автор: Боброва Анастасия Альбертовна

Педагог дополнительного образования по экологии город Инта Республика Коми МБДОУ “ЦРР-детский сад №31 “Крепыш”

Название проекта: «Покормите птиц зимой».

Название проекта: «Покормите птиц зимой».

Автор проекта: Боброва Анастасия Альбертовна, педагог дополнительного образования  по экологии МБДОУ «ЦРР-детский сад №31 «Крепыш» город Инта Республика Коми

 

Проблема: Холод птицам не так страшен, как страшен голод. Птицы гибнут зимой. Голодная птица не выдерживает морозов. Если  птица сыта ей и сильный мороз не страшен. Можем ли мы им помочь? Как можем помочь птицам? А знаем ли мы чем можно кормить птиц?

 

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.

 

Направленность проекта: социально значимая деятельность.

 

Актуальность темы:

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу . Таким образом, привлечение дошкольников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Описание практической значимости:

  • В ходе работы над этим проектом расширяются знания детей о птицах Республики Коми, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
  • У детей формируется активная жизненная позиция;
  • Дети учатся сопереживать и  помогать братьям нашим меньшим. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания.
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители.

Цель : 

  • Помочь зимующим птицам города Инты пережить холодную и суровую зиму.
  • Воспитывать защитников природы, научить быть милосердными.
  • Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи :

  • Познакомить с зимующими в птицами нашего региона; узнать, чем они питаются;
  • Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;
  • Выяснить, какие бывают кормушки;  Сделать различные виды кормушек своими руками и   с помощью родителей.
  • Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой;
  • Нарисовать плакаты –напоминание о необходимости кормить птиц зимой.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
  • Способствовать приобретению воспитанниками опыта сопричастности, милосердия, сочувствия к чужой беде;
  • Способствовать осознанию детьми важности и необходимости их деятельности;
  • Формировать заботливое, доброе отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Участники проекта:  дети старших и подготовительных групп и их родители.

Продолжительность : среднесрочный (3 месяца)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    • Создание необходимых условий  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих  птиц.
    • Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
    • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
    • Активное участие родителей в реализации проекта.
    • Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Новизна проекта:

  • добытые знания имеет практическую направленность, результатом которой является: включение знаний в различные игры, изготовление лэпбука, изготовление разных кормушек, подкормка птиц правильным кормом;
  • воспитанники имеют возможность посмотреть на птиц с различных позиций: потребности птиц, народная мудрость, факты учёных;
  • взаимодействие детей во время работы над проектом в специально организованных микрогруппах, состав которых определяется их возрастом.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.
  2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
  3. Привлечь родителей к участию данного проекта (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий  о зимующих птицах.

  1. Обращение к детям детского сада (листовки).

II  этап – основной 

Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах и навыка оказания помощи им зимой.

1.Беседы

  • Беседа на тему «Синичкин День»
  • «Что ты знаешь о птицах?»
  • «Как живут наши пернатые друзья зимой»
  • «Кто заботится о птицах»
  • «Пользу или вред приносят птицы?»
  • «Меню птиц»
  • «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
  1. Наблюдения
  • Наблюдение за синицей, вороной, снегирем, галкой, голубем
    • Наблюдение за тем, какие птицы прилетают на кормушки
    •        Установка кормушек, кормление, регулярная подкормка птиц.

3.Труд

    • изготовление кормушек (совместно с родителями)
    • чистка кормушек
    • подкормка птиц
  1. Игровая деятельность
    • Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», “Угадай птицу по описанию”, «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
    • Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»
    • Настольные игры: «Домино» (птицы), «Разрезные картинки»
    • Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Совушка» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»; «Птички и кошка».
    • Физ. минутки «Какая для кого зима?», «Чему человек научился у птиц?»
  1. Информация в уголке для родителей
  • «Покормите птиц зимой»
  • Памятка “Как подкармливать птиц”.
  • Правила поведения возле кормушек.

 

6.Коммуникация

    • Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»
    • Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»
    • Э. Булгакова «Синички»
    • Сухомлинского «О чѐм плачет синичка»
    • Просмотр презентаций: «Зимующие птицы»
    • Рассказ «Птичья столовая»
    • Отгадывание загадок о зимующих птицах
    • Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц
  1. Художественное творчество
    • Рисование «Синички», «Птички на ветках», «Птичка веселая и грустная»
    • Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц», «Снегири на снегу»
    • Конструирование «Птица»

III этап – заключительный

  • Выставка кормушек «Столовая для пернатых».
  • Распределение кормушек для птиц на территории детского сада.
  • Организация  дежурства детей у птичьей столовой.
  • Участие детей и родителей ВО Всероссийской Акции «Покормите птиц зимой» Организатор акции Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Югыд ва
  • Участие в конкурсах Союза охраны птиц России

Продукт проектной деятельности:

  • Занятия  о зимующих птицах нашего региона;
  • Изготовление и развешивание кормушек, изготовленных родителями дошкольников;
  • Выпуск брошюры «Чем можно кормить птиц!»;
  • Изготовление плакатов «Покормите птиц зимой» и развешивание их в магазинах нашего города;
  • Посещение краеведческого музея по теме «Зимующие птицы Республики Коми.
  • Рисование рисунков плакатов с детьми старших и подготовительных групп на тему «Зимующие  птицы Югыд ва;
  • Изготовление «Съедобной кормушки – печенюшки» детьми подготовительных  групп.
  • Составление  народных примет о птицах.

Результативность

В ходе реализации проекта  воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, но возник вопрос: “кто ещё может заботиться  о птицах в зимний период времени?”. И мы стали привлекать  жителей нашего города к подкормке птиц и оформили листовки-плакаты “Покормите птиц зимой!” и памятки “Чем кормить птиц?” и развесили их в магазинах нашего города.

Таким образом у наших воспитанников успешно формируется гуманно – ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  • Сделать помощь птицам зимой доброй традицией
  • Привлечения взрослых к экологической акции « Покормите птиц»
  • Привлечение большего количества детей к реализации проекта на следующий год.