Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Бородина Светлана Николаевна

учитель МОУ ООШ с. Поповка Хвалынского района Саратовской области

Рабочая программа по технологии 5 класс.

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ с.Поповка

__________ /В.С.Оленина/

Приказ №_______ от «___» ________2020 г. 

Рабочая программа по технологии

2020-2024 учебный год

Разработала: Бородина С.Н.

учитель технологии

МОУ ООШ с. Поповка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии  с  законом «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ  на основе  Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020)

Планирование составлено на основе программы Технология: рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2017.-58 с. 

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

 

Цели и задачи курса

Цель: обеспечение понимания обучающимися сущности современных технологий и перспектив их развития;  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном обществе.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», – это приобретение жизненно важных умений.

 

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога направлено на отход от формы прямого руководства к форме консультационного сопровождения и педагогического наблюдения за деятельностью с последующей рефлексией.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы предмет «Технология» изучается в 5 классе в общем объеме 68 ч./год. Рабочая программа реализуется из расчёта 2 ч в неделю.

 

Результаты освоения учебного предмета «Технология»

 

Личностные метапредметные и предметные результаты

 

Обучение технологии по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности

  • области предметной технологической деятельности;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;

— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей

— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов,

  • также на основе формирования уважительного отношения к труду;

— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необхо-имости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

 

Метапредметные результаты:

— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алг-ритмов;

— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности

  • другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты освоения программы:

в познавательной сфере:

— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация

 в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

— практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

 

— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

 

в трудовой сфере:

— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда

 

  • технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм

  • правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

— выбор средств и видов представления технической

  • технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

— документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

 

в мотивационной сфере:

— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно трудовой деятельности;

— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда

  • выполнении работ;

 

в эстетической сфере:

— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

— участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

 

в коммуникативной сфере:

— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

устанавливать  и  поддерживать  необходимые  контакты с другими людьми;

-удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

 

в физиолого-психологической сфере:

— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций

  • помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

— соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;

— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

 

Результаты, заявленные образовательной программой по блокам содержания

 

Современные материальные, информационные, гуманитарные технологии и перспективы их развития

 

Выпускник научится:

называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

 

Выпускник получит возможность научиться:

приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, в информационной сфере.

 

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

 

Выпускник научится:

следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;

прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

         проводить оценку и испытание полученного продукта;

проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

 

— изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;

— модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

— определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

— встраивание созданного информационного продукта

  • заданную оболочку;

— изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

— оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

— обобщение прецедентов (опыта) получения продуктов одной группы различными субъектами, анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и её пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование

  • заинтересованными субъектами;

— разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

 

проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:

 

— планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

— планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов;

— разработку плана продвижения продукта;

проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов,

  • помощью материального или виртуального конструктора).

 

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками, разрабатывать технологию на основе базовой технологии; технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии.

По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы следующим образом, результаты разбиты на подблоки: культура труда (знания в рамках предметной области и

 

бытовые навыки), предметные результаты (технологические компетенции), проектные компетенции (включая компетенции проектного управления).

  • класс

 

По завершении учебного года обучающийся:

 

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):

  • соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • владеет безопасными приемами работы с ручными и электрифицированным бытовым инструментом;
  • использует ручной и электрифицированный бытовой инструмент в соответствии с задачей собственной деятельности (по назначению);
  • разъясняет содержание понятий «изображение», «эскиз», «материал», «инструмент», «механизм», «робот», «конструкция» и адекватно использует эти понятия;
  • организует и поддерживает порядок на рабочем месте;
    1. применяет и рационально использует материал в соответствии с задачей собственной деятельности;
    2. осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;
    3. использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;
    4. осуществляет операции по поддержанию порядка и чистоты в жилом
  • рабочем помещении;
    1. осуществляет корректное применение/хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции,

 

памятки, этикетки и др.

Предметные результаты:

 

  • выполняет измерение длин, расстояний, величин углов с помощью измерительных инструментов;
  • читает  информацию,  представленную  в  виде  специализированных

таблиц;

  • читает элементарные эскизы, схемы;
  • выполняет элементарные эскизы, схемы, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов;
  • характеризует свойства конструкционных материалов природного происхождения (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);
  • характеризуетосновныетехнологическиеоперации,

виды/способы/приемы обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);

характеризует оборудование, приспособления и инструменты для обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) или иных материалов (например, текстиля);

 применяет безопасные приемы обработки конструкционных материалов (например, древесины и материалов на ее основе) с использованием ручного и электрифицированного инструмента, имеет опыт отделки изделий из данного материала или иных материалов (например, текстиля);

 

  • выполняет разметку плоского изделия на заготовке;
  • осуществляет сборку моделей, в том числе с помощью образовательного конструктора по инструкции;
  • конструирует модель по заданному прототипу;
  • строит простые механизмы;
  • имеет опыт проведения испытания, анализа продукта;
  • получил и проанализировал опыт модификации материального или информационного продукта;
  • классифицирует роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.

