Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Болилая Татьяна Фёдоровна

воспитатель ДОУ МБДОУ “Полазненский детский сад №7”

Образовательная ситуация «Приглашаю вас на чай»

1 Образовательная ситуация  «Приглашаю вас на чай»

Старший дошкольный возраст 5-6 лет

2 Цель: Формирование целостного представления  о мытье посуды

Задачи:

Образовательные:

– Учить детей мыть чайную посуду, правильно организуя и осуществляя трудовой процесс, с опорой на модель;

– Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш, намыливать губку, оттирать грязь, споласкивать, ставить сушить на поднос;

Развивающие:

– Развивать навыки самоконтроля, навыки планировать свою деятельность, умение рефлексировать;

Воспитательные:

Воспитывать желание включаться в трудовую деятельность.

– Показать детям их достижения, способствовать формированию у детей умения  оценивать свою деятельность

3 Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

4 Практическая задача для детей: научиться  мыть чайную посуду.

5 Процесс совместной деятельности:

                                                                                                                                                               

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
I этап  Мотивационно-ориентировочный
Девочки, мы сегодня хотим угостить вас вкусным кексом. Может, устроим чаепитие? Давайте накроем стол (педагог ставит на стол самовар с баранками).

У меня всё готово, осталось лишь расставить чайную посуду. Возьмите себе чашку, блюдце и чайную ложку и мне тоже принесите, пожалуйста.

Ребята, оказывается вся посуда: чашки, блюдца и чайные ложки грязная.

А что же делать, если нет чистой посуды?

А вы умеете?

А вы знаете, что существует много способов вымыть грязную посуду? Хотите, научу?

Дети помогают расстелить скатерть и разложить салфетки из ткани, ставят сахарницу и салфетницы на стол.

Дети наблюдают за действиями педагога, замечают, что посуда грязная и из неё нельзя пить чай.

Дети предлагают попросить чистую посуду в другой группе (нет, им самим нужна посуда) или попросить взрослых вымыть посуду (нет, все заняты другими делами).

Дети предлагают сами  помыть посуду.

Да, мы умеем мыть посуду!

Дети: Да!

Вовлечение детей в образовательную ситуацию

Умение выдвигать гипотезы

II этап  Основной
Я хочу вам рассказать, как раньше люди мыли посуду и какие средства используют сейчас. Хотите узнать?

Раньше люди использовали самые различные средства для мытья посуды. Если мы вспомним сказку Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе» главная героиня мыла тарелки и блюдца, начищая их песочком и обливая ключевой водой.

Старейшие жители деревни еще помнят о времени, когда посуду оттирали кирпичной крошкой, раствором хозяйственного мыла. Еще гораздо раньше мыли посуду золой. Еще одно народное средство – крапива, которая была вместо мочалки. После нее оставалось окатить посуду кипятком и она блестела как новая. Люди, жившие близ водоемов, использовали для мытья посуды – водоросли. Жир с посуды легко удалялся раствором горчичного порошка. Сейчас используют разнообразные жидкие моющие средства, во многих семья стали появляться посудомоечные машины, которые облегчают  жизнь вашей семье и доставляют немало удовольствия вашим мамам. Также используют посудомоечные машины в ресторанах, кафе.

Сейчас я предлагаю обсудить последовательность нашей работы и помогут нам наши пальчики.

1 пальчик (мизинец)- мы задумали  вымыть посуду

2 пальчик (безымянный)- взяли грязную посуду

3 пальчик (средний)- это то,  с помощью чего мы будем мыть посуду (2 тазика, чистая вода, моющее средство, губка, поднос, полотенце)

4 пальчик (указательный)-  это то, что мы будем делать (наденем фартук, нальём ковшом воду в таз, намочим губку, намылим губку, тщательно потерём губкой посуду со всех сторон, ополоснём в тазу с чистой водой, положим сушиться на поднос)

5 пальчик (большой)- какой получим результат.

И одно из главных правил- обязательно прибрать свое рабочее место.

На ковролине для вас подсказка, если вдруг возникнут затруднения- посмотрите на модель.

А сейчас давайте подойдем к столам. Как вы думаете, что нужно сделать первым делом , чтобы приступить к мытью посуды? (надеть фартук и засучить рукава)

Теперь возьмите  всё необходимое и можно приступать к мытью посуды.

Молодцы, все справились.

Давайте проверим, всё ли мы сделали правильно:

1 пальчик (мизинец)- мы задумали  вымыть посуду

2 пальчик (безымянный)- мы взяли грязную посуду

3 пальчик (средний)- мы взяли 2 тазика, чистую воду, моющее средство- мыло, губку,

4 пальчик (указательный)-  мы надели фартуки, налили ковшом воду в тазы, намочили губку, намылили губку, тщательно потерли губкой посуду со всех сторон, ополоснули в тазу с чистой водой, положили сушиться на поднос)

5 пальчик (большой)- получили прекрасный результат!

Дети проходят на стульчики.

Ответы детей

Педагог показывает детям картинку с изображением моющих средств для мытья посуды.

Педагог показывает детям картинки с изображением посудомоечных машин

Дети загибают пальчики, пока

педагог проговаривает последовательность мытья посуды

Педагог располагает на ковролине модель трудового процесса

Дети надевают фартук и засучивают рукава, наливают воду в тазики и берут необходимые инструменты

Дети моют посуду

Ответы детей

Расширение кругозора, обогащение представлений детей  о способах мытья посуды

Организация собственной деятельности с опорой на модели-алгоритмы

Умение формулировать в речи свои действия

 

III Этап  Рефлексивно – оценочный
Педагог предлагает детям полюбоваться чистой посудой.

Скажите, мы полезное дело сегодня сделали?

Пригодится ли это умение вам в жизни?

А что нового вы сегодня узнали?

С кем вы можете поделится своими умениями?

Давайте накрывать стол и пить чай с кексом и баранками.

Ответы детей

Дети высказывают предположения

Дети расставляют чайную посуду на столе и приглашают всех на чаепитие.

Формирование умения  оценивать свой вклад в достижение общей цели.