Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Бормотова Ольга Степановна

воспитатель МБДОУ 70

Непосредственная образовательная деятельность с использованием метода сторителлинга и конверт-доски Тема: «Какого цвета море» для детей 6-7 лет.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 70 «Красная шапочка» города Калуги

Непосредственная образовательная деятельность с

с использованием метода сторителлинга и конверт-доски

Тема: «Какого цвета море»

для детей 6-7 лет.

Подготовила

Бормотова Ольга Степановна

воспитатель МБДОУ № 70

«Красная шапочка» г. Калуги

Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

(изобразительная деятельность, лепка)

Цель Знакомство детей со способами изображения моря средствами пластилинографии конверт-доски.
Задачи Образовательные: 

Познакомить с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского.

Обучить приемам получения дополнительных цветов с помощью пластилинографии. 

Побудить детей к созданию морского пейзажа с помощью пластилинографии.

Развивающие: 

Развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы с конверт-доской;

Воспитательные: 

Способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки.

Средства обучения репродукции картин И.К. Айвазовского; фотографии в электронном варианте с изображением моря в разные моменты (штиль, шторм, буря и т.д), аудиозапись «Звуки моря»; пластилин; стеки; конверт-доска с морским пейзажем с помощью пластилина; телевизор.
Формы организации воспитанников подгрупповая, индивидуальная
Предварительная работа Рассказы детей из личного опыта «Как я отдыхал на море».

Просмотр видео «Море».

Слушание аудиозаписи «Звуки моря».

Подвижная игра «Море волнуется…»

Рисование морских животных.

Лепка «Улитка», «Рыбка», «Осьминог», «Краб», «Дельфин», «Морской конёк», «Морская звезда, «Медуза».

Д/и «Собери букет» (холодные и теплые тона)

 

Ход образовательной деятельности:

Дети играют. Воспитатель привлекает детей.

Проходите ребятишки

И девчонки, и мальчишки.

К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: 

Дети, сегодня я увидела на полке ракушку и вспомнила о лете, о море. Как солнечно и тепло было летними деньками. Иногда море выбрасывало на берег ракушки. Как вы думайте, что можно услышать, если приложить раковину к уху?

Предполагаемые ответы детей: 

Шум моря. 

Воспитатель: 

Давайте проверим. Я принесла коробочку с ракушками для вас.

Дети берут ракушки и прикладывают к уху. Включить аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: 

Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса). 

— А, что вы слышите?

Предполагаемые ответы детей: 

— Я слышу плеск волн. 

— Я слышу шум прибоя.

Воспитатель: 

Послушайте, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян «Есть у моря свои законы…» 

Есть у моря свои законы, 

есть у моря свои повадки. 

Море может быть то зеленым 

с белым гребнем на резкой складке, 

Просто светлым 

и просто синим, 

чуть колышимым легким бризом. 

Море может быть голубое. 

И порою в дневном дозоре 

глянешь за борт — 

и под тобою 

то ли небо, а то ли море. 

Но бывает оно и черным, 

черным, мечущимся, покатым, 

неумолчным и непокорным, 

поднимающимся, горбатым.

Воспитатель: 

Я знаю, что многие из вас отдыхали на море, а Таисия знает стихотворение о море, давайте послушаем её.

Таисия:

Море Чёрное — большое: 

Утром серо-голубое, 

Днём оно зелёное, 

Пенное, солёное. 

Ну, а ночью, при луне, 

Золотым казалось мне!

Воспитатель: 

Вам понравились стихи? Каким цветом могут быть волны?

Предполагаемые ответы детей: 

Синие, темные, белые, серебристые, темные, черные и т.д.

Воспитатель: 

От чего зависит цвет морской воды? 

Предполагаемые ответы детей: 

От времени суток, от того, как светит солнце, от уровня глубины.

Воспитатель: 

Правильно. Красоту моря описывали в стихах многие поэты. А ещё многие художники изображают море в своих картинах. Их называют маринистами.  Вам знакомо такое имя – Марина?

Предполагаемые ответы детей: 

Да. Мою подругу так зовут, мою маму и т.п.

Воспитатель: 

Имя «Марина» в переводе значит «морская». Поэтому художников, рисующих море, называют маринисты, или «рисующие море».

Давайте запомним, как называют художников, рисующих море – «художники-маринисты».

Воспитатель просит нескольких детей повторить словосочетание «художники-маринисты».

Я вас хочу познакомить с одним таким художником, его зовут Иван Константинович Айвазовский.

Воспитатель предлагает детям присесть на стулья, обращает внимание на экран телевизора.

