автор: Болилая Татьяна Фёдоровна
воспитатель ДОУ МБДОУ “Полазненский детский сад №7”
Образовательная ситуация «Приглашаю вас на чай»
1 Образовательная ситуация «Приглашаю вас на чай»
Старший дошкольный возраст 5-6 лет
2 Цель: Формирование целостного представления о мытье посуды
Задачи:
Образовательные:
– Учить детей мыть чайную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс, с опорой на модель;
– Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш, намыливать губку, оттирать грязь, споласкивать, ставить сушить на поднос;
Развивающие:
– Развивать навыки самоконтроля, навыки планировать свою деятельность, умение рефлексировать;
Воспитательные:
– Воспитывать желание включаться в трудовую деятельность.
– Показать детям их достижения, способствовать формированию у детей умения оценивать свою деятельность
3 Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
4 Практическая задача для детей: научиться мыть чайную посуду.
5 Процесс совместной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
I этап Мотивационно-ориентировочный | ||
Девочки, мы сегодня хотим угостить вас вкусным кексом. Может, устроим чаепитие? Давайте накроем стол (педагог ставит на стол самовар с баранками).
У меня всё готово, осталось лишь расставить чайную посуду. Возьмите себе чашку, блюдце и чайную ложку и мне тоже принесите, пожалуйста. Ребята, оказывается вся посуда: чашки, блюдца и чайные ложки грязная. А что же делать, если нет чистой посуды? А вы умеете? А вы знаете, что существует много способов вымыть грязную посуду? Хотите, научу? |
Дети помогают расстелить скатерть и разложить салфетки из ткани, ставят сахарницу и салфетницы на стол. Дети наблюдают за действиями педагога, замечают, что посуда грязная и из неё нельзя пить чай. Дети предлагают попросить чистую посуду в другой группе (нет, им самим нужна посуда) или попросить взрослых вымыть посуду (нет, все заняты другими делами). Дети предлагают сами помыть посуду. Да, мы умеем мыть посуду! Дети: Да! |
Вовлечение детей в образовательную ситуацию Умение выдвигать гипотезы |
II этап Основной | ||
Я хочу вам рассказать, как раньше люди мыли посуду и какие средства используют сейчас. Хотите узнать?
Раньше люди использовали самые различные средства для мытья посуды. Если мы вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе» главная героиня мыла тарелки и блюдца, начищая их песочком и обливая ключевой водой. Старейшие жители деревни еще помнят о времени, когда посуду оттирали кирпичной крошкой, раствором хозяйственного мыла. Еще гораздо раньше мыли посуду золой. Еще одно народное средство – крапива, которая была вместо мочалки. После нее оставалось окатить посуду кипятком и она блестела как новая. Люди, жившие близ водоемов, использовали для мытья посуды – водоросли. Жир с посуды легко удалялся раствором горчичного порошка. Сейчас используют разнообразные жидкие моющие средства, во многих семья стали появляться посудомоечные машины, которые облегчают жизнь вашей семье и доставляют немало удовольствия вашим мамам. Также используют посудомоечные машины в ресторанах, кафе. Сейчас я предлагаю обсудить последовательность нашей работы и помогут нам наши пальчики. 1 пальчик (мизинец)- мы задумали вымыть посуду 2 пальчик (безымянный)- взяли грязную посуду 3 пальчик (средний)- это то, с помощью чего мы будем мыть посуду (2 тазика, чистая вода, моющее средство, губка, поднос, полотенце) 4 пальчик (указательный)- это то, что мы будем делать (наденем фартук, нальём ковшом воду в таз, намочим губку, намылим губку, тщательно потерём губкой посуду со всех сторон, ополоснём в тазу с чистой водой, положим сушиться на поднос) 5 пальчик (большой)- какой получим результат. И одно из главных правил- обязательно прибрать свое рабочее место. На ковролине для вас подсказка, если вдруг возникнут затруднения- посмотрите на модель. А сейчас давайте подойдем к столам. Как вы думаете, что нужно сделать первым делом , чтобы приступить к мытью посуды? (надеть фартук и засучить рукава) Теперь возьмите всё необходимое и можно приступать к мытью посуды. Молодцы, все справились. Давайте проверим, всё ли мы сделали правильно: 1 пальчик (мизинец)- мы задумали вымыть посуду 2 пальчик (безымянный)- мы взяли грязную посуду 3 пальчик (средний)- мы взяли 2 тазика, чистую воду, моющее средство- мыло, губку, 4 пальчик (указательный)- мы надели фартуки, налили ковшом воду в тазы, намочили губку, намылили губку, тщательно потерли губкой посуду со всех сторон, ополоснули в тазу с чистой водой, положили сушиться на поднос) 5 пальчик (большой)- получили прекрасный результат! |
Дети проходят на стульчики.
Ответы детей Педагог показывает детям картинку с изображением моющих средств для мытья посуды. Педагог показывает детям картинки с изображением посудомоечных машин Дети загибают пальчики, пока педагог проговаривает последовательность мытья посуды Педагог располагает на ковролине модель трудового процесса Дети надевают фартук и засучивают рукава, наливают воду в тазики и берут необходимые инструменты Дети моют посуду Ответы детей |
Расширение кругозора, обогащение представлений детей о способах мытья посуды Организация собственной деятельности с опорой на модели-алгоритмы Умение формулировать в речи свои действия |
III Этап Рефлексивно – оценочный | ||
Педагог предлагает детям полюбоваться чистой посудой.
Скажите, мы полезное дело сегодня сделали? Пригодится ли это умение вам в жизни? А что нового вы сегодня узнали? С кем вы можете поделится своими умениями? Давайте накрывать стол и пить чай с кексом и баранками. |
Ответы детей Дети высказывают предположения Дети расставляют чайную посуду на столе и приглашают всех на чаепитие. |
Формирование умения оценивать свой вклад в достижение общей цели. |