Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Блохина Ирина Антоновна

преподаватель литературы и русского языка ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

И.А. Блохина

Преподаватель ГАПОУ НСО «Новосибирский машиностроительный колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

             Сегодня в любой области производства нельзя обойтись без особых стандартов поведения: мотивации, креативности, исследовательской деятельности, способности работать в команде и принимать самостоятельные решения, проявления инициативы.         

  Актуальной проблемой образования  является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности. Ключевые понятия этой деятельности следующие: инициатива, самостоятельность, поиск, эксперимент.

    Главной целью моей педагогической деятельности на данном этапе считаю формирование и развитие творческих компетенций в процессе проектно – исследовательской деятельности. Под творческими компетенциями подразумевается совокупность личностных знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом творческой деятельности студента в социальной жизни и творческой сфере.  

Особенность этой педагогической цели состоит в том, что она формируется не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных  умений и практических навыков  студента. 

Для реализации этой цели ставлю следующие задачи:

— формирование у студентов мотивации к занятию исследовательской  деятельностью;

— обучение студентов методам и формам исследовательской деятельности;

— развитие устной и письменной речи;

— создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала  студентов, учитывая их индивидуальные  способности;

— осуществление мониторинга и анализ результатов обучения. 

 Моя основная задача как педагога состоит в разработке системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование и развитие  творческих компетенций.

В процессе работы использую психологический компонент педагогического взаимодействия. Только при создании благоприятного психологического микроклимата, при доверии, при  уважительном  отношении к точке зрения друг друга, можно ожидать проявления творческих способностей и самореализации обучающегося.

Основные требования к исследовательской деятельности:

  1. Наличие проблемы (задачи), требующей исследовательской деятельности для ее решения.
  2. Познавательная, практическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Вид деятельности (индивидуальная, парная, групповая).
  4. Структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов.
  5. Использование исследовательских методов:

— определение проблемы и вытекающих из нее задач;

— выдвижение гипотезы их решения;

— обсуждение методов исследования;

— сбор, систематизация и анализ полученных данных;

— обсуждение способов оформления (презентация, творческий отчет (поэтический альбом, «музыкальная шкатулка», иллюстрированные фразеологизмы)  и др.;

  1. Оформление результатов, их презентация, подведение итогов.

Сложность работы в проектно —  исследовательской деятельности у студентов связана с тем, что исследователь должен четко представлять, что он должен получить и каким образом. Также студенту нужно распланировать работу по времени (загруженность другими предметами), а мне нужно скорректировать время для индивидуальных консультаций.

Приступая к работе по формированию и развитию творческих  компетенций и учитывая все сложности, я сделала следующие выводы:

— тема исследовательской деятельности должна быть интересна студентам;

— должна иметь отношение к изучаемому материалу;

— должны быть учтены интересы студента и его индивидуальные способности.

При изучении темы «Серебряный век русской поэзии» студенты работали над творческим типом проекта. Студенты работали индивидуально.

Была составлена технологическая карта.

Технологическая карта к проекту «Серебряный век русской поэзии»

Этапы деятельности Содержание деятельности обучающихся Содержание деятельности преподавателя
  1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.
Выбор поэта, по творчеству которого будет работать обучающийся.  Мотивация. Помощь в формулировке темы.
  1. Планирование. Определение источников, способов сбора информации.
Постановка задач и выработка плана действий. Индивидуальные консультации.
  1. Сбор информации.
Работа в библиотеке и с интернет ресурсами. Определение сроков защиты проекта.
  1. Анализ информации.
Обработка ключевых моментов в собранном материале. Советы и предложения обучающемуся.
  1. Оформление результатов.
Подготовка к публичной защите проектов. Доработка проекта с учетом советов и предложений.
  1. Представление и оценка.
Защита проектов. Коллективное обсуждение, обобщение материала.

 

Результаты работы – поэтические альбомы и презентации.

Работая над проектом «Фразеология», были поставлены следующие цели:

  1. изучение признаков фразеологизмов; 

2.классификация фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений;

  1. проведение КВНа.

Достижение этих целей подразумевает решение следующих задач:

  1. Представить различные аспекты фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений:

а) национально – культурный аспект;

б) информационный аспект;

в) социально – бытовой аспект.

  1. Представить классификацию фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений по следующим разделам: 

а) собственные имена в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;

б) фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения о труде и учении;

в) военные пословицы, поговорки, фразеологизмы;

г) цветопись в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;

д) фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, в которых используются цифры; 

е) представители  фауны в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;

ж) мифологические образы в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;

з) русские блюда в пословицах, поговорках, фразеологизмах, афоризмах, крылатых выражениях;

    и) пословицы, поговорки, фразеологизмы, в пьесе А.М. Горького «На дне». 

  1.   Проиллюстрировать фразеологизмы.     
  2.   Показать практическую значимость данной работы.

Хочется подчеркнуть, что  проектно — исследовательская деятельность способствует развитию не только познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, но и творческого потенциала студентов, мотивирует к участию в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах. 

Список использованной литературы

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
  2. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. – М: ГУ ВШЭ, 2002
  3. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении. – Красноярск, 2005