Воспитатель: 

Давайте посмотрим, как море изобразил художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.

Показ картин.

Вопросы по ходу показа:

— Какое, по вашему мнению изображено море?

Предполагаемые ответы детей: 

Холодное, теплое, тихое, спокойное, бурное, глубокое, вечернее, ночное. Воспитатель: 

Почему вы так думайте?

— Почему ты так думаешь, Алёна?

— А ты как считаешь, Даня?

Воспитатель: 

Дети, мы с вами знаем игру про море, как она называется?

Предполагаемые ответы детей: 

«Море волнуется…»

Воспитатель: 

Давайте сыграем с вами в эту игру.

Проводится игра.

Воспитатель: 

А, сейчас, ребята, предлагаю вам превратится в юных художников.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат подготовленные кусочки пластилина разных цветов, и просит взять их в руки. (зеленый и синий; белый и синий; зеленый и желтый; белый и черный)

Воспитатель: 

У нас в руках волшебный пластилин. С его помощью можно сделать любой оттенок моря. Как вы думайте, что для этого нужно сделать? Предполагаемые ответы детей: 

Для этого их нужно смешать.

Воспитатель: 

Давайте попробуем.  Даня, Алена, Таисия, какого цвета пластилин ты будешь смешивать?

Предполагаемые ответы детей: 

Я буду смешивать пластилин черного и белого цвета, белого и синего, зеленого и синего…

Воспитатель: 

Какой у вас получился оттенок?

Предполагаемые ответы детей: 

У меня получился серый, голубой, изумрудный, салатовый. И т.п.

Воспитатель: 

У нас получилась «палитра моря». Все оттенки, которые мы с вами получили, помогут нарисовать море в любом состоянии: волнующееся и спокойное. Если мы с вами создали палитру моря, то мы – художники-маринисты, и сейчас будем рисовать на необычной доске.

Воспитатель вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии.

Воспитатель: 

Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж.

Воспитатель предлагает сделать мазки на картине своими красками (из полученной палитры)

Воспитатель: 

Наше море засияло новыми красками. Молодцы, ребята!

Правда, наше море пустынно. Чего же не хватает в нашей картине?

Кого можно встретить возле моря, в самом  море?

Предполагаемые ответы детей: 

Ракушек, рыб, птиц, морских обитателей и т.д.

Воспитатель: 

Да, конечно, вы правы.

А давайте вместе с вами сочиним историю и дополним нашу картину. Я начну, а вы продолжите.

Однажды к берегу моря заплыл большой кит. 

Воспитатель прикрепляет фигуру кита.

Но на берегу никого не было. Тих и печален был берег. Никто не вышел ему на встречу: ни маленький краб, ни чайки. Грустно и одиноко было киту. Представляете: такой большой кит в огромном море и такой одинокий.

Но вот на берегу прямо под камешком (крепит камешек) появилась маленькая рыбка (крепит рыбку).

— Привет, большой кит, как ты там, в море?

— Одиноко!

— А вот продолжение нашей истории вы мне поможете придумать? 

Предполагаемые ответы детей: 

Да.

Воспитатель: 

Возьмите пластилин и сделайте друзей для кита, подумайте, о чем ваш персонаж спросит у кита, когда поздоровается с ним? 

Воспитатель следит за работой детей, стимулирует их дополнять картину различными элементами, создавать своих героев, смотрит, чтобы не было повторов. Дети подходят к конверт-доске, прикрепляют свою поделку, задают вопрос киту,, воспитатель отвечает на вопросы.

Воспитатель: 

Наконец-то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у большого кита, всем нашлось место на берегу: и маленькому крабу, и улитке (называет персонажи, которые дети выполнили и прикрепили к конверт-доске). Берег уже не был пустынным, радостно кричали в небе чайки, краб цокал по камешкам своими клешнями, маленькая улитка с восторгом смотрела на большого кита. У большого кита теперь много друзей. 

Релаксация:

Воспитатель просит детей привести в порядок рабочее место, размещает картину на подставке.

Воспитатель: 

Вам понравилась история про большого кита и его друзей? А что вам понравилось больше всего? Скажите, вы запомнили, как называют художников, которые рисуют море?

Молодцы, дети, у нас с вами получилась красивая картина и замечательная история.

Как вы думайте, что можно ещё нарисовать из пластилина?

Предполагаемые ответы детей: 

Лес с животными, Луг с насекомыми…

Воспитатель: 

Правильно! В следующий раз мы с вами попробуем нарисовать другую картину и придумать новую историю.