить методические рекомендации для учителей

В основу проекта положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

  • необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей; 
  • интерпретация содержания образования по критериям результативности;
  • интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.    

  Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы гимназии и ставит своей целью  разработку   модели      формирования   и   развития   у   учащихся   гимназии интеллектуальных  способностей    и    компетенций,    навыков исследовательского труда, умений ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать все расширяющееся информационное пространство.

Объект проектирования:     деятельность участников образовательного процесса.

Предмет проектирования: формируемые компетенции

 

1.2.Новизна проекта.

 Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский,  поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. 

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к  проблеме, обозначенной в работе, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета педагогических «находок».  

1.3. Предполагаемые образовательные результаты:

  • формирование ключевых компетенций школьников;
  •  совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
  • повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
  • высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.

1.4. Оценка риска

Возможные риски проекта Минимизация рисков
  1. Высокая степень загруженности учащихся
  2. Необходимость большого количества учебного времени на еденицу учебной информации
  3. Не всегда удается обеспечить реальную включенность всех участников в урок или проект
1.При подготовке к уроку необходимо учитывать не только новые методики обучения, но и форму организации урока.

2. Обучение должно быть личностно ориентированным

1.6.Этапы реализации проекта:    

Содержание деятельности Характеристика мероприятий
Первый этап 

Подготовительный 

  • Изучение теоретических основ проблемы;
  • разработка модели;
  • создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий
  1. Изучение потребностей учащихся в аспекте формирования и развития интеллектуальных способностей, уровень умений ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать все расширяющееся информационное пространство.
  2. Диагностика и анализ (выявление проблем, противоречий, достоинств и недостатков сложившихся форм, методов и технологий организации обучения и развития и учащихся интеллектуальных, исследовательских способностей).
  3. Разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровня сформированности и развитости интеллектуальных способностей.
  4. Стартовая диагностика сформированности и развитости интеллектуальных способностей   учащихся.
  5. Разработка критериев и показателей оценки состояния качества результатов и условий осуществления образовательного процесса в рамках проекта
Второй этап

Поисково-экспериментальный 

  • Апробирование модели;
  • мониторинг процесса и промежуточных результатов;
  • корректировка дальнейшей работы.
  1. Разработка перечня основных черт интеллектуальной, творческой деятельности.
  2. Экспериментальная деятельность по проверке:
  • технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса формировании компетенций учащихся;
  • эффективности системы мониторинга состояния качества результатов и условий осуществления образовательного процесса в рамках проекта.

3) Анкетирование участников образовательного процесса с целью выявления их удовлетворённости содержанием и организацией образовательного процесса.

4) Диагностика (промежуточная ) сформированности и развитости интеллектуальных способностей учащихся.

Этап этап. Заключительный 
  • Оценка эффективности модели;
  • анализ результатов, обобщение и распространение опыта.
  1. Корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в аспекте формировании компетенций учащихся.
  2. Корректировка пакета диагностических материалов, используемых для оценки уровня сформированности и развитости компетенций учащихся.

3.Анкетирование участников образовательного процесса с целью выявления их удовлетворённости содержанием и организацией образовательного процесса.

4. Диагностика (промежуточная ) сформированности и развитости компетентностей

Четвёртый этап 
Анализ результатов реализации проекта.   Завершение работы по проекту. Перевод его в стадию цикличного функционирования.

1.5. Перспективы работы. Очевидно, что работа над развитием ключевых компетенций должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только  в процессе обучения начальной школы, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне сформированности ключевых компетенций школьников разных возрастных групп.

 

Раздел II.

 2.1.Содержание педагогического проекта

Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которых является не только расширение объема, структуирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование наличного опыта каждого учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора и использования наиболее значимых для него способов проработки учебного материала. 

Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой (уроки — зачеты, составление вопросов друг для друга и др.). 

          Система внеурочной работы, включающая в себя интеллектуальную игру «Турнир знатоков математики»; участие в работе научного общества «Искатель» гимназии. Этот вид деятельности обеспечивает ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Чтобы сформировать компетентного выпускника начальной школы во всех потенциально значимых сферах, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. 

Компетенции по-разному именуются в педагогической литературе, общеучебные, надпредметные, интеллектуальные, мыслительные, умственные, познавательные. 

Прежде чем перечислить способности, умения и навыки, которые мы будем развивать и формировать у учащихся, коротко остановимся на понятийном ряде проблемы.

