Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Боброва Екатерина Дмитриевна
учитель-логопед
МБДОУ» Детский сад № 149» г. о. Самара

Логоритмика, как способ речевого развития детей с ТНР.

Логоритмика, как способ речевого развития детей с ТНР.

Составила:

Учитель-логопед Боброва Е.Д.

 

В эпоху двадцать первого века, в современном обществе, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающиеся влияние на организм человека отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Ей уделяется большое внимание в основных документах, регулирующих деятельность образовательных организаций: Законе РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В последние годы, к большому сожалению, увеличивается количество детей с ОВЗ, в том числе с тяжелыми нарушениями речи, которые влекут за собой целый комплекс других проблем.

Анализ мониторинговых исследований воспитанников с ОВЗ посещающих наш ДОУ позволяет сделать вывод, что для таких детей характерно:

  • различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
  • раздражительность,
  • повышенная возбудимость,
  • двигательная расторможенность,
  • эмоциональная неустойчивость,
  • быстрая утомляемость,
  • неустойчивость внимания и памяти.

Практика работы и исследования учёных показывают, что одним из эффективных средств в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ЗПР и нарушения речи, является коррекционная ритмика.

Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии в основе, которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов

(В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). Отечественные ученые, врачи (Г. И. Шипулин, В. А. Гиляровский) отмечали, что ритмические упражнения, оказывают положительное воздействие особенно на детский коллектив с повышенной возбудимостью.

Коррекционные задачи ритмики это, прежде всего, преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движения, мышечного тонуса, двигательной памяти). В процессе занятия, дети с  ТНР также в форме музыкальной игры, лучше запоминают такие понятия как право и лево, усваивают понятия предлогов: за, перед, под, над. С детьми младшего дошкольного возраста, в процессе коррекционных ритмических упражнений дети с ОВЗ лучше усваивают различные лексические темы, такие как: «Фрукты и овощи», «Домашние и дикие животные», «музыкальные инструменты» и т.д.

В процессе совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ наблюдалась необходимость в дополнительных коррекционных ритмических занятиях, так как у большинства из них наблюдаются следующие двигательные нарушения:

– нарушение координации движений;

– скованность при выполнении движений и упражнений;

– отсутствие плавности движений;

– недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма.

Таким образом мы выделили основные направления работы по коррекционной ритмике:

  • Нормализация двигательного автоматизма и мелкой моторики
  • Развитие воображения, памяти и пространственного мышления.
  • Развитие качественных характеристик движения.
  • Развитие чувства темпа и ритма.
  • Развитие и формирование эмоциональной выразительности.

Работа с детьми с ОВЗ имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии такие как ТНР,ЗПР и РАС. Совместная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных, речевых и эмоциональных особенностей детей.

Коррекционно-ритмическое занятие имеет следующую структуру:

  1. Ритмическая разминка.
  2. Упражнения на активизацию внимания, памяти и воображения.
  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  4. Этюд, для развития выразительности мимики. (« Мартышки », «Зеркало», «Карнавал в лесу».)
  5. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
  6. Упражнения на координацию речи, движения. («Осенние листья», «Урожай собирай», «Мамины помощники».)
  7. Релаксационное упражнение под музыку. («Цветы», «Снег», «Зоопарк».)

Особое внимание уделяем дыхательным упражнениям, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания.

Детям, с ОВЗ, свойственны двигательные беспокойства и повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей в своей работе мы используем игры на расслабление и напряжение. Упражнения и игры на координацию речи с движениями вызывают у дошкольников с ОВЗ интерес, активизируют их в речевом, познавательном, и двигательном плане. Кроме того, с помощью упражнений с проговариванием у воспитанников с ОВЗ вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается память. Дети с удовольствием посещают такие занятия. В процессе игровой и двигательной коррекционной деятельности (самой любимой детской деятельности) они учатся приемам управления своего поведения, умению соотносить речь с движением, координировать свои действия и т.п. А главное, получают много положительных эмоций от общения и движения.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели в разнообразные виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим, экспериментальную деятельность), а так-же в режимные моменты.

Хотелось бы отметить, что благодаря использованию элементов коррекционной ритмики, мы уже сейчас можем увидеть положительную динамику в развитии детей с ОВЗ такие как:

  • улучшение общего эмоционального состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
  • нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Таким образом, следует сказать, что использование логоритмики  в различных видах детской деятельности и взаимодействие специалистов детского учреждения положительно сказывается на развитии детей с речевыми нарушениями, сохраняет и укрепляет их физическое и психическое здоровье, и эмоциональное благополучие.