 

Проектные компетенции (включая компетенции проектного управления):

 

  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации или по готовому образцу с применением рабочих инструментов, не требующих регулирования.

 

Применение модульной структуры обеспечивает возможность вариативного освоения образовательных модулей и их разбиение на части с целью освоения модуля в рамках различных классов для формирования рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в регионе.

Задачей образовательного модуля является освоение сквозных технологических компетенций, применимых в различных профессиональных областях. Одним из наиболее эффективных инструментов для продуктивного освоения и обеспечения связи между частями модулей является кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных инженерных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Метод направлен на изучение обучающимися жизненной ситуации, оценку и анализ сути проблем, предложение возможных решений и выбор лучшего из них для дальнейшей реализации. Кейсы основываются на реальных фактических ситуациях или на материалах, максимально приближенных к реальной ситуа

 

Модуль «Компьютерная графика, черчение» включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в принципы современных технологий двумерной графики и ее применения, прививает навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования (САПР).

 

Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование» включает в себя содержание, посвященное изучению основ трехмерного моделирования, макетирования и прототипирования, освоению навыков создания, анимации и визуализации 3D-моделей с использованием программного обеспечения графических редакторов, навыков изготовления модернизации прототипов и макетов с использованием технологического оборудования.

 

Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» включает в себя содержание, посвященное изучению технологий обработки различных материалов и пищевых продуктов, формирует базовые навыки применения ручного и электрифицированного инструмента, технологического оборудования для обработки различных материалов; формирует навыки применения технологий обработки пищевых продуктов, используемых не только в быту, но и в индустрии общественного питания.

 

Модуль «Робототехника» включает в себя содержание, касающееся изучения видов и конструкций роботов и освоения навыков моделирования, конструирования, программирования (управления) и изготовления движущихся моделей роботов.

 

Модуль «Автоматизированные системы» направлен на развитие базовых компетенций в области автоматических и автоматизированных систем, освоение навыков по проектированию, моделированию, конструированию и созданию действующих моделей автоматических и автоматизированных систем различных типов.

 

Модуль «Производство и технологии» включает в себя содержание, касающееся изучения роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, причин и последствий развития технологий, изучения перспектив и этапности технологического развития общества, структуры и технологий материального и нематериального производства, изучения разнообразия существующих и будущих профессий и технологий, способствует формированию персональной стратегии личностного и профессионального саморазвития.

Дополнительные модули, описывающие технологии, соответствующие тенденциям научно-технологического развития в регионе, в том числе «Растениеводство» и «Животноводство».

5 КЛАСС

 

п/п

Тематическое планирование Кол-во ч. Характеристика основных видов деятельности 
  Раздел  1 Технологии в сельском хозяйстве (4 ч.)
Растениеводство 4 Способы переработки и хранения растениеводческой продукции.  Технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона.
Раздел  2 «Производство и технологии» (8 ч.)
Общество и техносфера 2 1) Понятие «технологии». Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей.
Человек и его потребности 2 1) Развитие технологий и их влияние на среду обитания человека и уклад общественной жизни. Алгоритмы и способы изучения потребностей. Проектирование материального продукта на основе потребительских интересов
Основы конструирования и моделирования 4 2) Современные информационные технологии, применимые к новому технологическому укладу. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Методы проектирования, конструирования, моделирования. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей заданным условиям. Моделирование. Понятие модели. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.
Раздел 3  «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» (26 ч)
Технологии обработки пищевых продуктов 8 Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы). Технологии в повседневной жизни (в сфере быта), которые могут включать в себя технологии содержания жилья, технологии строительного ремонта. 2) Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Простые механизмы как часть технологических систем. Способы соединения деталей. Технологический узел. Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Разработка и изготовление материального продукта. Изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы). Технологии в повседневной жизни (в сфере быта), которые могут включать в себя кройку и шитье (обработку текстильных материалов), влажно-тепловую обработку тканей, технологии ремонта. 2) Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов /технологического оборудования. Способы соединения деталей. Порядок действий по сбор

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.

 

Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов 10
Технологии получения и преобразования текстильных материалов 8
Раздел   4 «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности» (8ч)
Основы творческой деятельности 6 1) Работа с информацией по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии. 2) Методы проектирования. Методы принятия решения. Метод дизайн-мышления. Модернизация материального продукта. Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с поставленной задачей на основе потребительских интересов. Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, анализ альтернативных ресурсов, способы модернизации, оптимальные решения. Составление технического задания /спецификации на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность. Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Апробация полученного материального продукта.
   
