Автор: Блохина Ирина Антоновна
преподаватель литературы и русского языка ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
И.А. Блохина
Преподаватель ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Сегодня в любой области производства нельзя обойтись без особых стандартов поведения: мотивации, креативности, исследовательской деятельности, способности работать в команде и принимать самостоятельные решения, проявления инициативы.
Актуальной проблемой образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности. Ключевые понятия этой деятельности следующие: инициатива, самостоятельность, поиск, эксперимент.
Главной целью моей педагогической деятельности на данном этапе считаю формирование и развитие творческих компетенций в процессе проектно – исследовательской деятельности. Под творческими компетенциями подразумевается совокупность личностных знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом творческой деятельности студента в социальной жизни и творческой сфере.
Особенность этой педагогической цели состоит в том, что она формируется не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента.
Для реализации этой цели ставлю следующие задачи:
— формирование у студентов мотивации к занятию исследовательской деятельностью;
— обучение студентов методам и формам исследовательской деятельности;
— развитие устной и письменной речи;
— создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала студентов, учитывая их индивидуальные способности;
— осуществление мониторинга и анализ результатов обучения.
Моя основная задача как педагога состоит в разработке системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование и развитие творческих компетенций.
В процессе работы использую психологический компонент педагогического взаимодействия. Только при создании благоприятного психологического микроклимата, при доверии, при уважительном отношении к точке зрения друг друга, можно ожидать проявления творческих способностей и самореализации обучающегося.
Основные требования к исследовательской деятельности:
- Наличие проблемы (задачи), требующей исследовательской деятельности для ее решения.
- Познавательная, практическая значимость предполагаемых результатов.
- Вид деятельности (индивидуальная, парная, групповая).
- Структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов.
- Использование исследовательских методов:
— определение проблемы и вытекающих из нее задач;
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования;
— сбор, систематизация и анализ полученных данных;
— обсуждение способов оформления (презентация, творческий отчет (поэтический альбом, «музыкальная шкатулка», иллюстрированные фразеологизмы) и др.;
- Оформление результатов, их презентация, подведение итогов.
Сложность работы в проектно — исследовательской деятельности у студентов связана с тем, что исследователь должен четко представлять, что он должен получить и каким образом. Также студенту нужно распланировать работу по времени (загруженность другими предметами), а мне нужно скорректировать время для индивидуальных консультаций.
Приступая к работе по формированию и развитию творческих компетенций и учитывая все сложности, я сделала следующие выводы:
— тема исследовательской деятельности должна быть интересна студентам;
— должна иметь отношение к изучаемому материалу;
— должны быть учтены интересы студента и его индивидуальные способности.
При изучении темы «Серебряный век русской поэзии» студенты работали над творческим типом проекта. Студенты работали индивидуально.
Была составлена технологическая карта.
Технологическая карта к проекту «Серебряный век русской поэзии»
| Этапы деятельности | Содержание деятельности обучающихся | Содержание деятельности преподавателя |
|
Выбор поэта, по творчеству которого будет работать обучающийся. | Мотивация. Помощь в формулировке темы. |
|
Постановка задач и выработка плана действий. | Индивидуальные консультации. |
|
Работа в библиотеке и с интернет ресурсами. | Определение сроков защиты проекта. |
|
Обработка ключевых моментов в собранном материале. | Советы и предложения обучающемуся. |
|
Подготовка к публичной защите проектов. | Доработка проекта с учетом советов и предложений. |
|
Защита проектов. | Коллективное обсуждение, обобщение материала. |
Результаты работы – поэтические альбомы и презентации.
Работая над проектом «Фразеология», были поставлены следующие цели:
- изучение признаков фразеологизмов;
2.классификация фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений;
- проведение КВНа.
Достижение этих целей подразумевает решение следующих задач:
- Представить различные аспекты фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений:
а) национально – культурный аспект;
б) информационный аспект;
в) социально – бытовой аспект.
- Представить классификацию фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений по следующим разделам:
а) собственные имена в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;
б) фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения о труде и учении;
в) военные пословицы, поговорки, фразеологизмы;
г) цветопись в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;
д) фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, в которых используются цифры;
е) представители фауны в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;
ж) мифологические образы в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;
з) русские блюда в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;
и) пословицы, поговорки, фразеологизмы, в пьесе А.М. Горького «На дне».
- Проиллюстрировать фразеологизмы.
- Показать практическую значимость данной работы.
Хочется подчеркнуть, что проектно — исследовательская деятельность способствует развитию не только познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, но и творческого потенциала студентов, мотивирует к участию в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах.
Список использованной литературы
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
- Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. – М: ГУ ВШЭ, 2002
- Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении. – Красноярск, 2005



