Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Березняк Олеся Викторовна

педагог – психолог МБУДО “ДДТ”

«Профилактика аддиктивного поведения у подростков»

            Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Тренинг:   «Профилактика аддиктивного поведения у подростков»

Выполнила: методист  

О.В. Березняк

Осинники, 2018г.

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ являются общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. В школе и центрах творчества дети проводят большую часть своей жизни. Сфера социального влияния образовательных учреждений, а также имеющиеся в них образовательные и воспитательные ресурсы имеют системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносят огромный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. В настоящее время возникла необходимость развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Это обусловлено как существенными изменениями социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, табакокурением и алкоголизмом. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля, с другой – определяет приоритет задач первичной профилактики, главным образом на развитие культуры здорового образа жизни и других духовных ценностей. Одним из методов профилактики употребления ПАВ является тренинг. Именно в контексте тренинга можно научить подростка достигать личных целей, демонстрировать свою «взрослость» приемлемыми способами. Дети усваивают информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда они имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, так же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Тренинг – особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. [3]В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. Главная отличительная черта тренинга – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они осведомлены в общих чертах, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте именно тренинговые занятия. Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи тренинга: – 1.Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; – 2.изменение отношения детей к наркомании; – умение сказать «Нет наркотикам»; – 3.формирование мотивации к сохранению здоровья. Тренинг включает набор игр.  Игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство в группе, сообщение педагогом условий тренинга, правил работы, оценку уровня информированности участников, их личного опыта, игра «Спорные утверждения», в ходе которой участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам, игра «Ассоциации», в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятия зависимости подростками, игра «Словесный портрет», где на основе выработанных ассоциаций участники описывают образ человека, злоупотребляющего психоактивными веществами, ролевая игра  «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого», человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления, Подобный набор игр обусловлен важной последовательностью событий, положенных в основу сценария тренинга: от ознакомления с проблемой, постановки вопроса через эмоциональные переживания личного и микросоциального уровня к мотивированному отказу от ПАВ. Остановимся подробнее на некоторых деталях тренинга. Вот примерный ход тренинга, который можно использовать  в образовательном учреждении в рамках профилактики употребления ПАВ. I часть.  Знакомство. Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят предыдущее имя, последний должен назвать все имена. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем раздаются готовые бэйджики. Педагог: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить и о серьезном. А собрались мы здесь чтобы поговорить об одной очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не дадим вам скучать и очень постараемся, чтобы вам было очень интересно.  Правила нашего сегодняшнего мероприятия.

Правила:

  1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно.
  2. Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
  3. Вся личная информация, сообщенная тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается.
  4. Если ты хочешь высказаться – подними руку, и тебя обязательно выслушают.
  5. Если тебе что-то не нравится, предложи, как сделать лучше.
  6. Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.

Педагог. А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. ИГРА: «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ»
  2. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
  3. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
  4. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  5. Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
  6. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
  7. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, педагог предлагает высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное – участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта. Педагог: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных частях нашей комнаты. Прочитайте их.

  1. ИГРА «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
  2. «Совершенно согласен»
  3. «Согласен, но с оговорками»
  4. «Совершенно не согласен»
  5. «Не имею точного мнения»

Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты. Педагог зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: “почему я считаю именно так”. Выслушав мнения каждого из участников педагог в виде краткой лекции излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

  1. Наркомания – это преступление.
  2. Легкие наркотики безвредны.  
  3. Наркотики повышают творческий потенциал.
  4. Наркомания это болезнь.
  5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  6. Наркомания излечима.
  7. Многие подростки начинают употребление наркотиков “за компанию”.
  8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  9. Наркоман может умереть от СПИДа.
  10. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  12. Наркоман может умереть от передозировки.
  13. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  14. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
  15. Наркоманы – это не люди.

Педагог: Я думаю все мы сделаем правильные выводы из увиденного. Давайте поблагодарим………………………….. за поучительную информацию.  

3.ИГРА стр. №171 упражнение «Зависимость от наркотиков» (сумка тренера) №10

  1. ИГРА стр.173 упражнение «Гора жизни» (сумка тренера) №10

Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.

5.ИГРА «МАРИОНЕТКИ»  

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 –

3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель “кукловодов” – перевести “куклу” от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет “куклу”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают “кукловоды”. Очень важно, чтобы на месте “куклы” побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли “куклы”?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому? Педагог: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него.  Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость.
  4. ИГРА «Жизнь с болезнью» стр. 169 (сумка тренера) №10

Педагог: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (Дети отвечают). Педагог: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…

  1. ИГРА «ПОРТРЕТ НАРКОМАНА» На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок. Педагог: Дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?» (Дети отвечают). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Педагог: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

8.ИГРА «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!» Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинает педагог. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка. Педагог: «И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу!

Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!»  

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабайцева, В.К. Личностно-ориентированный тренинг. / В.К. Бабайцева – М.: МГУ, 1997 – 96 с.
  2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. / И.В. Вачков – М.: «Ось-89», 1999. – 116 с.
  3. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. / А.Г. Грецов – СПб.: ПИТЕР, 2005 – 78 с.
  4. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994 – 45 с.
  5. Клее, М. Психология подростка / М. Клее – М., 1994 – 129 с.
  6. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов – Екатеренбург, 1997 – 300 с.
  7. Макшанов, С.И. Психология тренинга / С.И. Макшанов – М., 2002
  8. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В. Сидоренко – СПб: Речь, 2001
  9. Такташева, Е.К. Общение и личнотсный рост: сборник учебно- методических пособий для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей / Е.К. Такташева – Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1994- 62 с.
  10. Я провожу тренинг. Методические рекомендации ./ Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.