Раздел  5  «Компьютерная графика, черчение»  (8 ч)
Инженерная графика 4 Способы представления технической и технологической информации. Эскизы и чертежи. Технологическая карта.
Компьютерная графика 2
Основы дизайна 2
Раздел 6 «Робототехника» (10ч) 
Введение в робототехнику 2 1) Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. 2) Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. Конструирование простых систем с обратной связью.
Конструирование и моделирование роботов 6
Программирование роботов 4
Раздел  7 «Технологии в сельском хозяйстве»
Животноводство 4 Основные направления животноводства; особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона.
Всего 68

 

Календарно-тематическое планирование по технологии

5 класс 2020-2021 учебный год

 

№п/п Тема  урока Дата по плану Дата по факту
Раздел  1 «Технологии в сельском хозяйстве» (4 ч.)
1 Общая характеристика и классификация культурных растений 04.09
2 Способы и методы вегетативного размножения культурных растений 07.09
3 Наблюдения за комнатными растениями 11.09
4 Современные технологии выращивания культурных растений 14.09
Раздел  2  «Производство и технологии» (8 ч.)
5 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ 18.09
6 Общество и техносфера 21.09
7 История развития технологий 25.09
8 Человек и его потребности 28.09
9 Проектирование материального продукта на основе потребительских интересов 02.10
10 Основы конструирования и моделирования 12.10
11 Методы проектирования, конструирования, моделирования. 16.10
12 Перспективы развития технологий 19.10
Раздел 3«Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» (26 ч)
Технологии обработки пищевых продуктов (8 ч)
13 Санитария и гигиена.  Требования к помещению кухни 23.10
14 Основы рационального питания 26.10
15 Технология приготовления бутербродов и горячих напитков 30.10
16 Блюда из яиц 02.11
17 Приготовление блюд из овощей 06.11
18 Заготовка и способы сохранения продуктов 09.11
19 Правила поведения за столом.  13.11
20 Сервировка стола.   23.11
«Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов» (10 ч)
21 Организация рабочего места (в столярной и слесарной мастерской) 27.11
22 Древесина. Пиломатериалы 30.11
23 Виды и свойства древесных материалов 04.12
24 Инструменты  и оборудование для обработки древесных материалов 07.12
25 Способы обработки древесных материалов 11.12
26 Пиление древесины 14.12
27 Приемы обработки древесных материалов 18.12
28 Приёмы работы лобзиком 21.12
29 Выжигание. Безопасность труда 25.12
30 Отделка изделий: зачистка и лакирование 28.12
«Технологии получения и преобразования текстильных материалов» (8 ч)
31 Организация рабочего места 08.01
32 Виды  и свойства текстильных материалов 11.01
33 Инструменты и оборудование для обработки текстильных материалов 15.01
34 Виды ручных швов 18.01
35 Выполнение швейных ручных работ 22.01
36 Операции влажно -тепловой обработки 25.01
37 Основы конструирования  и моделирования швейных изделий 29.01
38 Моделирование на компьютере 01.02
Раздел 4 «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности» (8 ч)
39 Этапы проектной деятельности 05.02
40 Проектирование материального продукта 08.02
41 Технологии изготовления проектного продукта 12.02
42 Разработка и реализация творческого проекта 22.02
43 Испытания и доработка проектного изделия 26.02
44 Реклама 01.03
45 Создание презентации 05.03
46 Защита проекта 08.03
Раздел 5 «Компьютерная графика, черчение» (8 ч.)
47 Инженерная графика 12.03
48 Технологическая  карта 15.03
49 Компьютерная графика 19.03
50 2-D  и 3-D моделирование 22.03
51 Работа в графическом редакторе 26.03
52 Работа в графическом редакторе 29.03
53 Основы дизайна 02.04
54 Интерьер и планировка кухни 12.04
Раздел 6 «Робототехника» (10 ч.)
55 Введение в робототехнику.  Техника безопасности 16.04
56 Системы автоматического управления 19.04
57 Технологическая карта 23.04
58 Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов 26.04
59 Моделирование робототехнических устройств 30.04
60 Сборка механизмов из набора LEGO Education 03.05
61 Сборка механизмов из набора LEGO Education 07.05
62 Управление робототехническими устройствами 10.05
63 Программирование роботов 14.05
64 Испытание робототехнического устройства.  17.05
Раздел 7 «Технологии в сельском хозяйстве» (4 ч.)
65 Понятие животноводства 21.05
66 Содержание  и кормление животных 24.05
67 Понятие биотехнологии 28.05
68 Сферы применения биотехнологий 31.05