автор: Бортникова Виктория Викторовна
преподаватель
МУДО «Межозёрная ДШИ»
Разработка открытого урока. Тема: Начальный этап обучения игре на домре. Первые шаги домриста.
Открытый урок по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «Специальность» (домра)
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Тема урока: «Начальный этап обучения игре на домре. Первые шаги домриста»
Тип урока: открытый.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение. Оборудование: музыкальные инструменты (домра, фортепиано), нотная литература, картинки по названию пьес, карточки с нотами 1 и 2 октав, стул по росту учащейся, подставка для ног, пульт.
Цель:
-правильная постановка игрового аппарата; – воспитание начальных исполнительских навыков при обучении игры на домре;
– повторить знание нот первой и второй октав;
– научить выразительно исполнять несложные песенки-попевки;
ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над
художественным исполнением;
– развитие работы над ансамблем ученик-концертмейстер. Познавательные: уметь слушать преподавателя, воспринимать мелодию по характеру звучания, размышлять о ней, выразительно исполнять, сопоставлять веселую и грустную, быструю и медленную музыку при исполнении на инструменте, передавать свои мысли об исполненной музыке. Регулятивные:
– выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания; – разучивания и исполнения пьес, формировать ситуацию саморегуляции
эмоциональных состояний. Коммуникативные:
– уметь вступать в диалог с преподавателем и концертмейстером; – обсуждать характер исполняемых произведений, выражать свои мысли. План занятия:
- Вступительное слово(5 мин. ).
- Организационный момент (1 мин.).
- Постановка и посадка за инструментом (2)
- Исполнение пьес (25 мин. )
- Подведение итогов занятия (2 мин.).
- Домашнее задание (2 мин. ).
Ход занятия:
1.Вступительное слово
Начальный этап обучения домриста включает в себя:
– Формирование посадки с инструментом;
– Постановку игрового аппарата;
– Простейшие навыки звукоизвлечения.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)» по ДПП это – развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
-определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
– выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
– овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
-формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
-достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
-формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Поскольку свободно звук извлекается только на открытых струнах, то огромную часть времени преподаватель тратит на преодоление болезненных ощущений в левой руке, возникающих при прижатии струн на ладах. Процесс преодоления этих ощущений длителен. Адаптация к инструменту проходит по-разному (в зависимости от возраста), но в основном она завершается к концу первого полугодия. Кроме того, большие проблемы возникают при освоении игры медиатором. Очень часто вся энергия преподавателя тратится на решение именно этих технических задач и не учитывается тот фактор, что формирование будущего музыканта необходимо начинать с самых первых уроков.
Речь идет об активизации музыкального слуха учащегося и формировании у него сначала слышать, а затем играть на инструменте. Знакомство его с понятием «музыкальная интонация», которая является носителем смысла в музыке, а выразительное интонирование – основой исполнительского мастерства – должно осуществляться с первых шагов обучения на инструменте.
Разобраться в сложности процесса интонирования ребенку невозможно, а этого и не требуется. Достаточно понимания этого процесса преподавателем. Поскольку музыкальное интонирование изначально связано с речью с речевым интонированием, то необходимо на раннем этапе обучения связывать нотный материал со словом, используя простейшие, доступные ребенку тексты. Самым важным в этой работе является умение ученика найти и выделить во фразе смысловое слово, а в нем ударный слог, что будет являться кульминацией, и связать это с нотным звучанием. Необходимо помочь ребенку ощутить ритм стихотворения, сопровождая каждый слог во фразе хлопком в ладоши, причем хлопки могут быть короткими и длинными, в зависимости от ритма слова. После тщательного разбора стихотворного текста необходимо еще раз произнести текст, заменив хлопки игрой на инструменте. Роль ритмического сопровождения играет большой палец правой руки, который «отбивает» каждый слог.
Дальнейшим этапом работы является проговаривание слов «про себя» при исполнении большим пальцем правой руки ритмизованной мелодии. На этом этапе ученику необходимо объяснить понятие «динамические оттенки», не заучивая термины, а лишь знакомя с различными градациями силы звука: тихо-громко, постепенное усиление напряжения, постепенное расслабление. Исходя из этих понятий, ученик уже в состоянии составить простейшую музыкальную фразу, которая пока сопровождается текстами, буквально следует смыслу и движению речевой интонации:
Ля, ля, ля, ля, соль, соль, ля
– Льётся дождик на поля.
Дождик, дождик, лей сильней
– Станет травка зеленей.
Конечно, залогом успеха такой работы является подбор художественно- ценного репертуара. В этом смысле рациональнее всего использовать мелодии со словами, и прежде всего народные песни, которые понятны ученику и не очень сложны для исполнения.
- Организационный момент
-Добрый день, уважаемые преподаватели! Мы с учащимся I класса Федоровым Всеволодом только начали учиться играть на домре, познакомились с нотами первой и второй октав, знаем, что такое динамические оттенки. И сейчас мы отправимся в путешествие в удивительную страну, страну «Музыки».
- Постановка и посадка за инструментом
П. Ты уже научился правильно сидеть за инструментом. Скажи для чего нужно соблюдать это правило?
