автор: Березняк Олеся Викторовна
педагог – психолог МБУДО “ДДТ”
«Профилактика аддиктивного поведения у подростков»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Тренинг: «Профилактика аддиктивного поведения у подростков»
Выполнила: методист
О.В. Березняк
Осинники, 2018г.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ являются общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. В школе и центрах творчества дети проводят большую часть своей жизни. Сфера социального влияния образовательных учреждений, а также имеющиеся в них образовательные и воспитательные ресурсы имеют системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносят огромный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. В настоящее время возникла необходимость развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Это обусловлено как существенными изменениями социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля, с другой – определяет приоритет задач первичной профилактики, главным образом на развитие культуры здорового образа жизни и других духовных ценностей. Одним из методов профилактики употребления ПАВ является тренинг. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами. Дети усваивают информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда они имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, так же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. [3]В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. Главная отличительная черта тренинга – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они осведомлены в общих чертах, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте именно тренинговые занятия. Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи тренинга: – 1.Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; – 2.изменение отношения детей к наркомании; – умение сказать «Нет наркотикам»; – 3.формирование мотивации к сохранению здоровья. Тренинг включает набор игр. Игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство в группе, сообщение педагогом условий тренинга, правил работы, оценку уровня информированности участников, их личного опыта, игра «Спорные утверждения», в ходе которой участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам, игра «Ассоциации», в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятия зависимости подростками, игра «Словесный портрет», где на основе выработанных ассоциаций участники описывают образ человека, злоупотребляющего психоактивными веществами, ролевая игра «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого», человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления, Подобный набор игр обусловлен важной последовательностью событий, положенных в основу сценария тренинга: от ознакомления с проблемой, постановки вопроса через эмоциональные переживания личного и микросоциального уровня к мотивированному отказу от ПАВ. Остановимся подробнее на некоторых деталях тренинга. Вот примерный ход тренинга, который можно использовать в образовательном учреждении в рамках профилактики употребления ПАВ. I часть. Знакомство. Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят предыдущее имя, последний должен назвать все имена. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем раздаются готовые бэйджики. Педагог: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить и о серьезном. А собрались мы здесь чтобы поговорить об одной очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не дадим вам скучать и очень постараемся, чтобы вам было очень интересно. Правила нашего сегодняшнего мероприятия.
Правила:
- Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно.
- Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
- Вся личная информация, сообщенная тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается.
- Если ты хочешь высказаться – подними руку, и тебя обязательно выслушают.
- Если тебе что-то не нравится, предложи, как сделать лучше.
- Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.
Педагог. А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- ИГРА: «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ»
- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
- Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
- Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
- Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
- Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
- Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, педагог предлагает высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное – участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта. Педагог: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных частях нашей комнаты. Прочитайте их.
- ИГРА «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
- «Совершенно согласен»
- «Согласен, но с оговорками»
- «Совершенно не согласен»
- «Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты. Педагог зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: “почему я считаю именно так”. Выслушав мнения каждого из участников педагог в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
- Наркомания – это преступление.
- Легкие наркотики безвредны.
- Наркотики повышают творческий потенциал.
- Наркомания это болезнь.
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
- Наркомания излечима.
- Многие подростки начинают употребление наркотиков “за компанию”.
- Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
- Наркоман может умереть от СПИДа.
- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
- По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
- Наркоман может умереть от передозировки.
- Продажа наркотиков не преследуется законом.
- Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
- Наркоманы – это не люди.
Педагог: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного. Давайте поблагодарим………………………….. за поучительную информацию.
3.ИГРА стр. №171 упражнение «Зависимость от наркотиков» (сумка тренера) №10
- ИГРА стр.173 упражнение «Гора жизни» (сумка тренера) №10
Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.
5.ИГРА «МАРИОНЕТКИ»
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 –
3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель “кукловодов” – перевести “куклу” от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет “куклу”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают “кукловоды”. Очень важно, чтобы на месте “куклы” побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли “куклы”?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому? Педагог: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость.
- ИГРА «Жизнь с болезнью» стр. 169 (сумка тренера) №10
Педагог: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (Дети отвечают). Педагог: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…
- ИГРА «ПОРТРЕТ НАРКОМАНА» На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок. Педагог: Дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?» (Дети отвечают). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Педагог: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
8.ИГРА «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!» Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинает педагог. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка. Педагог: «И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу!
Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!»
ЛИТЕРАТУРА
- Бабайцева, В.К. Личностно-ориентированный тренинг. / В.К. Бабайцева – М.: МГУ, 1997 – 96 с.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. / И.В. Вачков – М.: «Ось-89», 1999. – 116 с.
- Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. / А.Г. Грецов – СПб.: ПИТЕР, 2005 – 78 с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994 – 45 с.
- Клее, М. Психология подростка / М. Клее – М., 1994 – 129 с.
- Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов – Екатеренбург, 1997 – 300 с.
- Макшанов, С.И. Психология тренинга / С.И. Макшанов – М., 2002
- Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В. Сидоренко – СПб: Речь, 2001
- Такташева, Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей / Е.К. Такташева – Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1994- 62 с.
- Я провожу тренинг. Методические рекомендации ./ Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.