2.2. Понятийный аппарат:

Познавательные процессы – это процессы, с помощью которых осуществляется познание окружающего мира. В основе этих процессов лежит процесс обработки информации -процесс мышления.

Интеллект – совокупность врождённых или приобретённых при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. Интеллект более широкое, нежели мышление понятие. Именно интеллект позволяет человеку адаптироваться в окружающей среде. Вопрос о структуре интеллекта не однозначен. В нём выделяют счётную способность, вербальную гибкость, пространственную ориентацию, способность к рассуждению, быстроту восприятия, память, пространственную ориентацию. Наивысшего развития интеллект достигает к 20 годам.

Потенциальный интеллект – совокупность врождённых способностей, это основа для развития  интеллектуальных способностей личности. Приобретённый интеллект формируется в результате взаимодействия потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценивая умственные действия (операции), которые совершает индивид, мы можем оценить суммарный интеллект ребёнка.

Когнитивное (познавательное, интеллектуальное) развитие – процесс формирования и развития когнитивной ( интеллектуально-познавательной) сферы  человека, в частности его восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь

Эти умения (навыки) и получили название общеучебных, надпредметных, метапредметных и т.п. и составляют ещё одно необходимое условие для развития интеллекта.

2.3.Теоретические основы компетентностного подхода.

      Основы  идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. 

     Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. 

Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе.  Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

         Хуторской А. В., даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода:

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.[1] 

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

     Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебных предметов «История» и «Обществознание».

  • Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 
  • Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
  • Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 
  • Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и  информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная 

    почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации.

  • Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.  

___________________

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сб.научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. 

 

  • Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 
  • Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 

  Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного обучения, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода, требующего от учителя внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий. 

Такой подход позволяет учителю точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.

 

2.4.Методологические основы проекта

       Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова,  и др.).

         В своем опыте я также реализую: 

1)Идею  использования творческих заданий  ( С. Выготский) 

2) Идею личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

3) Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

4) Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова )

5) Технология «Дебаты».( Институт «Открытое общество».)

6) Технология проектной и ислледовательской деятельности.

 

 Раздел III.  Реализация педагогического проекта

3.1  Технология   опыта.

Перед тем, как приступить к решению поставленных перед собой задач, я провела тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся. Для этого я использовала тестовые задания и анкеты, предусмотренные в работе   «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся»[1].

Данные показали, что необходимо срочно создать условия для  

системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и     внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс.

Далее, я   изучила и проанализировала  состояние проблемы  в педагогической теории и практике.

За основу своей системы работы по формированию ключевых компетенций я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у учащихся деятельностных способностей.

Разработанная последовательность деятельностных шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.

________________ 

1.«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального пыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. – 32 с.   

 

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

Этапы  Содержание деятельности
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);

 2)выделяется содержательная область (могу)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 

2)тренировку соответствующих мыслительных операций.

3) В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи
б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

7.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

    Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

    

3.2. Методы и средства реализации педагогического проекта

 Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. 

 Внедрение новых технологий обучения (методы проектов, обучение в сотрудничестве).

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются:

  • методы обучения в сотрудничестве;
  • метод проектов.

Указанные технологии в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к образованию учащихся.

Новые педагогические технологии предусматривают широкое использование информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Мы выбрали в данном случае из всего многообразия современных инновационных направлений метод проектов, методы обучения в сотрудничестве.

Во- первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом и государственными программами для базового уровня. 

Во-вторых, потому, что это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивающие успешное усвоение учебного материала всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.

Общая идея обучения в сотрудничестве.

Ученики разные – одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-5 человек) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в решении ЭТОГО задания, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы.

  Таким образом совместными усилиями ликвидируются пробелы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. 

Варианты обучения в сотрудничестве

1) Обучение в команде

               Этот метод уделяет особое внимание «групповым  целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:

а) «награду» – команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение;

б) «индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

в) равные возможности для достижения успеха означают,
что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает, улучшая свои результаты. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. 

2)  «Пила»

Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан проф. Эллиотом Аронсоном в 1978 г.

В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).

Например, тема «Биография выдающегося деятеля» может быть разбита на несколько тем; ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю.

Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется встречей экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

3) «Учимся вместе»

МЕТОД разработан в университете штата Миннесота в 1987 . (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон).

Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение ВСЕГО материала.

