автор: Бормотова Ольга Степановна
воспитатель МБДОУ 70
Непосредственная образовательная деятельность с использованием метода сторителлинга и конверт-доски Тема: «Какого цвета море» для детей 6-7 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 70 «Красная шапочка» города Калуги
Непосредственная образовательная деятельность с
с использованием метода сторителлинга и конверт-доски
Тема: «Какого цвета море»
для детей 6-7 лет.
Подготовила
Бормотова Ольга Степановна
воспитатель МБДОУ № 70
«Красная шапочка» г. Калуги
| Образовательная область | Художественно-эстетическое развитие
(изобразительная деятельность, лепка) |
| Цель | Знакомство детей со способами изображения моря средствами пластилинографии конверт-доски. |
| Задачи | Образовательные:
Познакомить с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского. Обучить приемам получения дополнительных цветов с помощью пластилинографии. Побудить детей к созданию морского пейзажа с помощью пластилинографии. Развивающие: Развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы с конверт-доской; Воспитательные: Способствовать формированию чувства единения с природой средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки. |
| Средства обучения | репродукции картин И.К. Айвазовского; фотографии в электронном варианте с изображением моря в разные моменты (штиль, шторм, буря и т.д), аудиозапись «Звуки моря»; пластилин; стеки; конверт-доска с морским пейзажем с помощью пластилина; телевизор. |
| Формы организации воспитанников | подгрупповая, индивидуальная |
| Предварительная работа | Рассказы детей из личного опыта «Как я отдыхал на море».
Просмотр видео «Море». Слушание аудиозаписи «Звуки моря». Подвижная игра «Море волнуется…» Рисование морских животных. Лепка «Улитка», «Рыбка», «Осьминог», «Краб», «Дельфин», «Морской конёк», «Морская звезда, «Медуза». Д/и «Собери букет» (холодные и теплые тона) |
Ход образовательной деятельности:
Дети играют. Воспитатель привлекает детей.
Проходите ребятишки
И девчонки, и мальчишки.
К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
Дети, сегодня я увидела на полке ракушку и вспомнила о лете, о море. Как солнечно и тепло было летними деньками. Иногда море выбрасывало на берег ракушки. Как вы думайте, что можно услышать, если приложить раковину к уху?
Предполагаемые ответы детей:
Шум моря.
Воспитатель:
Давайте проверим. Я принесла коробочку с ракушками для вас.
Дети берут ракушки и прикладывают к уху. Включить аудиозапись «Звуки моря»
Воспитатель:
Как я люблю этот шум: волны набегают, а затем убегают от берега, набегают и убегают от берега (интонирует, понижая тембр голоса).
— А, что вы слышите?
Предполагаемые ответы детей:
— Я слышу плеск волн.
— Я слышу шум прибоя.
Воспитатель:
Послушайте, как описал море в своем стихотворении Григорий Поженян «Есть у моря свои законы…»
Есть у моря свои законы,
есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым
с белым гребнем на резкой складке,
Просто светлым
и просто синим,
чуть колышимым легким бризом.
Море может быть голубое.
И порою в дневном дозоре
глянешь за борт —
и под тобою
то ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
черным, мечущимся, покатым,
неумолчным и непокорным,
поднимающимся, горбатым.
Воспитатель:
Я знаю, что многие из вас отдыхали на море, а Таисия знает стихотворение о море, давайте послушаем её.
Таисия:
Море Чёрное — большое:
Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное,
Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!
Воспитатель:
Вам понравились стихи? Каким цветом могут быть волны?
Предполагаемые ответы детей:
Синие, темные, белые, серебристые, темные, черные и т.д.
Воспитатель:
От чего зависит цвет морской воды?
Предполагаемые ответы детей:
От времени суток, от того, как светит солнце, от уровня глубины.
Воспитатель:
Правильно. Красоту моря описывали в стихах многие поэты. А ещё многие художники изображают море в своих картинах. Их называют маринистами. Вам знакомо такое имя – Марина?
Предполагаемые ответы детей:
Да. Мою подругу так зовут, мою маму и т.п.
Воспитатель:
Имя «Марина» в переводе значит «морская». Поэтому художников, рисующих море, называют маринисты, или «рисующие море».
Давайте запомним, как называют художников, рисующих море – «художники-маринисты».
Воспитатель просит нескольких детей повторить словосочетание «художники-маринисты».
Я вас хочу познакомить с одним таким художником, его зовут Иван Константинович Айвазовский.
