автор: Бессонова Виктория Анатольевна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 177»
Музыкальная игра как средство освоения музыкально-ритмических движений
Музыкальная игра как средство освоения музыкально-ритмических движений
Содержание
- Игра как ведущий вид деятельности в старшем дошкольном возрасте.
- Классификация музыкальных игр.
3 Использование музыкальных игр в процессе освоения музыкально-ритмических
движений в старшем дошкольном возрасте.
3.1 Авторские музыкальные игры.
- Заключение.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Все мы с вами знаем, как любят играть наши воспитанники. Игра порой настолько захватывает их, что они меняются: становятся взрослее, самостоятельнее, учатся терпимости, коммуникабельности. Здесь они раскрываются, свободно выражают свои желания и чувства.
Я, конечно же знала, что игра – это надёжное средство против неудач в обучении. Любые трудности можно преодолеть в игре, ведь у детей сразу загораются глаза. Они уже мотивированы, а так как они в связи с их возрастными особенностями стремятся к активным движениям, педагог только лишь должен направлять их. А если ещё нам и музыка в помощь, то уж тогда результат себя не заставит долго ждать.
Так размышляя о своей проблеме, я изучила классификацию музыкальных игр. Напомню вам её.
Классификация музыкальных игр
| Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
| Сюжетные,
несюжетные, инсценировки |
Хороводы
инсцени- рование песен, народные игры с пением |
На развитие звуковысотного слуха,
чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха |
На развитие чувства ритма,
на развитие ориентировки в пространстве |
Музыкально-драматические
ритмо-пластические на обрядовой основе певческих импровизаций |
Наблюдая за детьми в процессе музыкально-ритмических движений я обнаружила, что некоторые танцевальные движения дети осваивают тяжело. Это заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и подтолкнуло меня к поиску новых методов работы.
Накопленный опыт в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, показал мне, что при реализации данного направления существуют трудности. Прежде всего: недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; отсутствие разработок педагогических методов и приёмов, позволяющих рационально использовать время для выполнения большего объёма двигательных упражнений, эффективного развития способностей детей к музыкально-ритмическим движениям.
Использование музыкальных игр в процессе освоения музыкально-ритмических движений в старшем дошкольном возрасте.
В связи с вышесказанным я решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей свои авторские музыкальные игры. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка. Подбирая их, я учитывала возрастные особенности детей, как можно усложнить содержание игровой деятельности, какое развитие игра оказывает на детей. В своих музыкальных играх я использовала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова игры, что облегчило сам процесс разучивания танцевального движения.
Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. То есть сначала к нам на занятие приходит лошадка, мы с ней знакомимся, узнаем, что лошадка любит (где она живёт, что кушает, где спит), слушаем про неё песенку, в которой говорится, что ещё лошадка любит скакать, на следующем занятии учим слова песенки, а уже позднее подключаем танцевальное движение прямой галоп.
Вообще такая музыкально-игровая технология, применяемая мною своими корнями уходит в такой малый фольклорный жанр, как подговорки. Они очень помогают детям освоить ритмические танцевальные движения. Например, при освоении детьми шага польки используем ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.
Заключение
На собственном опыте я удостоверилась, что музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей, а музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми.
Поняв значимость двигательной активности в образовательной деятельности я в своей дальнейшей работе решила сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.
В результате намеченных действий, на основании мониторинга педагогической деятельности, анализа выполнения образовательной программы можно констатировать, что эффективное решение поставленных задач способствовало позитивным изменениям в освоении музыкально-ритмических движений:
1.слуховое внимание детей стало более организованным,
2.появилась быстрая и чёткая реакция;
3.ритм, передаваемый детьми стал более точным (хлопки, звучащие жесты, игра на инструментах, ритмические палочки),
4.установилась связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями;
5.развито ритмическое чувство;
6.расширен словарь,
7.совершенствованы психофизические функции,
8.развита эмоциональность,
9.дети стали более общительны,
10.в доступной игровой форме они научились разбираться в соотношении звуков по высоте, динамике, ритму.
И если дети от музыкально-двигательных игр, упражнений получают удовольствие и радость, есть результаты — то цель освоение музыкально-ритмических движений успешно решена.
Авторские музыкальные игры.
- Танцевальное движение «Прямой галоп»
- Музыкальная игра «Лошадки»
1.Поедем на лошадке и без оглядки
Стучат, стучат копытца, летим как птица
Торопимся мы в поле, а там на воле
Мы свежею водицей тебя напоим.
- Проигрыш.
2.Вперёд, вперёд помчится, как не боится
Качнёт лишь головой и дальше по прямой
Как долго мы скакали, чуть-чуть устали.
Вот кончен путь! Пора отдохнуть.
- Проигрыш.
Танцевальное движение «Боковой галоп»
Авторская музыкальная игра «Мы галопом скачем дружно» белорусская народная песня «Бульба»
1.Мы галопом скачем дружно танцевать нам очень нужно
Ножка, ножку догоняет. Друг от друга убегают.
Припев: Гоп, гоп, гоп — получается галоп резвый топот многих стоп
Гоп, гоп, гоп – веселее улыбнись и тогда остановись.
2.А теперь мы отдохнём и покружимся вдвоём
Мы пружинку сделаем и опять за дело все.
Припев: Гоп, гоп, гоп — получается галоп резвый топот многих стоп
Гоп, гоп, гоп – веселее улыбнись и тогда остановись.
3.Мы похлопаем все вместе, чтобы не стоять на месте
Ножкой топнем и тогда,
Воспитатель: Все готовы дети?
Дети: Да!
Припев: Гоп, гоп, гоп — получается галоп резвый топот многих стоп
Гоп, гоп, гоп – веселее улыбнись и тогда остановись.
Танцевальное движение «Ковырялочка»
Авторская музыкальная игра «Ковырялочку мы спляшем»
Ковырялочку мы спляшем
Дружно все не отставать
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять.
На носок, потом на пятку.
Топ-топ-топ остановлюсь.
Левой, так же по порядку
Танцевать я не ленюсь.
Проигрыш.
Танцевальное движение «Приставной шаг»
Авторская музыкальная игра «Приставной шаг» муз. Е.Макаров
1.Шаг, шаг приставляй, и не отставай
Все бочком идём, нам всё нипочём
Ты почувствуй ритм, ножкой он отбит
Ты не торопись, в музыку окунись.
- Проигрыш.
2.Нам легко шагать, друг другу помогать
Какой дружный круг, весело всем вокруг
Танец наш хорош, лучше не найдёшь
Все труды не зря помогла игра.
Танцевальное движение «Подскоки»
Авторская музыкальная игра «Подскок»
1.Научиться мы должны, исполнять движенья
И подскок выполнять все без исключенья.
- Проигрыш.
- Раз – подскок, два – подскок скачем мы вприпрыжку
Что ж устали? Отдохнём. Возьмём передышку.
- Проигрыш.
3.Повторять не устаём трудное движенье
Точно знаем, будет толк, если есть стремленье.
- Проигрыш.