Основные принципы: награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – срабатывают и здесь.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

          Возможности  активного включения учащихся в  различные виды деятельности, освоение  новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде,  развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет  метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся

1) самостоятельно и с охотой приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  1. развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем,
    сбор информации из литературы, документов и т. д.), наблюдение, эксперимент, анализ,построение гипотез, обобщение;
  2. развивают аналитическое мышление.

Методы работы, используемые в ПО разнообразны. Учащийся сам выбирает их: это может быть постановочный, наблюдение, анализ результатов и др. Учитель инструктирует учащихся о возможных вариантах фиксирования результатов наблюдений – в форме текстовых описаний,таблиц, рисунков.

В старших классах используется такая форма работы, как исследовательский проект.

Исследовательский проект понимается нами как способ исследования, изучения выявленной, интересующей субъект проблемы. Проблема может быть стара как мир, но способы и пути ее разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Ученическое исследование должно быть значимо для самого исследователя: он не только открывает для себя принципиальную решаемость задач, обозначенных в контексте проблемы, но и убеждается в познаваемости мира и своих собственных возможностях.

Кроме чисто исследовательских проектов, существуют проекты информационные. Это, как правило, реферативная работа, целью которой является получение и анализ информации по интересующей ученика проблеме. Работая, в основном, с текстовыми источниками, школьник получает навыки использования методов отбора интересующей информации, обучается технике ведения записей, в ряде случаев – работе с текстовыми и графическими редакторами компьютерных систем, сканированию изображений, работе в Интернете. Проекты могут быть и игровые, задача которых – привлечение учащихся среднего звена к поисковой учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Такие проекты всегда групповые с четко очерченными ролями их участников.

      Опыт нашей деятельности в этом направлении организации исследовательской деятельности учащихся указывает на то, что: появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех учащихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались, существенно возрос интерес, прежде всего, к предметам обществоведческого цикла. Это становится возможным из-за того, что в этом случае на позитивных примерах формируется не только фундаментальное научное мировоззрение, но и используются конкретные результаты ученических исследований. Эти результаты по сути своей представляют преподавание приумноженного нами школьного компонента образования. Теперь попытаемся показать, как мы стремимся достичь сознательного отношения к данному виду работы. 

  • На занятиях раскрываем алгоритм научного способа познания, что дает отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата.
  • Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать.
  •  Учащиеся получают справочные материалы: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы. 

      Приведем пример приема исследования по краеведению “Судьба моей семьи в судьбе страны”. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с близкой нам российской историей, поэтому главной целью работы учащихся должна стать задача: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. Учащиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими героя, находят и изучают печатный материал – газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа, ведут ее учащиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности учащихся. Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками – воспоминаниями и рассказами самих людей. Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: доклад (т.е. текст для устного выступления), в этом случае учащиеся выступают на обобщительно-повторительном уроке, на научно-практической конференции; стендовый материал (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций) для заседаний научного общества учащихся; реферат проблемного характера; проект.

Выполненные работы рецензируются учителем и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на уроках, классных часах и гимназической конференции, конкурсах, выставках, проводимых в гимназии, где учащийся может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы, получая путевку для предоставления своей работы на муниципальных, региональных, общероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д. 

Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода.

            Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение. 

     Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению предмета, а также реализовать идеи и технологии компетентностного подхода компетентностно – ориентированные задания. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является  разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию общественных дисциплин, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счёте   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.

3.3. Способы диагностики. 

Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (например, тесты).

Оба варианта оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания. 

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской системе образования. В основном это методы анкетирования и тестирования. В своей работе я применяю опубликованную в издании под редакцией Ушаковой И.А. систему диагностики и оценки надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. 

 Дать оценку уровня  сформированности  компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы. 

 Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио», наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.

 

Дальнейшее развитие проекта и планирование новых задач. 

Таким образом, применение компетентностно-ориентированных технологий дает возможность школьникам проявлять исследовательские способности, самостоятельность в суждении, служит началом творчества и развития личности каждого ученика. В дальнейшей своей работе  предполагаю применять эффективные способы использования современных информационно-коммуникативных технологий, что позволит совершенствовать методы и приемы работы на уроках. Планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал, и организовать методологический семинар на тему: «Комплексный подход в формировании ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе». 

 

Список литературы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  2. 2.  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
  3. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. – 32 с.   
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 200227. – С. 135-157.
  6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  7. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. – 32 с.