Воспитатель предлагает детям присесть на стулья, обращает внимание на экран телевизора.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, как море изобразил художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.
Показ картин.
Вопросы по ходу показа:
— Какое, по вашему мнению изображено море?
Предполагаемые ответы детей:
Холодное, теплое, тихое, спокойное, бурное, глубокое, вечернее, ночное. Воспитатель:
Почему вы так думайте?
— Почему ты так думаешь, Алёна?
— А ты как считаешь, Даня?
Воспитатель:
Дети, мы с вами знаем игру про море, как она называется?
Предполагаемые ответы детей:
«Море волнуется…»
Воспитатель:
Давайте сыграем с вами в эту игру.
Проводится игра.
Воспитатель:
А, сейчас, ребята, предлагаю вам превратится в юных художников.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат подготовленные кусочки пластилина разных цветов, и просит взять их в руки. (зеленый и синий; белый и синий; зеленый и желтый; белый и черный)
Воспитатель:
У нас в руках волшебный пластилин. С его помощью можно сделать любой оттенок моря. Как вы думайте, что для этого нужно сделать? Предполагаемые ответы детей:
Для этого их нужно смешать.
Воспитатель:
Давайте попробуем. Даня, Алена, Таисия, какого цвета пластилин ты будешь смешивать?
Предполагаемые ответы детей:
Я буду смешивать пластилин черного и белого цвета, белого и синего, зеленого и синего…
Воспитатель:
Какой у вас получился оттенок?
Предполагаемые ответы детей:
У меня получился серый, голубой, изумрудный, салатовый. И т.п.
Воспитатель:
У нас получилась «палитра моря». Все оттенки, которые мы с вами получили, помогут нарисовать море в любом состоянии: волнующееся и спокойное. Если мы с вами создали палитру моря, то мы – художники-маринисты, и сейчас будем рисовать на необычной доске.
Воспитатель вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии.
Воспитатель:
Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж.
Воспитатель предлагает сделать мазки на картине своими красками (из полученной палитры)
Воспитатель:
Наше море засияло новыми красками. Молодцы, ребята!
Правда, наше море пустынно. Чего же не хватает в нашей картине?
Кого можно встретить возле моря, в самом море?
Предполагаемые ответы детей:
Ракушек, рыб, птиц, морских обитателей и т.д.
Воспитатель:
Да, конечно, вы правы.
А давайте вместе с вами сочиним историю и дополним нашу картину. Я начну, а вы продолжите.
Однажды к берегу моря заплыл большой кит.
Воспитатель прикрепляет фигуру кита.
Но на берегу никого не было. Тих и печален был берег. Никто не вышел ему на встречу: ни маленький краб, ни чайки. Грустно и одиноко было киту. Представляете: такой большой кит в огромном море и такой одинокий.
Но вот на берегу прямо под камешком (крепит камешек) появилась маленькая рыбка (крепит рыбку).
— Привет, большой кит, как ты там, в море?
— Одиноко!
— А вот продолжение нашей истории вы мне поможете придумать?
Предполагаемые ответы детей:
Да.
Воспитатель:
Возьмите пластилин и сделайте друзей для кита, подумайте, о чем ваш персонаж спросит у кита, когда поздоровается с ним?
Воспитатель следит за работой детей, стимулирует их дополнять картину различными элементами, создавать своих героев, смотрит, чтобы не было повторов. Дети подходят к конверт-доске, прикрепляют свою поделку, задают вопрос киту,, воспитатель отвечает на вопросы.
Воспитатель:
Наконец-то кит почувствовал себя уютно и тепло. Сколько друзей появилось у большого кита, всем нашлось место на берегу: и маленькому крабу, и улитке (называет персонажи, которые дети выполнили и прикрепили к конверт-доске). Берег уже не был пустынным, радостно кричали в небе чайки, краб цокал по камешкам своими клешнями, маленькая улитка с восторгом смотрела на большого кита. У большого кита теперь много друзей.
Релаксация:
Воспитатель просит детей привести в порядок рабочее место, размещает картину на подставке.
Воспитатель:
Вам понравилась история про большого кита и его друзей? А что вам понравилось больше всего? Скажите, вы запомнили, как называют художников, которые рисуют море?
Молодцы, дети, у нас с вами получилась красивая картина и замечательная история.
Как вы думайте, что можно ещё нарисовать из пластилина?
Предполагаемые ответы детей:
Лес с животными, Луг с насекомыми…
Воспитатель:
Правильно! В следующий раз мы с вами попробуем нарисовать другую картину и придумать новую историю.



