Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Беркутова Марина Александровна

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №108 «Зазеркалье»

Памятка для родителей «Если в семье появился ребенок с РАС» как элемент формирования психолого-педагогической компетентности.

Памятка для родителей «Если в семье появился ребенок с РАС» как элемент формирования психолого-педагогической компетентности.

Тема о работе с родителями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) архиактуальна связи с тем, что на сегодняшний день практически в каждом образовательном учреждении есть такие дети. 

Появление в семье ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) полностью изменяет ход жизни всей семьи, ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. Семья испытывает значительные трудности в воспитании такого ребенка. Поэтому, педагогам образовательных учреждений в первую очередь необходимо понять состояние таких родителей. Необходима эмоциональная поддержка и максимальная вовлеченность со стороны педагогов в процесс обучения и воспитания детей. 

Психолого-педагогическое просвещение – то, что помогает семье лучше понимать особенности развития личности ребенка с РАС, развить эмпатию по отношению к ребенку, научиться слушать и понимать его нужды, даже если они выражаются невербально. При этом, психолого-педагогическое просвещение это не просто набор советов, а системная работа, основанная на научных данных детской психологии и педагогики. Особое внимание уделяется формированию позитивной родительской атмосферы, где ребенок чувствует себя любимым, принятым и поддерживаемым.

Современные методы психолого-педагогического просвещения включают в себя различные форматы: лекции, семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, онлайн-курсы и вебинары.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей ребенка с РАС позволяет:

 -дать родителям возможность понять, что происходит с их ребенком, помочь установить с ним эмоциональный контакт;

-почувствовать уверенность в своих силах;

– помочь занять активную позицию в определении образовательной траектории своего ребенка; взять на себя часть ответственности за образовательный результат;

-помочь родителям переосмыслить систему ценностей: здоровый ребенок – это важно, но если нельзя достичь полного выздоровления, то надо научиться жить с таким ребенком, не требуя от него невозможного;

-сформировать увлечение процессом развития ребенка показывать родителям возможность возникновения маленьких, но очень важных для ребенка достижений;

-помочь родителям осознать важность дружеских взаимоотношений с родными и близкими людьми;

-подготовить родителей к тому, что воспитание особенного ребенка в семье требует больших физических и духовных сил, поэтому важно, чтобы на протяжении жизни они сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистических взгляд на будущее;

-помочь родителям переосмыслить систему ценностей: здоровый ребенок – это важно, но если нельзя достичь полного выздоровления, то надо научиться жить с таким ребенком, не требуя от него невозможного;

-заинтересовать в создании новых социальных контактов с людьми, имеющими аналогичные проблемы, что позволит супругам и особенно одиноким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. 

           В целях психолого-педагогического просвещения родителей, воспитывающих ребенка с РАС, была разработана памятка «Если в семье появился ребенок с РАС», которая может стать не только справочным материалом, но и источником вдохновения для родителей, стремящихся создать благоприятную атмосферу для своих детей. В конечном итоге, цель заключается в том, чтобы помочь родителям стать более осознанными и чуткими к потребностям своих детей, что, безусловно, положительно скажется на их развитии и благополучии.

 

Памятка для родителей «Если в семье появился ребенок с РАС»

Появление в семье ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) полностью изменяет ход жизни всей семьи, ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. 

Родители ребенка с РАС растеряны, подавлены, задают себе одни и те же мучительные вопросы: “Почему это случилось именно с моим ребенком? Что делать и как жить дальше?”.

У родителей возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдиться своего ребенка, чувствуют себя отверженными, одинокими. Происходит это потому, что ребенок с РАС может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, что влечет непонимание и осуждение окружающих, усложняет положение его самого и его родителей. 

Для того чтобы атмосфера в семье, воспитывающей ребенка с РАС, была более благоприятной и доброжелательной, а коррекционная работа с аутичным ребенком более эффективной, родителям необходимо: 

– избавиться от стереотипов, которые преследуют их в жизни (например: «Если у меня больной ребенок, значит жизнь кончена: я должна отказаться от своих планов и остаток жизни посвятить ребенку», «Если бы он был здоровым, я мог бы жить совсем иначе!») и перестать искать ответы на вопросы: «Почему именно мой ребенок такой?», «Кто виноват?». Лучше осознать раз и навсегда – вы тут не причем, так сложилось. Ваш ребенок нуждается в вас и вашей любви к нему. 

– избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха. Но, под словом «успех” понимают что-то свое, взятое из стереотипных общественных представлений: «Он станет успешным, знаменитым». Часто родительские мечты не согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. Следует понять, что ребенок в своей жизни должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Не нужно предъявлять к ребенку повышенных требований. 

– понять, что ни в коем случае не стыдиться своего ребенка. Родителям больно осознавать, что их ребенок «не такой как все», не оправдает их надежд, и тогда родители начинают стыдиться своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу – он неадекватно реагирует и странно себя ведет. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители пытаются делать замечания, постоянно одергивают ребенка, срываются на него. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его! 

– перестать замыкаться в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Предложите своим друзьям принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего «особенного» малыша. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться с ними, он возьмет вас и ваших друзей за образец. 

– найти единомышленников. Семьям, где воспитывается ребенок с нарушениями аутистического спектра, полезно общаться между собой. Родители перестают чувствовать свое одиночество и обособленность, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки. 

– понять, что ребенок не требует от вас жертв. Конечно, кое от чего придется отказаться. Но выход можно найти из любой ситуации. И это будет зависеть только от вас. Рассказывайте о детях с РАС другим людям – пусть все знают, что «нестандартные» малыши есть, и что им нужен особый подход! 

– осознать, что не нужно ждать быстрого результата в воспитании и обучении ребенка РАС. Научитесь радоваться даже самым небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы. 

– ознакомиться с Конституцией семей, воспитывающих детей с нарушениями развития (Швейцария), где перечислены права родителей: 

  1. Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют проблемы развития. 
  2. Понимать, что происходит с их ребенком. Знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать. 
  3. Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специалисты не должны говорить: “Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела”. 
  4. Получать помощь без необходимости извиняться на нее. 
  5. Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать. 
  6. Сердиться. И на ребенка в том числе. 
  7. Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье – работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее. 
  8. Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку. 
  9. Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать. 
  10. Ожидать чуда. 
  11. Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном враче. 

 

Для реализации всего вышеуказанного не нужны законы и указы, нужны только Ваша добрая воля и упорство!