У. Чтобы была красивая осанка и можно легко научиться правильно играть.
П. Правильно. Расскажи нам всем как это делать правильно?
У. Сесть на стул, поставить правую ногу на подставку, взять инструмент, чтобы гриф был на уровне плеча.
П. Все верно. А теперь покажи.
- Исполнение пьес Сюита «Нужно с нотами дружить» Н.Френкель.
П. Первая пьеса, которую ты исполнишь, называется «Дождик». Из скольких
нот она состоит?
У.Она состоит из двух нот – «ля» и «соль»
П. Верно. У этой песни есть слова, ее можно спеть со словами.
Ля, ля, ля, ля, соль, соль, ля
– Льётся дождик на поля.
Дождик, дождик, лей сильней-
Станет травка зеленей.
А теперь представим, что сначала пошел сильный ливень и постепенно он затих. Как ты должен ее исполнить?
У. Сначала громко, а потом тихо и в конце замедлить.
П. То есть, на форте, потом на пиано, а в конце ритенуто. Сначала мы ее споем, а затем исполним на инструменте приемом пиццикато. Играть будешь большим пальцем правой руки, без медиатора. Давай покажем, как мы исполним эту песенку.
Исполняется песня с аккомпанементом.
П. Песня «Дождик» у тебя ассоциируется с каким временем года?
У. Осенью
П. А теперь мы исполним песенку про осенний месяц – «Октябрь».
Ля, соль, фа, фа, ми, ми, ре.
Плачет осень в октябре,
Сыплет листья на дворе,
Ля, соль, фа, ми, ре.
П. Какое настроение навеяли тебе эти строки?
У. Печальное, грустное.
П. Давай сначала прохлопаем эту песенку, а затем исполним на домре, в том же характере.
Ученик исполняет эту песенку с концертмейстером.
П. А какое следующее время года наступит после осени?
У. Зима
П. Давай повторим слова песни «Зима, споем ее:
Ля, си, до, до, си, си, ля,
Снег ложится на поля,
На деревья, на дома.
Это к нам пришла зима.
П. Как мы можем исполнить эту песенку?
У. Начать громко (форте), а закончить тихо (пиано).
Перед исполнением на инструменте прохлопай в ладоши ритмический рисунок песни со словами (Ученик хлопает ритм в ладоши, расставляет смысловые ударения, после этого исполняет ее на инструменте) Исполняется пьеса «Зима»
П. А теперь послушай меня:
Соль, фа, ми, ре, до, до, ре.
Пляшут зайцы на горе,
Под горою пляшет ёж,
У него кафтан хорош!
П. Слова какой песни я сейчас рассказала тебе?
У. «Пляшут зайцы».
П. Правильно. Как можно ее исполнить?
У. Громко, весело.
П. Спой ее громко и весело! (ученик поет песню со словами громко)
А теперь давай в этом же характере сыграем эту песенку.
П. Всеволод, а какой зимний праздник – самый веселый ?
У. Новый год.
П. А какая самая распространенная песня на этом празднике?
У. «Про елочку»
П. Мы сейчас ее исполним. М.Красев «Елочка».
Но прежде чем мы ее будем
играть, вспомним слова и проговорим их.
Маленькой елочке
Холодно зимой.
Из леса елочку
Взяли мы домой
Давай прохлопаем ритмический рисунок песни.
(прохлопывание ритма песни)
А теперь прохлопаем «с выражением»
(Хлопки с акцентами на сильную долю) А теперь исполним с аккомпанементом и споем ее (исполнение в ансамбле с преподавателем и с аккомпанементом)
- Подведение итогов занятия.
П. Вот и подошел наш урок к концу. Давай мы вспомним чем мы сегодня занимались на уроке? У.Повторяли нотки, играли песенки на домре.
П. Все верно. Напомни, какие песенки ты исполнял?
У. Перечисляет песни исполненные на уроке
П. Как ты думаешь, какую отметку ты получишь за сегодняшний урок?
У. ?
П. Я думаю, что пятерку, так как ты справился со всеми заданиями. Наш урок подошел к концу.
- Домашнее задание.
1.Повторять ноты 1 и 2 октавы.
2.Выучить песни на память.
3.Нарисовать рисунок к одной из песен.
Заключение. Рассмотренные нами принципы и приемы работы над пьесами в условиях открытого урока, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные:
– Художественно-звуковая специфика освоения музыки;
– Выразительное интонирование мелодии с аккомпанементом;
– Гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности;
– Тонкое ощущение разных способов исполнения, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей;
– Развитие слуховых навыков. Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы. Это: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру и игру концертмейстера, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей. Осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль качества звучания.
Литература
1.Л.В. Дмитриева, И.А. Лазарева Программа учебного предмета
ПО.01.УП.01. «Специальность» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8
лет. – Усть-Ордынский, 2012.
- Учебное пособие АЗБУКА ДОМРИСТА для трехструнной домры, младшие классы ДМШ, составитель Разумеева Татьяна Юрьевна, – М.: «Кифара», 2006.;
- Н.Бурдыкина ЮНЫЙ ДОМРИСТ. Москва1999.