автор: Боброва Анастасия Альбертовна
Педагог дополнительного образования по экологии город Инта Республика Коми МБДОУ “ЦРР-детский сад №31 “Крепыш”
Название проекта: «Покормите птиц зимой».
Название проекта: «Покормите птиц зимой».
Автор проекта: Боброва Анастасия Альбертовна, педагог дополнительного образования по экологии МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш» город Инта Республика Коми
Проблема: Холод птицам не так страшен, как страшен голод. Птицы гибнут зимой. Голодная птица не выдерживает морозов. Если птица сыта ей и сильный мороз не страшен. Можем ли мы им помочь? Как можем помочь птицам? А знаем ли мы чем можно кормить птиц?
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.
Направленность проекта: социально значимая деятельность.
Актуальность темы:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу . Таким образом, привлечение дошкольников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Описание практической значимости:
- В ходе работы над этим проектом расширяются знания детей о птицах Республики Коми, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
- У детей формируется активная жизненная позиция;
- Дети учатся сопереживать и помогать братьям нашим меньшим. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания.
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители.
Цель :
- Помочь зимующим птицам города Инты пережить холодную и суровую зиму.
- Воспитывать защитников природы, научить быть милосердными.
- Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи :
- Познакомить с зимующими в птицами нашего региона; узнать, чем они питаются;
- Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;
- Выяснить, какие бывают кормушки; Сделать различные виды кормушек своими руками и с помощью родителей.
- Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой;
- Нарисовать плакаты –напоминание о необходимости кормить птиц зимой.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- Способствовать приобретению воспитанниками опыта сопричастности, милосердия, сочувствия к чужой беде;
- Способствовать осознанию детьми важности и необходимости их деятельности;
- Формировать заботливое, доброе отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп и их родители.
Продолжительность : среднесрочный (3 месяца)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-
- Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Новизна проекта:
- добытые знания имеет практическую направленность, результатом которой является: включение знаний в различные игры, изготовление лэпбука, изготовление разных кормушек, подкормка птиц правильным кормом;
- воспитанники имеют возможность посмотреть на птиц с различных позиций: потребности птиц, народная мудрость, факты учёных;
- взаимодействие детей во время работы над проектом в специально организованных микрогруппах, состав которых определяется их возрастом.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
- Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
- Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)
4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
- Обращение к детям детского сада (листовки).
II этап – основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.
1.Беседы
- Беседа на тему «Синичкин День»
- «Что ты знаешь о птицах?»
- «Как живут наши пернатые друзья зимой»
- «Кто заботится о птицах»
- «Пользу или вред приносят птицы?»
- «Меню птиц»
- «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
- Наблюдения
- Наблюдение за синицей, вороной, снегирем, галкой, голубем
-
- Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
- Установка кормушек, кормление, регулярная подкормка птиц.
3.Труд
-
- изготовление кормушек (совместно с родителями)
- чистка кормушек
- подкормка птиц
- Игровая деятельность
-
- Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», “Угадай птицу по описанию”, «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
- Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»
- Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»
- Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Совушка» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка».
- Физ. минутки «Какая для кого зима?», «Чему человек научился у птиц?»
- Информация в уголке для родителей
- «Покормите птиц зимой»
- Памятка “Как подкармливать птиц”.
- Правила поведения возле кормушек.
6.Коммуникация
-
- Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»
- Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
- Э. Булгакова «Синички»
- Сухомлинского «О чѐм плачет синичка»
- Просмотр презентаций: «Зимующие птицы»
- Рассказ «Птичья столовая»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
- Художественное творчество
-
- Рисование «Синички», «Птички на ветках», «Птичка веселая и грустная»
- Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц», «Снегири на снегу»
- Конструирование «Птица»
III этап – заключительный
- Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
- Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
- Организация дежурства детей у птичьей столовой.
- Участие детей и родителей ВО Всероссийской Акции «Покормите птиц зимой» Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва
- Участие в конкурсах Союза охраны птиц России
Продукт проектной деятельности:
- Занятия о зимующих птицах нашего региона;
- Изготовление и развешивание кормушек, изготовленных родителями дошкольников;
- Выпуск брошюры «Чем можно кормить птиц!»;
- Изготовление плакатов «Покормите птиц зимой» и развешивание их в магазинах нашего города;
- Посещение краеведческого музея по теме «Зимующие птицы Республики Коми.
- Рисование рисунков плакатов с детьми старших и подготовительных групп на тему «Зимующие птицы Югыд ва;
- Изготовление «Съедобной кормушки – печенюшки» детьми подготовительных групп.
- Составление народных примет о птицах.
Результативность
В ходе реализации проекта воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: “кто ещё может заботиться о птицах в зимний период времени?”. И мы стали привлекать жителей нашего города к подкормке птиц и оформили листовки-плакаты “Покормите птиц зимой!” и памятки “Чем кормить птиц?” и развесили их в магазинах нашего города.
Таким образом у наших воспитанников успешно формируется гуманно – ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Сделать помощь птицам зимой доброй традицией
- Привлечения взрослых к экологической акции « Покормите птиц»
- Привлечение большего количества детей к реализации проекта на следующий год.